О ситуации вокруг Иерусалима, и отношений Турции и Израиля рассказал Novayaepoxa.Com офицер ЦАХАЛ в отставке, генеральный секретарь движения «Дом Давида», политолог, публицист Рами Сурис.
— Как вы оцениваете последние события касаемо вокруг Иерусалима? к каким последствиям все это может привести?
— События вокруг признания Трампом Иерусалима, как столицы Израиля, нужно расценивать относительно спокойно- Трамп признал очевидное, хотя его заявление в общем далеко не очевидно. Оно оговорено обычной декларацией, в пояснении которой сказано, что статус города все равно должен решаться на переговорах в ходе т.н. «мирного процесса», а перенос американского посольства в Иерусалим может занять несколько лет. На самом деле, Иерусалим так или иначе остается разделенным естественным образом, по факту проживания, городом…
Никаких «глобальных» последствий от этого заявления Трампа быть не может, заявление не было неожиданным, хотя нужно признать, что оно дало некоторые «карты в руки» всевозможным профессиональным политикам и полит-технологам от «мусульманского мира» (по факту сильно расколотом), которые громкими заявлениями пытаются перетянуть «одеяло популярности» в этом «мусульманском мире» на себя, скорее соревнуясь друг с другом в красноречии, чем призывая к реальным действиям.. Но не более того…
— Как Израиль оценивает активность Турции в вопросе Иерусалима?
— Также абсолютно спокойно и предсказуемо… Другого от Эрдогана, потерявшего, в связи с сирийскими и иракскими событиями свою былую популярность в арабском мире, трудно было ожидать. Однако следует признать, что, несмотря на все громкие заявления Эрдогана, есть другая «сторона медали» — а именно сотрудничество Израиля и Турции в различных областях, включая военную сферу. Вот некоторых факты:
— в 2017 году объем турецкого экспорта в Израиль увеличился на 30%, и Турция планирует в течение следующих пяти лет удвоить экспорт продуктов питания в Израиль;
— 26 и 27 ноября в том же Иерусалиме и в Тель-Авиве прошли ярмарки кулинарии и культуры «Дни Турции», через два дня после них, 28-30 ноября, турецкие продукты питания были очень широко представлены на международной выставке «IsraFood 2017» в крупнейшем выставочном комплексе Израиля;
— Две недели назад был заключен весьма обширный контракт между Израилем и Турцией на модернизацию автобусного парка «Isuzu»;
— Возобновилось сотрудничество по модернизации турецкого военного «механизированного парка»;
В сфере политики, особенно по сирийскому вопросу, у Турции и Израиля есть также немало общих интересов: Турция также, как и Израиль, крайне не заинтересована в усилении роли Ирана в Сирии, поэтому обе стороны давно координируют свои действия в этой стране.
Ну и в заключении можно добавить, что в документе от июня 2016 года, при возобновлении дипломатических отношений между Израилем и Турцией, на трех языках — иврите, английском и турецком, стороны обозначены как «Анкара» и «Иерусалим» (на турецком — «Эль Кудс»)… Так что здесь можно сказать, что Турция еще задолго до заявления Трампа, косвенно признает Иерусалим столицей Израиля.. К тому же все дипломатические ноты и грамоты турецкий посол вручает израильскому правительству именно в Иерусалиме..
Исходя из всего этого, следует заключить, что Турция скорее «играет» своими заявлениями на популярность, особенно внутри страны, где в 2019 году должны пройти очередные президентские выборы, а положение Эрдогана и его партии не столь уж «незыблемо»…Впрочем, нечто подобное можно сказать и о других лидерах мусульманских стран, каждый из которых имеет свой «интерес» в мусульманском мире с одной стороны, и свой «интерес» в отношениях с Израилем и с США — с другой стороны..
— Может ли Израиль принять Восточный Иерусалим как столицу Палестины?
— Не может. Израиль давно провозгласил Иерусалим своей «неделимой» столицей, это закреплено законодательно, все основные правительственные комплексы находятся в Иерусалиме.
Другое дело, что есть риторика т.н. «мирного процесса», в котором этот пункт имеет определенное значение, но обусловлен рядом других пунктов и многих, зачастую просто невыполнимых условий, как с той, так и с другой стороны.
Здесь следует признать тот факт, что т.н. «мирный процесс» имеет скорее финансовый, чем политический характер, это огромный поток средств, на котором «кормятся» кроме израильских, сотни тысяч всевозможных чиновников и представителей от «арабского мира», «ЕС», «ООН», «ЮНЕСКО» и других структур мировой политики, включая и «председателя» Абу Мазена, который за долгие годы «процесса» стал долларовым миллиардером.
Даже ХАМАС, который как обычно, громче всех заявляет, не далее как сегодня передал Израилю через египетскую сторону, что он «…не заинтересован в конфликте и делает все возможное, чтобы предотвратить редкие обстрелы израильской территории неподконтрольными ему группировками».
Исходя из всего этого, можно заключить, что все «игры», которые сегодня происходят вокруг «иерусалимского вопроса», следует скорее отнести к разряду полит-технологий и полит-пропаганды.
Беседовал: Ниджат Гаджиев