«В те минуты уровень адреналина в моей крови просто зашкаливал, это было состояние эйфории, и хотелось, чтобы оно не заканчивалось. Приятно, когда твой труд получает достойную оценку».
Обладание талантом еще не гарантирует успех, ведь только талант, помноженный на большое трудолюбие, приносит свои плоды и получает достойную оценку. Сегодня мы побеседуем с известным азербайджанским дирижером Фуадом Ибрагимовым, получившим блестящее образование в Германии (выпускник Кельнской консерватории), одним из дирижеров Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли, главным дирижером молодежного оркестра «Baku Chamber Orchestra» и главным дирижером одного из лучших оркестров Германии, Мюнхенского молодежного симфонического оркестра Neue Philharmonie Munchen.
Фуад Ибрагимов, принятый в Бакинскую музыкальную академию имени У.Гаджибейли в пятнадцатилетнем возрасте, впоследствии при поддержке Фонда Гейдара Алиева и первого Вице-президента страны Мехрибан Алиевой, благодаря содействию Мстислава Ростроповича и Фархада Бадалбейли продолжил образование в Германии. На данный момент он является одним из самых востребованных азербайджанских дирижеров, которого, несомненно, ждет большое будущее. Ведь не случайно его называют «молодым Ниязи», сравнивая с великим азербайджанским маэстро, хотя сам Фуад достаточно скромно реагирует на такое сравнение.
Ибрагимов занимается активной концертной деятельностью, постоянно гастролирует и получает приглашения выступить в лучших музыкальных залах мира. На своих бакинских концертах он всегда старается привнести нечто новое и порадовать своих преданных слушателей интересной программой. Не так давно он завоевал одну из главных наград в своей профессиональной карьере, которая стала трамплином для достижения новых высот и получения новых приглашений.
Фуад Ибрагимов стал одним из победителей IV Международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова, посвященного 90-летию великого маэстро, на котором Азербайджан представлялся впервые. Это один из самых престижных конкурсов для дирижеров и получение такой награды доказывает высокий профессионализм и талант Фуада Ибрагимова. Во время своей беседы с Информационно-аналитической онлайн газетой Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха Фуад рассказал историю подготовки к столь ответственному событию в его профессиональной карьере.
— Фуад, прежде всего, хочу вновь поздравить Вас с этим достижением, и узнать предысторию Вашего участия в столь престижном музыкальном конкурсе — IV Международном конкурсе дирижеров имени Евгения Светланова…
— Спасибо большое за поздравление! Это один из самых престижных и крупных конкурсов для дирижеров, который проходит в Париже с филармоническим оркестром этого города, что уже говорит о многом. Об уровне конкурса можно судить по составу высококомпетентного жюри, куда вошли именитые музыканты современности. Например, музыкальный директор Филармонического оркестра Напля (США) Андрей Борейко, советник по художественным вопросам Национального оркестра Академии Санта-Чечилия (Италия) Мауро Букарелли, скрипач, основатель оркестра Кремерата Балтика (Латвия) Гидон Кремер, дирижер, основатель «Академии мастер-классов дирижирования имени Йормы Панулы» (Финляндия) Йорма Панула, вице-президент по художественным вопросам Чикагского симфонического оркестра (США) Кристина Рокка, главный дирижер Симфонического оркестра Кристиансанна (Норвегия) Натали Штуцман во главе с главным дирижером Датской королевской оперы Александром Ведерниковым. Согласитесь, что состав жюри впечатляет, поэтому все понимали, что судить они будут максимально строго, объективно и никому поблажек не сделают. Это тот случай, когда конкурс проходит максимально четко, непредвзято, прозрачно, причем транслируется в прямом эфире на весь мир. Одно присутствие в составе жюри Гидона Кремера уже говорит о многом.
Не могу не отметить другую особенность конкурса — всего один раз за 11-летнюю историю этого конкурса жюри присудило первое место, которое в 2010-ом году получил дирижер из Латвии Андрис Пога (30-летний выпускник Латвийской академии музыки, обладатель гран-при Латвии в области музыки 2007 год). В остальные годы существования конкурса первая премия вообще не вручалась, что говорит об очень высоких требованиях к участникам. Организаторы считают, что первое место может получить лишь дирижер, идеальный во всем. У него должна быть и харизма, и техника, и профессиональные навыки, и знания и многие другие аспекты, найти которые в одном человеке довольно сложно. Такие маэстро-феномены рождаются достаточно редко.
