О последних событиях в Сирии, а также и об ударах США и коалиции по Сирии, рассказал в в интервью Novayaepoxa.Com главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын.
— Как вы оцениваете удары США по Сирии? Ведь заявления о результатах атаки российского и американского Генштабов полностью противоречат друг другу.
— Давайте, сначала вспомним нашу беседу от уже далекого 13 февраля, которую вы опубликовали под заголовком «Эксперт: США готовятся нанести ракетный удар по Дамаску». Мы говорили с вами о том, что предлогом для атаки станут «возможные свидетельства применения хлора» Дамаском – это я цитировал Флоранс Парли, министра вооружённых сил Франции. К сожалению, мы оказались правы. Только, вот, результаты этого удара оказались неожиданными.
Сам глава Пентагона Джеймс Мэттис в своем официальном заявлении благоразумно воздержался от победоносных реляций и ни слова не сказал о числе пораженных целей. Заметил только, что американцы и союзники «послали ясный мессидж Асаду и его «лейтенантам-убийцам» о том, что они не должны совершать нападение с использованием химического оружия, за которое они будут привлечены к ответственности». Кстати, я не знаю, кто такие «лейтенанты-убийцы» (murderous lieutenants) или в более вольном переводе «кровожадные лейтенанты». Впрочем, если Кандолиза Райс рассказывала в Сенате о поисках «серебряной пули для бен Ладена», то почему Мэттису не наказывать «лейтенантов-убийц»? Какая-то голливудская лексика.
Но не будем отвлекаться.
Западные СМИ сначала утверждали, что было выпущено более 120 ракет с кораблей и самолетов США, Франции и Британии. Но по данным российского Генштаба на цели вышло только 103 ракеты. Это значит, что около 20 ракет не смогли покинуть пусковые установки. Это – плохой показатель, но не неожиданный. Во время атаки на Шайрат в прошлом году 4 «Томагавка» так и остались в ПУ эсминца «Porter».
Из 103 ракет ПВО Сирии сбила 71, считают в Генштабе России. А из боеприпасов, которыми атаковали военные объекты сирийцев, уничтожено 100%. Даже «Сирийская Обсерватория по правам человека» в Лондоне сообщает о 65 сбитых ракетах. Но, по данным западной прессы – поражены все намеченные объекты.
— Но и, как говорится, кому прикажете верить?
— Есть же данные объективного контроля – в Сети уже появились видео сбитых «Томагавков», уверяю вас, что максимальное число объектов, которые подверглись атаке, будут показаны целыми и невредимыми. Пентагон прекрасно знает об этом. В вооруженных силах США уже несколько дней действует режим DEFCON 4 (DEFense readiness CONdition — готовность обороны), который характеризуется повышенной разведактивностью. Поэтому так много самолетов-разведчиков коалиции летает сейчас в сирийском небе.
А что касается прессы, так не могут американцы поверить, что кто-то вообще способен сбивать их «Томагавки», которые «лучшие в мире». Я, вообще, был поражен количеству экспертных статей, в которых, вроде бы солидные аналитики, убеждают американцев в том, что, к примеру, российские С-400 не могут сбить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-1 Lancer или многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Не стоит экспериментировать – еще как могут.
Однако и сам президент Трамп считает, что «не могло быть лучшего результата», добавляя при этом сакраментальное: «Миссия выполнена!». Наверное, все сирийские «лейтенанты-убийцы» сейчас трепещут в ожидании возмездия.
— Но может этот удар, действительно, был декларативным. Некоторые СМИ уже утверждают, что американцы предупредили русских о целях, а те, в свою очередь, сирийцев, что позволило им эвакуировать авиацию. Вы не согласны?
— В нормальных ВС без всяких подсказок выяснят какие цели наметил для себя противник. Над этим работают разведчики, оперативное управление Генштаба, другие службы. К тому же генерал Валерий Герасимов полтора часа беседовал со своим американским коллегой Джозефом Данфордом. Поверьте, анализ этого разговора, как и контакты их подчиненных, тоже дали россиянам прекрасную пищу для размышлений.
Здесь я хочу сказать несколько слов о роли Турции. Турецкие военные каналы использовались для обмена информацией между США и РФ накануне удара. Кстати, база НАТО Инджирлик для ударов коалиции не использовалась. Это весьма симптоматично, не так ли?
Я и сам думал, что атака будет «декларативной», но оказалось, что американцы готовились нанести сирийцам катастрофический ущерб. Пусть не 120, а, как заявляет Пентагон, 105 ракет было нацелено на сирийские объекты. Но это 40% от того числа «Томагавков», что были выпущены по Ираку за всю кампанию президента Буша. А теперь о целях.
