Фуад Ибрагимов: «Я даже не мог представить, что в будущем смогу разделить сцену с этим музыкантом» — ИНТЕРВЬЮ
Международный конкурс имени Евгения Светланова и новая страница в творческой жизни азербайджанского дирижёра.
Сегодня мой собеседник — выпускник Кёльнской консерватории, один из дирижёров Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли, главный дирижёр молодёжного оркестра «Baku Chamber Orchestra» и одного из лучших оркестров Германии, Мюнхенского молодёжного симфонического оркестра Neue Philharmonie Munchen, лауреат IV Международного конкурса дирижёров имени Евгения Светланова, заслуженный артист Азербайджана Фуад Ибрагимов.
Во время нашей беседы Фуад отметил, как изменилась его профессиональная карьера после удачного выступления на Международном конкурсе имени Евгения Светланова, рассказал про свою насыщенную концертную деятельность и поделился планами на будущее.
— Фуад, давайте начнем с Вашего выступления в стране восходящего солнца и яркого события, которое произошло в Вашей творческой карьере в мае текущего года, а именно вручение Вам премии «Золотая Чинара».
— Любое вторичное приглашение говорит о том, что первый концерт прошёл удачно и ты оправдал надежды организаторов. Ранее моё выступление в рамках фестиваля «Безумные дни» состоялось в Нанси, во Франции. Как следствие, организаторы решили пригласить меня на фестиваль «La Folle Journée Tokyo 2019» (Crazy Days Tokyo), чтобы я выступил в Японии. Фестиваль получил свое название не просто так, ведь оно полностью его характеризует – за период в 5-6 дней происходит огромное количество концертов, которые исчисляются сотнями. На фестиваль съезжаются известные музыканты и коллективы со всего мира. Получить приглашение на столь масштабное мероприятие стало для меня большой честью и радостью. У нас было 4 ярких концерта (6 репетиций за два дня с двумя разными оркестрами и 8-ю солистами).
Моя поездка в Японию была второй по счёту. Впервые я посетил эту страну еще в студенческие годы по приглашению всемирно известного дирижёра Фабио Луизи, когда принял участие в «The Pacific Music Festival», который ежегодно проходит в городе Саппоро.
Начало мая ознаменовалось очень ярким событием в моей жизни, оставившим самые теплые воспоминания. Это получение престижной премии «Золотая Чинара», которой в основном награждают более взрослых мастеров, многого добившихся в жизни. Поэтому присуждение премии стало для меня неожиданностью, повысило мою мотивацию и вместе с тем добавило ответственности моей деятельности. Ведь каждая награда – это вознаграждение за твой труд, но наряду с этим с каждым разом, выходя на сцену, ты волнуешься, чувствуя ответственность, возложенную на твои плечи, которая с увеличением премий, наград и регалий, тоже повышается.
Церемония награждения лауреатов премии состоялась 10 мая в Центре Гейдара Алиева. Вручала награды первый Вице-президент Азербайджана Мехрибан ханум Алиева в присутствии Президента страны Ильхама Алиева. Мне предоставили слово. В своем коротком выступлении я отметил факт, почему в тот день я оказался в числе лауреатов. Благодаря Фонду Гейдара Алиева я получил образование в Германии, который взял на себя расходы моего обучения, затем на протяжении всех этих лет и сегодня я чувствую внимание и поддержку Фонда. Ведь именно Фонд выдвинул мою кандидатуру для участия в одном из самых престижных международных конкурсов для дирижеров имени Евгения Светланова. Мне приятно, что, став лауреатом конкурса, я оправдал ожидания тех, кто в свое время в меня поверил и поддержал. Одним словом, поддержка, оказываемая мне Фондом, привела к логическому завершению, я оказался в числе лауреатов премии «Золотая Чинара», за что бесконечно благодарен.
— На следующий день Вас ждало новое испытание – выступление на одной сцене с музыкантами мирового масштаба. Расскажите про этот исторический концерт. Как шла подготовка? Что было сложного?
— Концерт в Баку стал для меня уникальным опытом работы с тремя всемирно известными оперными певцами, звездами мировой сцены – Народными артистами Анной Нетребко, Юсифом Эйвазовым и Эльчином Азизовым, которые накануне были в числе приглашенных на церемонию вручения премии «Золотая Чинара», где и началось наше общение. Концерт и вправду стал судьбоносным, к чему мы еще вернемся, и я расскажу, почему. Это было просто фантастическое событие, навсегда оставшееся в моей памяти. Очень рад, что мне представилась возможность встать за дирижёрский пульт и оказаться на одной сцене со столь именитыми музыкантами, работать с которыми, как показала практика, одно удовольствие. Несмотря на лимит времени для репетиции, мы добились слаженной работы, полного взаимопонимания и гармонии.