Президентом конкурса является вдова Евгения Светланова Нина Светланова, а Генеральным директором и членом организационного комитета — Марина Бауэр. Это люди высокой культуры с большим вкусом и знаниями, которые оберегают наследие выдающегося российского дирижера, композитора и пианиста Евгения Светланова. Особенностью этого конкурса было то, что маэстро Светланову в этом году исполнилось бы 90 лет.
— Как началась Ваша подготовка к конкурсу?
— В первую очередь я постарался сделать так, чтобы о моем участии в конкурсе никто не узнал. В противном случае на меня сильно бы давила мысль о том, что все знает, что я участвую в столь престижном конкурсе, и все ждут от меня победы. Эти мысли не позволили бы мне сконцентрироваться и должным образом подготовиться. Меня успокаивал тот факт, что о моем участии в конкурсе практически никто не знал, и что я должен показать максимум своих возможностей. Другой фактор, вселяющий уверенность, заключался в моем осознании того, что с 2012-го года я вырос в профессиональном плане и набрался опыта. Это было достигнуто в частности благодаря трем годам работы с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли, с которым мы разучивали и представляли публике новые сложнейшие и редко исполняемые музыкальные произведения. Это мне позволило вырасти в профессиональном плане и двигаться вперед, раздвигая свои познания в музыке. Помимо этого, мне удалось себя хорошо настроить на это важное событие в моей профессиональной карьере.
— Сколько времени у Вас ушло на подготовку?
— В общей сложности процесс подготовки занял две недели, во время которых я выложился на все сто и полностью выучил программу. Я занимался по 17 часов в день, уделяя внимание не только технике, но и чтению книг, старясь собрать как можно больше информации о произведениях и самих композиторах, чьи сочинения мне предстояло дирижировать. Слушал, смотрел, анализировал. Это позволило мне собрать огромное количество информации и максимально укрепить свой багаж знаний.
— Выбор произведений был произвольным или были некоторые обязательные сочинения?
— В первом туре обязательным было исполнение одного из трех произведений Людвига ванн Бетховена: «Леонора», «Эгмонт» и «Кориолан». Мой выбор пал на «Эгмонт». По условию конкурса нужно было готовить все три произведения из списка, но дирижировать одно. Во втором туре я выбрал симфонию № 6 П.И.Чайковского и скрипичный концерт Я.Сибелиуса. В третьем туре была огромная программа (нужно было выбрать из 18 произведений), из которой я выбрал Симфонию № 41 до мажор, написанную Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1788 году, Симфонию ре минор Сезара Франка, Концерт для оркестра, Sz. 116, BB 123 (симфоническое произведение в пяти частях венгерского композитора Белы Бартока) и обязательное произведение — симфоническая поэма «Даугава» Евгения Светланова. Напоследок – новое современное произведение, специально написанное для финалистов данного конкурса 2018-го года. Партитуру этого произведения четыре финалиста получили всего за полтора часа до выступления.
— Фуад, а что касается конкуренции?
— Конкуренция была высочайшая. На IV Международный конкурс дирижеров имени Евгения Светланова, проводимый с 2007 года, поступило 350 заявок из 57 стран мира. Спустя три месяца, именно столько длился отбор, участниками конкурса стали 18 молодых дирижеров из Азербайджана, Великобритании, Гватемалы, Германии, Гонконга, Грузии, Китая, Польши, России, США, Турции, Украины, Финляндии, Франции и Японии.
— Вы очень самокритичный человек, особенно, когда дело касается Вашего творчества. Не мешала ли Вам эта черта характера?
— После окончания первого тура, я вышел в зал ожидания, понимая, что выступил хорошо, сделал все, что в моих силах. Но чем больше проходило время, я думал, что можно было бы и лучше. Слишком критично относясь к своему творчеству, я вновь стал анализировать свой выход, стараясь найти какие-то погрешности. Говорят, что быть перфекционистом хорошо, но порой это чувство не дает тебе покоя, заставляя постоянно сомневаться в себе, съедая себя изнутри. Это чувство в подобных ситуациях только мешает, ведь, как показали итоги голосования, я прошел во второй тур. Примечательно, что ожидая решения жюри, я познакомился с молодым грузинским дирижером Мирианом Хухунаишвили, с которым мы подружились.