Удары были нанесены по практически всем аэродромам, окрестностям национального аэропорта Дамаска, базе Республиканской гвардии, базе Ярмук, объектам ПВО на горе Касаюн, по штабу 41-го полка спецназа, позициям в аль-Кисве, аль-Рухайбе и Тель Мараи. А также по позициям «Хизбаллы» в Кусейре к югу от авиабазы и иранской базе в Азре в провинции Деръа. Бомбили также и гражданские объекты, как-то «связанные с производством химического оружия».
Однако с аэродромов авиацию частично вывели, а частично подняли в воздух. НИИ в Барзе, который никакого отношения к химоружию не имеет, эвакуировали еще несколько дней назад. Он, как и научный центр в Дамаске, действительно сильно пострадали, но ни людей, ни ценного оборудования там не было. Американские военные показали на своем брифинге фото разрушенных объектов в Хомсе, где производилось химическое оружие, но …до 2013-го года. Сейчас эти объекты заброшены, хотя теперь еще и бессмысленно разрушены.
Иранцы и бойцы «Хизбаллы» тоже спокойно эвакуировались за три дня до начала атаки. Причем, американцы должны были об этом знать. Израильтяне открыто писали в СМИ об отходе иранцев в иракский Наджаф, но коалиция оставленные ими объекты все равно бомбила. Главное, что сирийские зенитчики проявили высокую выучку и надежно прикрыли с земли все цели, которые были жизненно важны для Дамаска.
— Можно ли сказать, что это разовая акция или будет продолжение?
— Американцы сделали хорошую рекламу российскому зенитному вооружению, большая часть которого даже не тридцатилетней, а сорокалетней давности. За полтора года российские специалисты его восстановили, С-200 модернизировали, применив засекреченные ноу-хау, а военнослужащих ПВО переобучили.
Скорее всего, Москва поставит в Сирию ЗРК С-300. Это не так сложно сделать, потому что сейчас идет их ускоренная замена на С-400 и «свободные» комплексы у России есть. Сирийские зенитчики давно прошли курс обучения работы на этих ЗРК, которые должны были появиться в Сирии еще 10 лет назад. Но тогдашний президент Медведев, который очень дорожил «добрым отношением» к нему западных лидеров, наложил вето на эти поставки. Теперь их время пришло. Это – очень серьезный фактор сдерживания.
На брифинге американские военные дали понять, что больше ударов не планируется, а главной их целью остается «борьба с ИГИЛ». Тем более, и сам Дональд Трамп очень доволен происшедшим. Но кто даст гарантию, что настроение американского президента не изменится, когда будет проводиться операция в Идлибе, оплоте террористов? И что, если как раз в этот момент «Белые каски» снова сотворят какое-то «химическое шоу»? Так что, новые ракетно-бомбовые удары не исключены, скорее даже вероятны.
— Ожидаете ли вы столкновение США и коалиции против Ирана и России?
— Это самый сложный вопрос. Американские военные и их союзники в погонах действительно сделали все, чтобы в своих атаках никоим образом не задеть россиян, включая и бойцов частных военных компаний из России и стран СНГ. Однако неожиданно возник парадокс.
Джон Болтон, новый советник президента по нацбезопасности, настаивал на проведении более жесткой операции в Сирии, а министр обороны Джеймс Мэттис ему оппонировал, именно опасаясь слишком резко задеть интересы Москвы. Болтон, который в свое время «соскочил» от призыва во Вьетнам, даже миротворцем когда-то позиционировался, — давно уже откровенный «ястреб». А «Бешеный пес», генерал Мэттис, который всю жизнь где-то воюет, выступает едва ли с «голубиных» позиций.
Но где гарантия, что в какое-нибудь не самое прекрасное утро Дональд Трамп не объявит через Twitter об увольнении Джеймса Мэттиса и назначении на пост главы Пентагона очередного «ястреба» из правой республиканской «Чайной партии» или конгрессмена-суперпатриота из какого-то замшелого «картофельного штата»?
Насколько Дональд Трамп владеет реальной информацией о сирийских проблемах, как причудливо она может интерпретироваться в его голове и пр. и пр. – сплошные риторические вопросы. Скажем так – Москва и Вашингтон не должны сталкиваться в Сирии непосредственно, точно так же как никогда не сталкивались во Вьетнаме или в других «горячих точках». (Летчиков, зенитчиков, разведчиков – выводим за скобки). Не должны, но могут. Хотя и с небольшой долей вероятности.
Беседовал: Ниджат Гаджиев