Израильский эксперт: «Израиль категорически был против свержения Башара Асада»

О ситуации на Ближнем Востоке и Израиля-палестинском вопросе рассказал Novayaepoxa.Com израильский политолог Арье Гут.

— Как вы оцениваете ситуацию на Ближнем Востоке, и как на ваш взгляд к чему приведет сирийский конфликт?

— Когда начинался сирийский конфликт, руководство Израиля говорило о том, что лучше не расшатывать ситуацию и оставить диктаторский режим Башара Асада в покое. Израилю было спокойнее «работать» и иметь «холодный мир» со стабильным режимом Башара Асада. Как вы помните все началось с массовых антиправительственных волнений и беспорядков в разных городах Сирии, направленных против президента страны Башара Асада и на прекращение длительного правления партии Баас. В июне — июле 2011 года волнения переросли в открытое вооружённое противостояние между войсками правительства Асада и лояльными правительству Сирии военизированными формированиями с одной стороны и вооружёнными формированиями повстанцев (в основном состоящих из исламистов) — с другой. В качестве третьей стороны конфликта выступают курды, создавшие де-факто автономный регион на северо-востоке и северо-западе страны с собственным правительством. На стороне оппозиции в боевых действиях участвуют иностранные добровольцы из более, чем 70 стран мира; на стороне правительства — бойцы ливанской террористической организации «Хезболла» и иракских шиитских военизированных групп.

Конфликт в Сирии привел к серьёзной дестабилизации ситуации в соседних государствах: Ираке и Ливане. Некоторые вооружённые группировки параллельно участвуют в боевых действиях в Сирии и Ираке. Война в Сирии привела к военной операции против Исламского государства — вмешательство ряда государств в конфликты, происходящие на территории Ирака, Сирии и Ливии, с целью воспрепятствовать распространению террористической организации «Исламское государство».

После этих тектонических событий в Сирии, сегодня все понимают, что той Сирии, которая была 6-7 лет тому назад, ее уже нет и ее уже не будет. Страна полностью разделена и здесь, конечно же здесь немаловажную роль сыграли кардинально отличающиеся геополитические амбиции таких стран как Россия, Турция, Иран, США. Израиль же в этом вопросе является совершенно нейтральным государством.

— Но ведь Израиль бомбит в Сирии то, что ей нужно и когда нужно, например не раз было зафиксированы факты, бомбежки асадовских сил со стороны Израиля?

— Израиль бомбит, тогда, когда руководство страны считает, что существует реальная стратегическая угроза, которая угрожает национальной безопасности. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман сказал, что во-первых Израиль пресекал всеми имеющимися у него средствами переправку стратегического оружия из Сирии «Хезболле» во всех случаях, когда располагал точными сведениями об этих попытках, во-вторых, намерен делать это и впредь, а в-третьих (и это прозвучало вообще впервые) в следующий раз, если сирийская ПВО начнет обстрел израильских самолетов, ее пусковые установки будут уничтожены. Однако долго ждать не пришлось, по информации арабских СМИ (Израиль, как в большинстве случаев, не признал своего участия), сирийские объекты были атакованы уже дважды: 19 марта — радары противовоздушной обороны Сирии в районе горного массива Каламун и 22 марта — под Дамаском, где, как сообщается, уничтожена база ПВО. «Наша реакция на любые проявления агрессии должна быть такой, чтобы у врагов пропало всякое желание с нами связываться», — заявил израильский министр обороны.
Никто ведь не решается связываться с Китаем или Россией, что бы и где бы они ни делали. И это не только из-за их размеров. Военная мощь этих стран не беспредельна. Главное — в их решимости отстаивать свои национальные интересы.

— А какое видение у Израиля решения сирийского конфликта?