— Сколько человек прошло во второй тур?
— 8 дирижеров. Интересно, что ожидая итогов голосования первого тура, я думал – очень хочу пройти во второй тур, ведь выпасть из борьбы сразу на первом же этапе – это большой удар по самолюбию и, грубо говоря, позор. Отыграв свою программу во втором туре, мои мысли были уже другие – проиграть на этом этапе не так страшно, ведь я уже показал себя. Таким способом я себя успокаивал во время длительных минут ожидания, которые казались мне вечностью. Однако оказавшись в третьем туре, когда нас осталось всего четверо, для меня все началось сначала. До этого я думал, что могу стать лауреатом, и этого будет достаточно, но в мгновение мысли изменились. Победа находилась в одном шаге, была проделана колоссальная работа, поэтому нужно было мобилизовать все силы, чтобы показать свой максимум и выступить достойно. У меня появилось совершенно другое волнение. Я понимал, что нужно сделать последний и самый ответственный шаг.
— Как Вы справлялись с волнением?
— Честно говоря, на конкурсе я открыл себя по-новому. Возможно, в этом и есть его польза. Когда ты вмиг мобилизуешь все свои ресурсы и выжимаешь из себя максимум. Во время подготовки к конкурсу я ощущал себя солдатом, который действует в процессе мобилизации: постоянная работа от звонка до звонка, небольшой отдых, питание, вновь репетиция. Одним словом, как большой слаженный четкий механизм. Я понял, что у меня получилось это сделать, мобилизовать все свои силы для последнего броска.
В те минуты я постоянно говорил себе одно и то же: «Фуад, все будет хорошо. Ты сможешь!» Эти слова я повторял, наверное, миллиард раз перед выходом на сцену. Впервые в жизни я начал делать дыхательные упражнения, о которых ранее не имел понятия, но осознавал, что волнение может сбить дыхание, а этого допускать нельзя, поэтому нужно ровно и спокойно дышать, что очень важно.
— Фуад, давайте вернемся обратно к конкурсу. Интересно узнать, как Вы нашли общий язык с новым для себя оркестром? Не возникло ли сложностей или недопонимания?
— Абсолютно, нет. У нас сложились прекрасные отношения с самого начала. Мы сразу нашли необходимые точки соприкосновения, и контакт был установлен. Дело в том, что концерт транслировался в прямом эфире, который я посмотрел в записи, и мне удалось услышать и прочитать много отзывов и комментариев о моем взаимодействии с оркестром. Было приятно, что практически все единогласно отмечали гармоничное, естественное и живое взаимодействие дирижера с оркестром.
— А теперь давайте поговорим о произведении, на разучивание которого Вам выделили чуть более часа…
— В третьем туре я был уверен в себе, ведь четыре произведения я подготовил, как надо, но была одна загвоздка – новое современное сочинение, написанное для финалистов. У меня не было представления, каким оно будет и насколько сложным. Это самый настоящий кот в мешке. Ведь подготовка и разучивание произведения это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий достаточно много времени. Вначале я думал, что такое условие конкурса выглядит достаточно странно, но впоследствии я понял, почему они это требует. В жизни бывают ситуации, когда нужно в день концерта заменить своего коллегу. Организаторы конкурса хотели проверить готовность дирижеров к таким непредсказуемым ситуациям, когда на подготовку у тебя есть не недели или дни, а всего несколько часов.
— И как Вы справились с поставленной задачей? Удалось уложиться в назначенный срок?
