Как «оживали» мечети старого города – ФОТО+ВИДЕО

Уникальный процесс реконструкции, способный «оживить» исторические памятники, потрепанные временем

Начиная с 2009-го года, по приглашению Управления Государственного Историко-Архитектурного Заповедника Ичеришехер при Кабинете Министров АР реставрационные работы в старом городе осуществляет известная австрийская компания (Atelier Erich Pummer GmbH), специализирующаяся на реставрации и восстановлении исторических памятников. Работая в тесном взаимодействии с руководством Управления Ичеришехер, австрийские реставраторы успешно осуществляют работы по реставрации и консервации памятников архитектуры мирового и государственного значения.

Сегодня мы с вами отправимся в сердце Баку, Ичери шехер, где расположены многие древние мечети города. Со временем фасады некоторых религиозных сооружений были серьезно потрепаны дождем, ветром и колебанием температур, а в последнее столетие еще и,из года в год увеличивающимся, воздействием техногенных факторов, поэтому нуждались в основательной реставрации, о которой мы сегодня расскажем на примере Бекской мечети, мечети Мухаммеда и пятничной мечети.

А поможет нам в этом менеджер азербайджанского представительства австрийской компании Atelier Erich Pummer GmbH Чингиз Нейман-заде, координирующий основные работы по реставрации памятников на территории Ичери шехер, которые выполняет австрийская фирма. Чингиз муаллим подробно рассказал о данном процессе и отметил, насколько это сложный и кропотливый процесс.

Итак, первый наш визит в Бекскую мечеть (мечеть «Бейляр»), которая была открыта в декабре 2016-го года после основательной реставрации. Данный историко-архитектурный памятник был построен в 1895 году сыновьями Мухаммеда Хашим-ал-Бакуи Хаджи-бабой и Хаджи Джавадом с помощью Муртузы Мухтарова — бакинского нефтепромышленника и мецената. Эту мечеть на территории Ичеришехер построили последней. Она отличается от других религиозных памятников по величине зала и структуре. «В ее строительстве были использованы конструктивные принципы европейской, восточной, а также местной архитектуры. Вряд ли в Азербайджане можно найти вторую такую мечеть. Памятник, построенный на месте старинной мечети, прекрасно вписался в местность, благодаря продуманной работе архитектора, который мастерски привязал ее к существующему ландшафту. С архитектурной точки зрения мечеть выполнена просто блестяще. Ее архитектор был очень умным и грамотным человеком. Верхняя часть минарета, имеющего совершенный вид, украшена декоративными элементами, присущими западноевропейской архитектуре. В зале и михрабе мечети мастерски использованы совершенные образцы искусного камнетесания», — отмечает Чингиз Нейман-заде.

По его словам, в процессе реставрации поверхность оригинальной кладки была очищена от толстого слоя штукатурки, который ее покрывал. «Стены находились в ужасном состоянии, а колонны были покрыты многими слоями краски разных цветов. Когда мы обнаружили, что под этими слоями краски существует оригинальное покрытие (так называемое марморирование), то краска была бережно удалена с поверхности колонн, благодаря чему нам удалось восстановить их прежний великолепный внешний вид.

Нейман-заде также отметил, что похожие мечети можно увидеть в испанских городах, которые в свое время были захвачены Арабским халифатом, например, в Кордове. «Если в кладке Кордовской мечети идет чередование камней красного и белого цветов, то в Бекской мечети использованы камни темно-серого и кремового цветов.В процессе реставрации удалось сохранить уникальную оригинальную кладку. Если говорить о кирпичном поле, то он тоже оригинальный. На фото соборная мечеть Кордовы, Х век.

 

Чингиз муаллим также отметил, что в реставрационных работах, которые велись в 2014-2015 годах, принимал участие и «Центр традиционного искусства Ичеришехер», спроектировавший двери и окна, и украсивший их дизайнерскими элементами ручной работы в соответствии со стилем, в котором построена мечеть. Это традиционные орнаменты, свойственные Бакинской и Абшеронской школам.

Люстры для Бекской мечети были привезены из Турции. Уровень освещения можно регулировать включателем-реостатом, что позволяется добиваться определенных эффектов освещения.

Сегодня в мечети, ставшей музеем, создана экспозиция «Священные реликвии», где представлены относящиеся к различным периодам старинные издания Корана, являющегося священной реликвией Ислама. Здесь демонстрируются 73 издания Корана, 7 религиозных книг, 19 религиозных атрибутов – в общей сложности 99 экспонатов. Среди привлекающих внимание экспонатов — страницы книг, спасенные от пожара, замурованный ахундом в стену и сохраненный таким образом Коран, принадлежавший Дербентской мечети, а также представленные здесь разделы Корана. Священные реликвии, собранные в различных регионах Азербайджана, обнаружены в подвергшихся пожару библиотеках и частных имениях.

Ознакомление с мечетью Мухаммеда, прошедшую капитальную реставрацию

Итак, следующим объектом нашего изучения стала мечеть Мухаммеда, относящаяся к XI веку. Название «Сыныг-гала» она получила после событий 1723 года, когда военная эскадра российских войск, состоящая из 15 кораблей и возглавляемая генералом Матюшкиным, подошла со стороны моря к городу и потребовала его сдачи. В ответ на отвергнутый ультиматум русские корабли стали бомбить город. Один из снарядов угодил в минарет мечети и повредил его. В тот же миг поднялся сильный штормовой ветер и унёс парусные суда русских далеко в море. Население города восприняло это, как божью защиту от иноземных захватчиков. С тех пор и до середины XIX века минарет мечети не восстанавливался, так как считался символом сопротивления.

