Комментарий декана Факультета политологии Анкарского университета им. Йылдырыма Беязыта – Кудрета Бюльбюля
Социолог Дэвид Харви в своей книге «Условия постмодернизма» характеризует эпоху, в которую мы живем, как сжатие времени и пространства. Происходящие в настоящее время процессы глобализации сокращают расстояния, но вместе с тем отдаляют близкое, заставляют забыть общую историю, вместе пережитое.
На этой неделе я хотел бы поговорить об индийских мусульманах. С точки зрения общественного восприятия Индия так же далека для нас, как Мексика. Но было ли это так на протяжении истории?
Забытое исламское прошлое Индии
Знакомство Индостана (Индии, Пакистана, Бангладеш) с исламом приходится на времена праведного халифа Умара. Директор Исследовательского центра Mashreq в Нью-Дели доктор наук Омаир Анас, который принял участие в моей программе «Взгляд на мир» на радио «Голос Турции», рассказал, что ислам появился в Индии за счет трех факторов, первым из которых стали торговцы-мусульмане, которые добросовестно вели свои дела и пользовались большим доверием, способствуя распространению ислама на полуострове.
Вторым фактором, послужившим распространению в Центральной Азии ислама, стали последователи суфизма. По словам доктора наук Анаса, Мевляна Джеляледдин Руми был хорошо известен на полуострове. Если индийские мусульмане, и в особенности суфии, приезжают в Турцию, они обязательно посещают Конью, рассказал он. По его мнению, Мевляна может стать очень важным мостом между двумя странами. Возможно, его влияние Мевляны еще обусловлено тем, что он является уроженцем города Балх афганского района Хорасан, который расположен недалеко от Индии. Жизненный путь Мевляны на самом деле простирается от этого региона до Анатолии, а его идеи подобны мосту, выходящему за рамки истории и объединяющему отдаленные уголки, страны и людей всех периодов.
Третьим фактором послужило мусульманское правление, которое продолжалось здесь на протяжении нескольких веков. Мусульманское тюркское правление установилось в Индии в 11-ом веке. Подобно Османской империи и Аль-Андалусу, они правили, проявляя высокую толерантность и уважение к различиям в культуре и вероисповедании, традициям и культуре местного населения.
Выходцами из Индостана стало большое число мусульманских ученых. Достаточно вспомнить автора «Мактубат Раббани» Ахмада Сирхинди (1564-1624), автора «Сунан ат-Тирмизи» Абу ат-Тирмизи (1602-1662) и автора произведения «Что потерял мир по причине отхода мусульман от ислама» Абуля Хасана аль-Надави (1914-1999).
После британской оккупации исламское прошлое Индии прослеживается все слабее, а затем полностью предается забвению. Можно сказать, что причинами тому стали как оккупационная политика, так и стремление Индии, Пакистана и Бангладеш в процессе становления государственности создать национальную историю.
На сегодняшний день Индия – вторая страна в мире после Индонезии по численности мусульманского населения, которое составляет свыше 200 млн. Между тем число мусульман в Индостане приближается к 600 млн человек. Общее население Индии при этом исчисляется 1,3 млрд. человек. Положение мусульман в Индии в настоящее время, к сожалению, не радует. Так, все больше нарастает давление на мусульман в штате Ассам.
Тюркские султанаты, существовавшие на протяжении 700 лет
В Индостане, начиная с 11-ого века и по 1857-ый год, существовали тюркские султанаты, первым из которых стало Газневидское государство. Самым же известным из них стала Империя великих моголов, эпоха процветания которой приходится на период правления шаха Бабура и его сына Джинхангира. Период султанатов завершился в Индостане в 1857 году после того, как последний правитель империи Бахадыр-шах потерпел поражение в сражении с англичанами.
Известно, что султаны Османской империи и Индии поддерживали близкие отношения. После изгнания императорской семьи из Турции, некоторые османские принцессы вышли замуж за индийских принцев.
Что было бы, если бы англичане оккупировали Индию раньше или же если бы Америку открыли мусульмане?
В настоящее время в Индии насчитывается 18 официальных языков, 22 штата, около 400 языков и диалектов. Возможно, это самая богатая страна мира с точки зрения разнообразия религий, языков, культур и вероисповеданий. И в том, что это разнообразие дошло до наших дней, бесспорно, есть заслуга мусульманского правления, которое существовало здесь на протяжении длительного времени, потому что оно не стремилось к уничтожению и ассимиляции местных культур, языков, верований, а принимало их как часть своей цивилизации, подобно тому, как это делали османы на своей территории, а арабы в Аль-Андалусе. Именно по этой причине, даже когда мусульманские правители утратили свою власть, все религии, языки и культуры этого региона продолжили свое существование. Несмотря на довольно долгий период мусульманского правления, в настоящее время на Балканах нет следов турецкого, а в Аль-Андалусе – арабского языков, тогда как английский стал одним из официальных языков Индии, Пакистана и Бангладеш, а в США языки, религия и культура местного населения взяты под охрану, подобно виду вымирающей популяции лесного ибиса.
Данное обстоятельство наводит на вопрос: какими бы были последствия, если бы англичане пришли в Индию не в 19-ом веке, а в 15-ом, когда была открыта Америка? По всей вероятности, Индия, как и США, стала бы страной, разговаривающей на языке белых людей с навязанной религией, с уничтоженными местной культурой и верованиями. Или же представим несколько другое развитие событий: что бы стало с местным населением Америки, если бы она была открыта не представителями западного мира, а мусульманами? Оказались ли бы на грани исчезновения культура, верования и язык ацтеков, инков и майя? Или же именно они в настоящее время управляли Соединенными Штатами?
После оккупации Индостана англичанами здесь господствовала не только западная культура. Полуостров был разделен на три части: Индию, Пакистан и Бангладеш. Стало ли это деление результатом политики «раздели и властвуй» британского империализма или же результатом политики загнанных в угол мусульман – тема важной дискуссии. Если бы полуостров остался бы единой страной, между этими государствами не было бы противостояния, а мусульмане бы стали большинством, что могло бы принести большее спокойствие и стабильности в регион.
Национально-освободительная война и индийские мусульмане
Когда в Первой мировой войне англичане напали на Османскую империю, индийские мусульмане выступили с резкой реакцией. Они также находились в английской оккупации. Оккупация Османского государства означала бы для них полный крах надежд и еще больше укрепление их оккупантов. В знак поддержки Османской империи они начали Движение в поддержку халифата, на стороне которого были Джинна и Ганди, и проводили частые акции протеста. Лидеры движения даже провели встречу с премьер-министром Великобритании того периода. Представителями движения собирались деньги и отправлялись в Турцию для поддержки Национально-освободительной войны.
Мы начали с глобализации и закончим ею. Глобализация, сокращая расстояния, не должна предавать забвению историю и исторически близкие отношения, которые должны содействовать многостороннему укреплению отношений с Индией, претендующей стать одной из ведущих стран мира в 21-ом веке.