— Да! Мое выступление было намечено на три часа, поэтому в половине второго ко мне в номер постучали и принесли ноты нового произведения. Когда я открыл партитуру и начал просматривать сочинение, то почувствовал невероятное облегчение, у меня словно камень свалился с плеч. Мне стало так хорошо, я обрадовался, мои глаза загорелись. Мне стоило просто пролистать страницы, чтобы понять – это мое произведение, я понял его и услышал, моментально его почувствовал, что для музыканта очень важно. Я занимался ровно час, полностью изучив его, записал себе все нюансы, которые я хотел отметить. Я даже заметил одну деталь – в конце произведения нужно было поднять оркестр, музыканты должны были устремить свой взгляд в одну точку, после этого дирижер тоже должен был повернуться, также посмотреть в эту точку и затем должен прозвучать гонг. Это было написано внизу мелким шрифтом. Возможно, таким способом организаторы хотели проверить внимательность дирижеров, не упускают ли они из виду мелкие, но важные детали. Кстати, именно с этого момента я начал репетицию произведения, обратив внимание оркестрантов на конец. Мы договорились, какая будет концовка, а затем проиграл произведение, показывая все, что я хотел.
— Какие отзывы Вы получили сразу после исполнения этого сочинения?
— Возможно, это прозвучит нескромно, но это не мои слова. Сразу же после моего выступления ко мне подошла Ольга Викторова, автор специально написанного для Конкурса сочинения «Планета Светланов». Она поздравила меня, сказав, что очень впечатлена моей подачей данного произведения: «Это было просто потрясающе, я даже не знаю, как еще можно сыграть это произведение. По крайне мере, я спокойна, что один хороший вариант уже есть». Конечно, было очень приятно услышать столь высокую оценку от самого автора.
— Наверное, церемония награждения запомнилась Вам надолго?
— Конечно (улыбается). Это был крайне волнительный момент. Третью премию не присудили никому. Приз зрительских симпатий и Специальный приз Филармонического оркестра Радио Франс (выступление с оркестром получил Радио Франс в следующем сезоне) получил Хаоран Ли из Китая. Он и его коллега Уилсон Инг из Гонконга – стали дипломантами конкурса. После объявления второго места, которое получил российский дирижер Дмитрий Филатов, я на секунду не понял, что происходит. И как оказалось, первое место не дали никому, я также получил второе место, но его не поделили, а каждый из нас получил самостоятельную премию. В те минуты уровень адреналина в моей крови просто зашкаливал, это было состояние эйфории, и хотелось, чтобы оно не заканчивалось. Приятно, когда твой труд получает достойную оценку.
— Расскажите про Ваше общение с членами жюри конкурса…
— Возможно, это прозвучит нескромно, но было много положительных отзывов. Все члены жюри отметили мое удачное исполнение одного из сложнейших произведений — концерта для оркестра, Sz. 116, BB 123 композитора Белы Бартока. Некоторые члены жюри выразили благодарность за мою подачу этого сочинения, а один даже поинтересовался, с кем я его готовил. Он не поверил, что я разучивал этот концерт самостоятельно без чьей-либо помощи, используя советы моего педагога, как нужно разучивать новые произведения. Много лестных слов было сказано о подаче нового современного произведения. Помимо этого, члены жюри давали наставления, рекомендуя продолжать заниматься и стараться как можно лучше контролировать свои эмоции и волнение, чтобы в будущем добиться еще больших успехов. Для меня участие в этом конкурсе стало бесценным опытом.
— Однако сразу после окончания конкурса Вам поступили интересные предложения…
— Как только я приземлился в Баку, раздался телефонный звонок. Мне поступило предложение продирижировать филармоническим оркестром Монте-Карло, где я успешно выступил и получил много восторженных отзывов. Этот концерт сыграл решающую роль, став ключевым моментом. После этого меня взяли в одну из самых крупных агентур мира, которая занимается организацией концертов и работает с именитыми музыкантами. Теперь представители этой агентуры занимаются всей моей творческой и концертной деятельностью. Они решают все организационные вопросы. Впереди меня ждут гастроли, концерты и новые выступления.
— В этом году Вы успели выступить на Х Юбилейном Международном музыкальном Габалинском фестивале. Помните ли Вы, когда состоялось Ваше первое выступление и как оцениваете фестиваль этого года?
— Да, конечно, первый раз бывает очень волнительным. Мое выступление в далеком, если не ошибаюсь, 2009-ом году стало моим дебютом на Габалинском фестивале, когда я продирижировал всего одно произведение с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли и разделил сцену вместе с Народными артистами Азербайджана Ялчином Адигезаловым и Фахреддином Керимовым. После концерта ко мне подошел Народный артист Азербайджана, ректор БМА Фархад Бадалбейли, одобрительно похлопал по плечу и пожелал удачи. Это было своего рода боевое крещение, которое прошло успешно.