Минарет примыкает к мечети, построенной на месте более древней, план которой повторяет план первоначальной. Сложен он из тщательно отесанного камня. Огражденный каменными плитами балкончик для муэдзина — шерифе поддерживают грубоватые, уплощенные сталактиты карниза. Завершает ствол ребристый купол. Внутри ствола вьётся узенькая винтовая лестница. Под карнизом архаическим куфи начертана вязь коранической надписи. Отмечается, что эта надпись и плетение геометрического орнамента на плитах парапета балкончика оживляют суровость облика мечети.

«Лет 15 назад здесь были самые настоящие руины. В советское время была проведена частичная реставрация, но процесс разрушения продолжался. На фасаде здания во многих местах имелись гипсовые корки различного размера и плотности, камни разрушались и осыпались. Некоторые камни были готовы в любой момент выпасть из фасада кладки. Процесс реставрации мечети Мухаммеда начался в 2010-ом году и длился один год, во время которого была применена уникальная технология вакуумного камнеукрепления, которая используется в исключительных случаях в зависимости от того, насколько сильно пострадал памятник», — говорит Чингиз Нейман-заде.

Патент на эту технологию имеет только руководитель фирмы Atelier Erich Pummer GmbH, господин Эрих Пуммер. Эта технология чем-то напоминает реанимацию, когда нужно «оживить» памятник, находящийся на грани разрушения. Реставратор также отметил, что сегодня в Европе эта технология используется при реставрации зданий, нафасаде которых имеются ценные элементы: лепнина, резьба, орнаменты, и зачастую статуи. «Со временем камень теряет свою прочность, поэтому статуи пытаются либо убрать, заменив их точными копиями, либо восстановить оригиналы с помощью данной технологии вакуумного камнеукрепления.Как она работает – статую, фрагмент или часть строительного сооружения помещают в вакуум, который создается с помощью специальной пленки, и в этих условиях подается камнеукрепитель, который восстанавливает прочность камня и статуи», — отмечает Нейман-заде.

По словам Чингиза муаллима, камни бывают разные: более прочные и более мягкие, крупно- и мелкопористые. В зависимости от прочности камня и порового пространства, которым он обладает, проникновение камнеукрепителя в структуру камня иногда затрудняется. «К примеру, есть такие камни, которые впитывают в себя раствор, как губка. Другие же пропускают вещество всего на 1 мм, а дальше оно не проходит, и добиться эффекта в обычных условиях не получается. С помощью вакуумного камнеукрепления даже в очень твердую структуру камня за счет вакуума реставратор может внести реставрационный материал намного глубже, одним словом, увеличивается глубина проникновения — пенетрация. Если в обычном состоянии камнеукрепитель проникает всего на 1-4 мм, то с помощью вакуума глубина проникновения может быть 7-8 мм, и даже более глубоко. Весь этот процесс контролируется с помощью специального прибора. До начала проведения реставрационных работ замеряется прочность сопротивления камня и после проведения вакуумного камнеукрепления, вновь проводятся измерения, тем самым подтверждается эффективность использования этой технологии, которая была применена во время реставрации минарета, находившегося в плачевном состоянии», — объясняет Чингиз муаллим.

По словам менеджера азербайджанского представительства австрийской компании Atelier Erich Pummer GmbH Чингиза Нейман-заде, только при реставрации мечети Мухаммеда использовалась технология вакуумного укрепления, так как камни были в плаченом состоянии, а многие просто разрушены атмосферным воздействием. «Было два варианта: либо заменить старые камни новыми, либо восстановить оригинальные камни. Естественно, было решено использовать второй вариант, который позволил сохранить оригинальную кладку исторического памятника, дав ей второе дыхание. Помимо этого, купол и наиболее ценная часть минарета были обработаны специальным составом, который защищает камни от проникновения влаги, имеющей губительное воздействие и ускоряющая их разрушение. Таким образом, сегодня у воды просто нет шансов проникнуть в структуру камня.

Чингиз муаллим также отметил, что мечеть Мухаммеда сталапервым памятником в Азербайджане, который был отреставрирован в соответствии со всеми требованиями ЮНЕСКО и основными достижениями европейских мастеров реставрации, ведь такого уровня технологии в АР больше не применялись.

Джума-мечеть или Пятничная мечеть Ичери шехер

Нашим последним на сегодня объектом изучения стала Джума-мечеть, или Пятничная мечеть, построенная в 1899 году на деньги бакинского богача Хаджи Шихали Дадашева. Она была возведена на месте древней Джума-мечети, которая, как полагают, возникла на месте храма огнепоклонников. К новой мечети примыкает минарет, воздвигнутый в 1437 году.

Джума-мечеть, находящаяся неподалеку от мечети Мухаммеда, неоднократно обновлялась, но в начале нашего века одним из местных богачей — ревнителей благочестия — была перестроена заново. Первоначальный ее план известен по обмеру, выполненному в конце XIX века А. Павлиновым, а общий облик — по старинным фотографиям и зарисовкам, в частности А. Боголюбова. Неправильный шестигранник плана здания со срезанными южным и западным углами отразил сложность архитектурной задачи. Мечеть сооружалась на освященном традицией тесно обстроенном участке. А. Павлинов не без основания полагал, что на этом месте некогда находилось языческое капище.

Помещения мечети невелики, вплоть до предназначавшегося для мужчин купольного зала, не говоря уже о молельных комнатах для женщин. Особенностью мечети являлся купол конического очертания. В убранстве его важное место принадлежало поливным изразцам, привозному декоративному материалу, сравнительно редко встречающемуся в архитектуре северных областей Азербайджана.

О реставрации других историко-архитектурных памятников Ичери шехер можно почитать здесь.

Рустам Гасымов