На вопросы Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает известный бурятский журналист и общественный деятель, главный редактор Издательского Дома «Новая Бурятия» Соелма Сандакдоржиева
— Буряты — один из коренных и самых многочисленных народов Сибири. Помимо Республики Бурятия, на территории каких регионов Сибири и Дальнего Востока компактно проживают буряты?
— У бурят в этом отношении очень долгая и печальная история – сегодня народ проживает в трех регионах России, помимо республики Бурятия, это Иркутская область и Забайкальский край. Причем до середины нулевых в этих регионах существовали автономные округа со своим финансированием из федерального центра – Усть-Ордынский (Иркутская область) и Агинский (Читинская область) округа. Про феномен Агинского округа слышали, наверное, многие.
При полностью дотационном бюджете, власти округа за счет создания оффшорной зоны смогли создать полностью экономически независимый регион. К сожалению, после объединения с Читинской областью в Забайкальский край все достигнутые преимущества в связи с изменением федерального законодательства были потеряны. Причем деление на несколько регионов началось еще при советской власти — 26 сентября 1937 года, Сталин подписал указ о разделе Бурят-Монгольской АССР на пять частей. Вопреки Конституции БМАССР от нее были отторгнуты значительные территории, на которых образовали Усть-Ордынский и Агинский автономные округа, а также Ольхонский, Ононский районы Иркутской и Читинской областей. От республики была оторвана почти треть территории. Этим была подорвана не только политическая, но и экономическая мощь республики, до этого объединявшей почти весь бассейн Байкала.
Кроме России буряты компактно проживают на территории соседних стран – в Монголии и Автономном районе Внутренняя Монголия (Китай). Причем в Китае за счет своей автономности и закрытости буряты смогли сохранить и развить уникальную культуру.
Это опять-таки последствия сталинской политики в отношении национальных меньшинств. Кстати, до сих пор бурятский народ в отличии от многих других не признан репрессированным. Хотя по бурятам прошло несколько волн репрессий, в том числе объявленная в 1937 году борьба с панмонголизмом, которая привела к уничтожению творческой, научной и политической интеллигенции бурятского народа.
— Буряты и монголы — родственные народы. Как идут интеграционные процессы между Монголией и Бурятией? Есть ли объединяющие экономические и культурные проекты?
— В 2010 году в Улан-Удэ прошел Всемирный конгресс монголов, пожалуй, это было единственным проявлением родственности, инициированный со стороны Монголии на официальном уровне. К сожалению, восточный сосед сегодня остается зависимым от российской федеральной повестки, поэтому во внутренние вопросы не вмешивается. Но при этом есть два крупных культурных проекта – фестиваль бурят мира «Алтаргана» и проект «Хамаг Монгол», организатором которого выступает заслуженный деятель искусств Монголии, популярный певец, депутат Великого Хурала Самандын Жавхлан. «Хамаг Монгол» – это духовное объединение монгольских народов, живущих в разных странах через искусство и культуру. Недаром фестиваль проходил под лозунгом «Планета! Слушай! Поют монголы!». «Если когда-то монголов объединял меч, то сегодня нас объединяет песня», — говорит Жавхлан.
Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана» — главное мероприятие по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры бурятского народа. Зародившись в виде песенного конкурса в 1990 году в Монголии, он вырос в большой и крупный форум, способствующий духовному единению и консолидации народа, проживающего в разных регионах Российской Федерации и других государствах. Фестиваль оказывает всемирное содействие процессу возрождения, сохранения, трансляции традиционной культуры и национальных видов спорта бурятского этноса, сохранение языка, традиций, обычаев, быта, этики бурятского народа.
Кроме того, в частном порядке общественные организации устанавливают свои связи. Так, например, общественная организация «Женщины Бурятии: наследие Оэлун» поддерживает тесные отношения с Академия Манукол (Академия истинных монгольских знаний, президент Зулаагийн Бат-Отгон) и организацией ТАСАМ (Тарсан суурьшсан монголчууд), которая ведет поиск монгольских диаспор в мире (руководитель Цырендоржийн Санчир).
— Какую роль играет независимая Монголия в процессе сохранения идентичности бурятского народа в России? Какое влияние оказывают монгольские СМИ, литература, интеллигенция на культурные процессы в Бурятии?