— Проблема в том, что в сирийском вопросе мнение у каждой стороны свое видение решения этого вопроса. Премьер-министра Нетаньяху часто обвиняли в том, что, несмотря на то, что Израиль является важнейшим стратегическим партнером США в регион, он часто посещает Москву, но в этом, прежде всего, виновата неправильная, неумная и далекая от логики внешнеполитическая стратегия администрации Барака Обама на Ближнем Востоке, реально предавшего интересы своих региональных союзников. В такой ситуации, Израиль должен был искать выходы из ситуации, и он начал налаживать личные контакты с Владимиром Путиным. И на мой взгляд, Биби смог успешно справится с поставленной задачей. В результате этих контактов с официальной Москвой, Израиль договорился что не будет спрашивать у России разрешения на эти рейды. Все уже оговорено. Башар Асад может сколько угодно призывать Путина защитить его от ударов израильской авиации. Муллократический Иран может сколько угодно провоцировать Асада на военную конфронтацию с Израилем и в конце концов привести к ней — скорее всего по завершению активной фазы гражданской войны в Сирии.

Однако Россия не хочет вооруженных столкновений с Израилем не меньше, чем Израиль с Россией. Это в равной степени не выгодно ни тем, ни другим. В Кремле прекрасно понимают, что сила Армии Обороны Израиля в регионе Ближнего Востока несоизмерима с возможностями российской группировки в Сирии — нынешней и гипотетической, а потенциал разведки и ПВО — тем более. Лучший выход — стараться не мешать друг другу. В этом смысле Израиль является нейтральным государством, но он не раз заявлял о том, что если вопрос будет касаться его объектов национальной безопасности Израиля и поставок оружия террористической организации «Хезболла», то он не будет это терпеть.

— Правительство Асада ни раз заявляло о том, что они будут освобождать Голанские высоты, после решения вопроса с боевиками. Как вы считаете, будет Израиль воевать за эти территории, которые де-юре являются сирийскими и признаны как оккупированными со стороны Израиля?

— Ситуация с этими территориями очень сложная. Голанские высоты — спорная территория на Ближнем Востоке, в настоящее время контролируемая Израилем. До 1967 г. являлась частью сирийской провинции Кунейтра, захвачена Израилем в ходе Шестидневной войны.В 1981 году Кнессет Израиля принял «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашен суверенитет Израиля над этой территорией.
Сегодня на Голанах живут около 39 тысяч человек. Из сирийских поселений осталось 4 деревни: Мадждаль-Шамс, Масаада (местное произношение — Масаде), Буката и Эйн-Киние; большинство их жителей являются друзами.

Израиль захватил эти Голанские высоты в качестве буферной зоны, но сегодня уже премьер министр Израиля Биньямин Нетаньяху, говорит о том, что: «Голанские высоты навсегда останутся в руках Израиля. Израиль никогда не оставит Голанские высоты. Голаны были частью Израиля с древнейших времен, о чем говорят десятки древних синагог вокруг нас. Сегодня они стал частью современного Израиля». У Израиля нет желания возвращать аннексированную часть высот (1 200 квадратных километров), поскольку у нынешнего сирийского режима нет ничего общего с существовавшим шесть лет назад. Его армия обескровлена и неспособна предпринять хоть что-то против еврейского государства.

— Но ведь эти территории официально признаны оккупированными?

— Все верно, но все понимают, что той Сирии, уже больше нет. Израиль изо всех сил стремится удержать аннексированное плато, потому что террористы «Хезболла», а также местные ячейки террористов «Аль-Каиды» и Исламского государства закрепились на части высот, которые не стала занимать израильская армия в 1967 году. В Израиле все хорошо понимают, что рано или поздно настанет момент, когда одна из этих организаций захочет сделать что-то с “сионистским образованием”, чтобы поднять собственный престиж в мусульманском мире и заставить говорить о себе. Так, террористическая организация «Хезболла» вот уже несколько лет пытается создать базы на Голанских высотах, а ее цель — Израиль. Она говорит об этом открыто, и нам это известно.

