С 2015 года Идлиб находится под контролем оппозиционеров. Идлиб остался, возможно, единственным оплотом оппозиционеров против Асада. В результате астанинских переговоров Идлиб был объявлен безопасной зоной; в нем находятся 12 турецких пунктов безопасности.
Оппозиционеры, время от времени вступающие в столкновение друг с другом в Идлибе, заняты не столько идеологическими разборками, сколько борьбой за власть. Оппозиционеры разделились по разным лагерям – Хаят-и Тахрир аш-Шам, Джепхетуль Тахрир Сирия, Фейлак аш-Шам и Свободная сирийская армия.
По состоянию на июль 2018 года Фронт освобождения Сирии объединился с Фронтом Ватанийе, Джейшуль-Ахраром, и Дамасскими отрядами Сукур-Уш, и основали Джепхетуль-Ватанийе-лиль-Тахрир (Национальный фронт освобождения). В настоящее время в Идлибе находятся два основных лагеря под названием Национальный фронт освобождения и Хаят-и-Тахрир аш-Шам (ХТШ). Группы, такие как ХТШ и Хурасаддин, которых выдвигают в качестве предлога для вторжения в Идлиб Россия, Иран и Асад, находятся за пределами охвата астанинского процесса. Это на самом деле стало причиной продолжения ими вооруженной борьбы и еще большей радикализации.
PKK/PYD желают извлечь пользу из ситуации в Идлибе
Как известно, после успешного завершения операции «Оливковая ветвь» Турция заявила о продолжении операций, начиная с Манбиджа на востоке реки Евфрат. PKK/PYD, предложившие через искусственный кризис в Идлибе помощь Асаду, считают, что в случае возникновения хаоса в регионе Турция не сможет сконцентрироваться на востоке Евфрата. Становится понятно, что, действуя совместно с Асадом и повстанцами при поддержке Ирана, они желают расширить фронт до границы с Турцией. Кроме того, мы можем сказать, что PKK/PYD желают получить поддержку Асада в процессе составления новой конституции и политического мирного процесса. PKK/PYD, заявив, что могут поддержать борьбу с радикальными группировками в Идлибе, желают заставить Россию, Иран и Асада согласиться с предоставлением им статуса борцов против ДАИШ. Данная идея, как известно, была разрекламировала США.
Возможна легализация присутствия PKK/PYD на севере Сирии под предлогом Идлиба
Противостояние США и стран ЕС предстоящей операции в Идлибе становится понятным из заявлений их администрации. Самой главной причиной противостояния ЕС является вероятность нового потока беженцев. Причина, по которой США выступают против операции, состоит в том, что они желают, чтобы Россия выходила из сложной ситуации в регионе. Однако есть вероятность, что США объявят восток Евфрата полностью запретной для полетов зоной, выдвигая в качестве обоснования предстоящую операцию в Идлибе. В случае такого развития событий возникнет международное препятствие вероятной операции Турции против PKK/PYD.
Турция может столкнуться с серьезными проблемами в результате проведения операции в Идлибе
Турция, которая при каждой возможности и на каждой платформе заявляет о демократических требованиях, со времени начала «арабской весны», является наиболее надежной в глазах сирийской оппозиции страной. В 2015 году, после того как Россия решила осуществить вторжение в Сирию, в турецко-российских отношениях имели место некоторые кризисы, но, несмотря на это, по причине позиции США было вновь восстановлено доверие и положительная атмосфера. В результате этой атмосферы по инициативе России, Турции и Ирана начались астанинские переговоры и в районах Алеппо, Хомсе, Хаме, Дераа при посредничестве Турции оппозиционеры начали миграцию в Идлиб. Сейчас большинство этих оппозиционеров объявлены террористами и их стремятся уничтожить; это может стать причиной того, что Турция может потерять в глазах оппозиционеров доверие. Вероятность того, что оппозиционеры, которые, возможно, не выпустили и ни одной пули в сторону Турции, могут подвергнуться нападению. Это, в свою очередь, негативно скажется на борьбе Турции с PKK/PYD. В этом процессе ВС Турции, укрепив свое присутствие в Идлибе, могут сделать регион более безопасным. В регионах, где сильны оппозиционеры, может быть изменена диспозиция ХТШ и они могут быть размещены в районах, отдаленных от границы.
Предстоящая операция в Идлибе сделает бессмысленным существование турецких наблюдательных пунктов. А если эти пункты окажутся в зоне военных действий, то в Идлиб смогут проникнуть иранские боевики и боевики режима.
В случае возникновения хаоса в Идлибе доверие сирийского народа, завоеванное Турцией в ходе операций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», может быть потеряно. Если будет потеряна вера в то, что турецкие наблюдательные пункты обеспечивают в Идлибе безопасность и помешают возможному нападению на регион, то возвращение беженцев на свои земли не будет возможным еще в течение 2-3 лет.