— Повторюсь, к сожалению, восточный сосед сегодня остается зависимым от российской федеральной повестки, поэтому во внутренние вопросы, к которым относится и сохранение идентичности бурятского народа в России не вмешивается. Тем не менее монголы сохранили и усовершенствовали своё национальное производство: выделка шкуры, производство шерсти, (монгольские дублёнки (Дархан), кашемир, переработка молочных продуктов (ааруул, бислаг) производство шёлка, производство национальной одежды, сувениров, монгольские ковры. Сегодня буряты ездят в Монголию как для приобретения этих товаров, так и для обучения производству. Высокая мода в национальном стиле, этнодизайн дома, помещения – все это преподают в ВУЗах Монголии, где могут пройти обучение и буряты. В целом, отмена виз сослужила добрую службу для возобновления отношений между двумя народами – как культурных, так и экономических.
— Как мы знаем, с момента присоединения Сибири и Дальнего Востока к Российской империи начался процесс русизации автохтонных народов региона. Их обратили в православие в царские времена, потом при СССР этот процесс остановился, но процесс русизации имен и фамилий коренных народов Сибири и Дальнего Востока продолжался. Сегодня многие возвращаются к своим коням. Часто встречаются национальные имена и фамилии в Сети среди представителей этих народов. Как идет этот процесс среди бурятов?
— Процесс русизации сильно затронул так называемых западных бурят — проживающих на территории Иркутской области. Причем началось это еще с царских времен — именно эхириты и булагаты приняли на себя первые удары казачьего покорения Сибири. А дальнейшем им же досталось при насильственном насаждении православия в регионе. Многие крестились и брали русские имена, чтобы избежать выплаты ясака (налога). Именно в Иркутской области очень много бурят, носящих такие редкие имена как, Агриппина или Капитон, Митрофан. В советское время процесс захватил уже и представителей других родов, живущих в Бурятии и Читинской области. Это день общему тренду создания единого советского народа.
Сегодня вопрос самоидентификации перед Бурятии и бурятов стоит очень остро — причем как личной, так и национальной. Постепенно люли отказываются от советского написания фамилией, заменяя «-ев», «-ов» в фамилиях на более традиционные «-он», «-ын», или «-ээ», Например: Цыденов на Цыдэнэ и т.д. Но самая главная боль народа — это постепенная утрата языка. К сожалению, созданный в начале прошлого века «литературный бурятский» застыл в своем развитии. Он просто стал мертвым. В то время как разговорный язык продолжал развиваться и оставаться живым, обогащаясь за счет диалектов и родственного монгольского языка.
Сегодня именно вокруг развития языка ломают копья. Так например, руководитель БТСР хамбо лама Аюшеев считает, что необходимо развивать диалекты и дать им место не только в быту, но и в официальных документах: СМИ, публицистике, книгах и т.д. Практически он предлагает уравнять все диалекты, а ученые же наоборот отстаивают литературный язык и требуют соблюдать его чистоту, создать единый, грамматический бурятский язык.
— Помимо монголов, какие ещё родственные с бурятами народы проживают в Сибири и на Дальнем Востоке?
— Нет таких
— Испокон веков, буряты и монголы жили вместе, по соседству с тюрками, с такими народами как алтайцы, тувинцы, якуты, хакасы. Какие схожие и общие стороны языка, религии, культуры и быта бурятов с тюркскими народами?
— Потомками тюркских народов являются сойоты, которые большой группой проживают на территории самого западного района Бурятии – Окинском. Но за эти годы они ассимилировались и потеряли в целом как язык, так и культуру. Возрождение сойотов как отдельного народа на территории республики началось с конца 90-х. Сегодня к сойотам себя относят около 3,5 тыс окинцев.
— Какая ситуация вокруг бурятского языка на данный момент? Бурятский язык преподают в школах? Есть писатели, поэты, певцы, композиторы — просвещенные буряты, которые развивают родной язык? Создается ли национальная литература? Добавлю, что во многих национальных республиках РФ вокруг этого вопроса ведутся бурные обсуждения. Есть препятствия со стороны федерального центра. Как у вас дет этот процесс, или идет ли вообще. В Бурятии есть телевизионный канал, радиостанция на бурятском языке, издаются газеты, журналы, книги и т.д?
— В республике существует государственное издание на бурятском языке – газета «Буряад Унэн» от издательского дома «Буряад Унэн», который выпускает и журнал на бурятском языке «Байгал». Кроме того, филиал ВГТРК – Бурятская государственная телерадиокомпания ведет эфир на двух государственных языка Бурятии – русском и бурятском. Но к сожалению, политика федеральной компании такова, что ведется постепенное сокращение эфирного времени на бурятском языке. Большое влияние на развитие медиа на бурятском языке оказывает глава Буддийской традиционной сангхи России хамбо лама Дамба Аюшеев. При его активном участии несколько лет назад удалось получить лицензию для радио БуряадFM, которое вещает на разных диалектах бурятского языка. Кроме того, при поддержке многих бизнесменов издаются пусть и в небольшом количестве книги на бурятском языке.
Беседовал: Кавказ Омаров