Прошло всего 19 дней со дня кончины народного артиста Азербайджана Фуада Поладова, который оставил неизгладимый след в истории театра и кино, сыграв более восьмидесяти ролей, многие из которых вошли в золотой фонд нашего искусства. Сегодня Актеру исполнилось бы 70 лет…
Фуад Агарагим оглы Поладов родился 24 мая 1948 года в Баку. Его творческий путь Фуада Поладова начался еще со школьной скамьи, и уже тогда он был влюблен в свою будущую профессию. Учась в десятом классе, одновременно посещал театральный кружок в Доме пионеров и даже выступал в прямом эфире отечественного телевидения. Драматическим кружком руководил известный актер Сулейман Алескеров, и инсценировки, в которых Фуад, как правило, играл главные роли, нередко показывало телевидение. Однако, в семье вовсе не приветствовали такой выбор. Отец хотел видеть сына врачом, мать — юристом, а увлечение сына кино и театром они считали временным. Но это не было просто юношеское увлечение, Фуад решил связать всю свою жизнь с профессией актера.
Когда же директор «Азербайджанфильма» Адиль Искендеров открыл двухгодичные актерские курсы при киностудии, старшеклассник Фуад сразу же поступил на них. В 1966 году сыграл свою дебютную роль в кинофильме «Следствие продолжается». С 1967 по 1972 годы учился на факультете драмы и кино в Азербайджанском государственном институте искусств имени М. А. Алиева. Незаурядный талант юноши увидел главный режиссер Азербайджанского академического драматического театра Тофиг Кязымов и пригласил его, студента второго курса, сыграть в спектакле по пьесе Ильяса Эфендиева «Уничтоженные дневники» главную роль — Савалана. Это уже был дебют на театральной сцене.
Он блистал на сцене Государственного академического национального драматического театра и Государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна в спектаклях азербайджанских и мировых классиков, потрясающе играл в фильмах. Незабываемые роли в театре и кино — «Легенда о любви», «Меч и перо», «На дне», «Тахмина и Заур», «Гамлет», «Вишнёвый сад», «Дьявол», «Призраки среди нас», «Наполеон 1», «Королевские игры», «Свекровь», «Главное интервью», «Надежда», «Там, где сливаются реки», «Я возвращаюсь домой», «Колдун», «Град», «Расстрел переносится», «Черная волга», «Доброе утро, мой ангел!», «Прощай, южный город» , и т.д. Незабываемые образы — Цезарь, Наполеон, Фердинанд, Лопахин, Кардинал Вулси, Герман Льюис, Шах Гаджар, Мирза Шафи, Деде Горгуд, Фархад, Низами, Хан, и т.д.
Интересные роли в театре и кино, новаторские задумки режиссеров, блистательное воплощение образов различного жанра все это привело к грандиозному ошеломляющему успеху, и сформировало у зрителей и специалистов отношение к Актеру как к явлению в культурной жизни Азербайджана, символу высокого мастерства и профессионализма.
В одном из интервью Фуад Поладов сказал:
«…В кино у меня много любимых ролей, оно приносит популярность, возможность поработать с разными режиссерами, но – уверен — профессионалом актера делает только театр. Тут растешь от спектакля к спектаклю, проживая столько ситуаций и характеров, радуясь каждой возможности придумывать что-то свое в ответ на импульсы, идущие из зрительного зала. Именно они приглашают к импровизации, обогащают, позволяя испытать истинное наслаждение от своего творчества.
Профессионализм для меня — это всепоглощающая любовь к делу своей жизни, она выражается в умении в нужный момент, чаще за час-полтора до спектакля остаться наедине с собой, сосредоточиться, отрешиться от всего окружающего, грубо говоря, войти в шкуру персонажа и на сцене забыть о себе».
За свою творческую жизнь был удостоен множества награда, но слава никогда не могла изменить характер человека – Искреннего, Верного, Доброго, Смелого, Благородного, как говорили про него, Настоящего Мужчину.
К сожалению, тяжелая онкологическая болезнь 5 мая забрала от нас Личность, чей Талант и Человечность были любимы и почитаемы среди всех зрителей и актеров…
Фуад Поладов говорил…
— Жизнь – это трудный путь преодолений и совершенствования духа. Мы приходим в мир для того, чтобы идти по этому пути. А дорогу осилит только идущий. То есть постоянно работающий над собой: в профессии, в быту, в человеческом общежитии. Жизнь – это миг: между рождением и уходом, даже между «вчера» и «завтра». Поэтому ежевечерне, возвращаясь, домой, анализируешь события дня, делаешь выводы, чтобы завтра не совершать вчерашних ошибок. Только так можно прожить жизнь достойно и оставить по себе добрую память, а своим детям – незапятнанное имя.
-Я никогда не разделяю роли на любимые и нелюбимые. Что касается трудных ролей, я считаю, что все роли трудные. Но если актёр уверен в себе, и хорошо владеет своей профессией, то и работа над ролью будет доставлять ему удовольствие. Чем глубже копаешь, тем (труднее) интереснее она становится.
— Я благодарен судьбе за то, что в свое время играл с величайшими актерами, и мне сегодня есть, что передать молодому поколению, среди которых немало талантов.
-Подавить творческий дух творческого человека невозможно, если он предан своему делу и настоящий профессионал.
— Если ты силен духом, то можешь многое: стать личностью, проявить свою индивидуальность – как профессионал и как человек. Сила духа – это то, что может уберечь от компромиссов, граничащих с подлостью.
— Предпочитаю справедливость, чего бы она ни касалась, восстанавливать прямым, открытым разговором, пусть и неприятным, а не путем закулисных заговоров или каких-то измышлений. Так честнее, порядочнее, да и по-мужски. Я не из тех, кто выжидает момент, чтобы нанести удар в спину. Привык говорить все в лицо. Малоприятно, но справедливо.
– Культура проявляется во всем: в твоей работе, в общественной жизни, в отношении к окружающим и к самому себе. Даже когда ты один на один с собой. Знаете, есть история о человеке, которого спросили, почему он не снимет одежду в комнате, где никого нет, ведь день выдался жарким. Как вы думаете, что он ответил? Он сказал: «Я не один. Здесь, помимо меня, есть еще я сам». То есть культура – это не то, что выставляется напоказ, для других. Это проявление внутренней сути, нравственного, духовного, интеллектуального содержания. Это то, что заложено в нас генетически, потому что накапливалось предками, передаваясь из поколения в поколение.
-На земле самые несчастные – это те, кто никогда не любил и не умеет любить. Именно любовь способна придать нашей жизни глубину и смысл.
— Я себя ощущаю простым смертным, которому надо достойно пройти предначертанный Всевышним путь…
(ТРЕНД)