Кризис в Идлибе должен быть решен на основе диалога, а не на основе войны
В случае если обеспокоенность России относительно собственной безопасности будет устранена, то, согласно их заявлениям, в Идлибе не будет проведена широкомасштабная операция. Казалось бы, обеспокоенность России должна была бы снята после прекращения нападений кавказских наемников на базу Хмеймим. На самом же деле Россия заботится о безопасности режима Асада, с которым Москва связывает свое присутствие в Сирии.
После составления новой конституции и проведения выборов в Сирии, согласно женевскому процессу, Асад не сможет сформировать сильную власть в одиночку. Учитывя то, что самая сильная оппозиция, которая будет противостоять Асаду, находится именно в Идлибе, режим считает необходимым ее ликвидацию. Прямой вооруженный конфликт в Идлибе станет причиной противостояния турецкой армии и сил режима Асада при поддержке проиранских боевиков. Такая вероятность не только перечеркнет результаты астанинских переговоров, но и станет причиной возникновения новых столкновений по всей Сирии.
Решение проблемы в Идлибе может быть возможным только в случае, если Хаят-и Тахрир аш-Шам, а также другие вооруженные группировки сложат оружие. Для того чтобы Россия перестала оказывать на Турцию давление, роспуск ХТШ является единственным вариантом. От позиции ХТШ зависит судьба не только Идлиба, но и всей Сирии. В случае если ХТШ не согласится на прекращение военных действий, то становится неизбежным вмешательство ВС Турции в Идлиб.
Россия и Турция нуждаются друг в друге
Можно сказать, что будущее российско-турецких отношений проходит проверку в Сирии. Если в Сирии будет обеспечено взаимопонимание, то эта политика отразится и на других сферах взаимодействия двух государств. Порядок, который США пытаются установить на востоке Евфрата, может быть разрушен при сотрудничестве России и Турции. Автор программы считает естественными разногласия по этому вопросу между Россией и Турцией, потому что обе страны желают найти решение проблемы исходя из своего видения ситуации.
России и Турции на самом деле необходимо сконцентрироваться на действиях США на востоке Евфрата, нежели на Идлибе. По вопросу последнего продолжаются переговоры между Россией и Турцией; США разместили новые радары на границе Турции, а также увеличили поставки оружия. Россия теряет время, полагая, что сможет убедить PKK/PYD, изолируя их от США. Тем временем на севере страны де-факто устанавливаются новые порядки.
Концентрируя свое внимание на PKK/PYD, три страны-гаранта в Астане во многом могут решить проблему безопасности в регионе и получить международную поддержку в противостоянии против США. Такая политика сама по себе внесет вклад в разрешение проблемы Идлиба.
Планы Асада в Идлибе неприемлемы
Идея о передаче половины Идлиба режиму Асаду и обеспечении безопасности военных баз России, не может быть реализована.
Турция по своей инициативе успешно завершила операцию «Щит Евфрата» после попытки переворота 15 июля. После этого в операции «Оливковая ветвь» осуществила сотрудничество с Россией. В этом процессе у России появились некоторые ожидания относительно начала переговоров между Турцией и Асадом. Однако такого рода ожидания бессмысленны, пока в Сирии не пройдут выборы.
Турция будет наращивать свое присутствие в Сирии
Споры вокруг Идлиба и саммит в Тегеране показали, что Турция будет наращивать свое военное присутствие в Идлибе. В особенности это касается завершения строительства турецкой военной базы на юге Идлиба. Присутствие в регионе турецкой военной базы будет полезным как с точки зрения безопасности оппозиционеров, так и с точки зрения сдерживающего фактора перед лицом нападений режима Асада, а также для того, чтобы радикальные элементы в регионе не смогли напасть на российские базы. До тех пор пока Турция не укрепится в военном плане в Идлибе, там сохранятся хаос и угрозы.
В данное время Россия и Китай работают над версией разрешения кризиса, исключающего угрозы их безопасности, которые могут, по их мнению, создать боевики с Кавказа и члены Туркестанской исламской партии в Сирии. Этот план предусматривает не столько военные действия, сколько изменение регионов этих меньшинств и вынужденную миграцию. Россия при этом должна принимать во внимание щепетильность Турции по некоторым вопросам и принять определенные меры по отношению к террористическим группировкам, возглавляемым Михрачем Уралом, и, в первую очередь, против PKK/PYD. Быстрый переход к процессу политического урегулирования в Сирии и проведение выборов будут и на пользу оппозиции.
Если сотрудничество Турции и России будет продвигаться на основе взаимного доверия, то приоритетом должно быть решение проблем не в одиночку, а в сотрудничестве. В эти дни, когда США с нетерпением ждут ухудшения отношений Турции и России, как никогда есть потребность во взаимопонимании и сотрудничестве между этими двумя странами.