Поэтому Израиль создает себе жесткую буферную зону. Но сегодня на этой территории, проживают очень много сирийский беженцев. Израиль всех принимает на Голанских высотах. Недалеко действует медицинский центр Цфат, где эти беженцы получают полное медицинское обследование со стороны израильских врачей, эффективность и качество которых соответствует лучшим мировым стандартам. Еще один парадокс Ближнего Востока, где именно Израиль а не арабские страны спасают сирийских беженцев, среди которых тысячи и тысячи детей.

— Недавно состоялся визит Дональда Трампа в Саудовскую Аравию, а также и в Израиль. Как вы оцениваете этот визит? Что это даст региональной стабильности, ведь Трамп обозначил главного врага в лице Ирана?

— В отличие от иранских лидеров, руководство Израиля никогда не говорило об уничтожении Исламской Республики Иран. У Израиля нет проблем с народом Ирана. До 1979 года, ирано-израильские отношения были беспрецедентные по уровню развития на Ближнем Востоке. Военно-техническое партнерство этих двух государств не имеет прецедентов до сегодняшнего дня на Ближнем Востоке.

Но сегодня ситуация полностью изменилась. Сегодня происходит новое форматирование взаимоотношений Израиля и Саудовской Аравии. Когда Дональд Трамп выступал в Эр-Рияде он сказал: «Я передаю привет мусульманским странам от своего друга Биби Нетаньяху». Сам факт того, что имя премьер-министра Израиля произносится в Эр-Рияде, говорит о том, что сегодня ситуация полностью изменилась. Трамп стремится создать новую концепцию урегулирования ближневосточных вопросов. И скорее всего урегулирование палестино-израильского конфликта произойдет в формате регионального урегулирования.

В последние годы Израиль и страны Персидского залива улучшили свои отношения, сойдясь на почве взаимных опасений по поводу возможной региональной гегемонии Ирана и в борьбе с общим врагом – «Исламским государством».Сегодня монархи стран Персидского Залива больше чем Израиль стремятся наладить мосты сотрудничества с еврейским государством. Потому что их иранская угроза больше беспокоит, чем Тель-Авив. Но фактор Ирана заставил страны Персидского Залива объединиться с Израилем. Будем говорить откровенно, события в Сирии и в Йемене показали то, что Саудовская Аравия не в силе одна справится с Ираном. И не только Саудовская Аравия, но вся арабская коалиция вместе взятые не смогут справиться с ним.

— А готов ли Израиль сегодня пойти на уступки арабскому миру ради этого союза в палестинском вопросе? В вопросе палестинского государства?

— Руководство Израиля всегда говорило о том, что они готовы к принципу: «двух государств для двух народов», это заявление Нетаньяху сделал 4 года тому назад в своей знаменитой речи в Бар-Иланском Университете. В мире не совсем понимают, что происходит на этой территории. Израиль в 2005 году прекратил оккупацию Сектора Газа и полностью освободил эти территории.

К этому факту по разному сегодня относятся в Израиле, но совершив деоккупацию, Израиль ослабил пояс собственной безопасности Израиля и вместо того, чтобы получить мир, мы получили ракеты «Касам». То, что Израиль создавал в течение 40 лет в Секторе Газа, а именно всю необходимую инфраструктуру для жизни, многочисленные обьекты сельского хозяйства все было фашистким образом уничтожено, именно потому, что это построил Израиль. А кто спросил, что создали вместо этого – ничего, кроме ненависти к Израилю. Там нет экономики, нет образования, нет системы здравоохранения. Они не создали ни один институт государственности, кроме политики террора ХАМАСа. Еще один парадокс, практически многие лидеры ХАМАСа посылают своих родственников лечится именно в медицинские центры Израиля. Я называю эту территорию Хамасстаном, говоря о Секторе Газе. Покажите мне в мире еще одно государство, которое дает бесплатно своим врагам — газ, свет, воду, бензин, стройматериалы. Ни одно арабское государство Ближнего Востока не оказывает столько реальной помощи палестинцам в секторе Газа, как это делает Государство Израиль.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com