Габалинский фестиваль 2018 года традиционно прошел на высоком уровне. Ввиду того, что этот год был посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева, программа в день открытия была посвящена его стилю в трех поколениях. Тогда, как вы помните, сначала мы с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли исполнили произведение Гара Гараева, затем его ученика — Арифа Меликова, а после ученика Меликова – Аяза Гамбарли. Таким образом, зрители смогли почувствовать стиль, присущий Гараевской школе. Понятно, что каждый композитор, будучи его учеником, взял за основу общий корень, но привнес в свое творчество что-то от себя, наделив музыку своей эмоциональной окраской и некоторыми особенностями. Но объединяющим фактором стал дух Гара Гараева.
Помимо этого концерта у нас было выступление с молодежным оркестром «Baku Chamber Orchestra», где я являюсь главным дирижером; художественный руководитель – Народный артист АР Фархад Бадалбейли; директор – проректор Бакинской музыкальной академии, Народная артистка Егяна Ахундова. Как вы знаете, я всегда стараюсь привнести в программу новые произведения, ищу что-нибудь свежее и оригинальное. Стараюсь всегда освежать мысли, идеи, вкус. Например, на этом концерте мы исполнили достаточно интересную программу, изюминкой которой стало оригинальное произведение — музыкальная шутка американского композитора и дирижёра Лероя Андерсона, написанное 9 октября 1950 года и впервые исполненная и записанная 8 сентября 1953 года в Нью-Йорке, «Пьеса для пишущей машинки с оркестром» или кратко «Пьеса для пишущей машинки». Печатала Егяна ханум Ахундова, которая сама проявила инициативу и зажглась этой идеей. Вообще, для исполнения этого произведения нужны были актерские данные не только человека печатающего на машинке, но и всего коллектива. Очень рад, что нам удалось осуществить эту задумку, которая понравилась слушателям. Бурные овации долго не прекращались. Нам было очень приятно видеть такую воодушевленную реакцию зрителей.
Если говорить об особенности X юбилейного фестиваля, то хочу отметить, что в нем приняло участие большое количество молодых азербайджанских музыкантов. Организаторы всегда уделяют большое внимание нашей молодежи, но именно на этом фестивале мы увидели еще больше талантов. Как бы банально это не звучало, молодежь – это наша будущее, поэтому считаю, что организаторы проделывают колоссальную работу, приглашая известных азербайджанских и мировых музыкантов, но при этом делают особый акцент на молодых азербайджанских музыкантах, предоставляя им возможность выступить, раскрыть свой талант, показав себя миру. Для многих такие выступления имеют судьбоносный характер, ведь именно на таких фестивалях молодежь могут заметить, оценить и сделать предложение выступить в любой точке мира. А если это происходит, то карьера молодого проспекта моментально идет в гору и начинается с новой точки отсчета, поэтому подобные фестивали – это отличная возможность для нашей молодежи показать свои музыкальные способности и уверенно заявить о себе.
В этой связи хотелось бы отметить «Gənclərə dəstək» («Поддержка молодежи») – проект, реализуемый Государственной академической филармонией имени Муслима Магомаева, основной задачей которого является выявление и поддержка молодых талантов в Азербайджане. Автор идеи проекта — директор Азербайджанской государственной академической Филармонии имени Муслима Магомаева, Народный артист АР, пианист Мурад Адигезалзаде, координатор проекта — Айла Керимова Закария.
На фестивале царила невероятная творческая атмосфера. Было приглашено много интересных гостей. А еще фестиваль — это новые знакомства. Ежегодно я знакомлюсь с новыми интересными личностями, причем не только иностранцами, но и местными азербайджанцами. Например, на этот раз таким человеком стала Гюля ханум Эфендиева, уважаемый педагог, с которой мы подружились.
— Фуад, большое спасибо за интересную содержательную беседу. Мы Вам желанием удачи, творческих успехов и выступлений в самых престижных концертных залах мира.
— Большое спасибо за интерес к моему творчеству.
Фотографии предоставлены Фуадом Ибрагимовым
Рустам Гасымов