На концерте прозвучали 22 арии из знаменитых опер. Финальным аккордом стало феерическое исполнение на бис песни легендарного Муслима Магомаева «Азербайджан», когда весь зал ликовал, публика аплодировала стоя и подпевала артистам. В те минуты я переживал невероятные эмоции.
— После этого Вы получили приглашение принять участие в фестивале в Зальцбурге. Насколько полезным стало для Вас посещение столь престижного музыкального события мирового масштаба, где свое первое боевое «крещение» проходят музыканты и оперные певцы.
— Зальцбургский фестиваль, проводимый на Родине гениального Моцарта, считается фестивалем №1 в мире для оперных исполнителей. Карьера оперного исполнителя может пойти в гору именно с этого фестиваля, на котором царит потрясающая атмосфера, позволяющая тебе зарядиться невероятной энергией. В воздухе витает дух оперы. Эти две недели пролетели, как несколько дней, но впечатлений осталось на всю жизнь. Столько эмоций, столько открытий, столько важной и интересной информации, столько знакомств и столько полезного опыта, который я получил за это время. Пригласили меня на фестиваль Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко, что стало последствием нашего совместного выступления на бакинском концерте, который, как я отметил выше, стал судьбоносным.
На фестивале я выступил в качестве ассистента основного дирижера, всемирно известного мастера Марко Армильято, одного из выдающихся оперных дирижёров современности, лауреата премии «Грэмми», который в свое время дирижировал на концертах с участием трех легендарных теноров ХХ века: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Общение и работа со столь именитым Маэстро дорогого стоит. Это колоссальный опыт. Мы общались, советовались, обменивались мнениями. Будучи ассистентом дирижёра, я находился в зрительском зале и наблюдал за ходом репетиции, обращая внимание на важные моменты постановки, которые мы впоследствии обсуждали с Маэстро.
Мы работали над оперой итальянского композитора Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр». Эта очень красивая опера, ставшая для меня открытием и как результат одной из моих самых любимых. Феноменальная музыка, необычный сюжет и яркая игра актеров на сцене оставила в моей памяти теплые воспоминания. Примечательно, что это была концертная версия без использования больших декораций, поставленная в стиле минимализма. Я наглядно убедился, что оперный спектакль без сценической постановки (концертное исполнение) также может быть очень интересным. Этому способствовало мастерство артистов, каждый из которых вжился в свою роль и раскрыл на сцене образ своего персонажа. Они не играли, а переживали судьбы своих героев на сцене, поэтому постановка получилась очень живой, эмоциональной, захватывающей и интересной. А использование некоторых ключевых предметов, например, цветов, играющих важную роль в данной опере, браслет, который по ходу пьесы выдает одну из главных героинь спектакля (жену графа), и другие детали, на которых был сделан акцент, добавили свою изюминку опере.
— Ввиду того, что на фестиваль приезжает множество музыкальных коллективов и мастера мирового уровня, которые готовятся к своим выступлениям, удалось ли Вам посетить другие репетиции?
— Конечно, помимо этой постановки, я постоянно посещал репетиции других коллективов, смотрел, наблюдал, стараясь впитать в себя всё, что только возможно, ведь это бесценный опыт. Каждый день проходил очень насыщенно. Мы просто не замечали, как пролетает время. Я поражался, насколько слаженно и четко работают организаторы фестиваля, включая вопросы выбора мест для репетиций, логистику, встречу и размещение гостей, проведение мероприятий и многое другое. Всё было продумано до мелочей и организовано на высочайшем уровне.
— Наверное, Вам удалось завести новые знакомства и увидеть старых друзей?
— Да, конечно (улыбается). Я познакомился с легендарным дирижёром, 92-летним шведским маэстро Гербертом Бломстедтом, родившимся в США. Это последний из могикан, представитель величайшей гвардии мастеров прошлого столетия, который все ещё при деле. Очень рад, что мне удалось побывать на его репетициях, не только познакомиться, но и пообщаться с Маэстро. Это человек, у которого можно многому научиться.
На этом фестивале я увидел многих старых друзей. Например, альтистку, вместе с которой мы учились в далеком 2002-2005 гг., которая играла в Зальцбургском оркестре, аккомпанировавшим Нетребко и Эйвазову. Концертмейстером легендарного Венского филармонического оркестра является мой однокурсник, с которым мы обучались в Германии, в городе Кёльн. К тому же, девушка, которую взяли в данный оркестр, что само по себе являлось невозможным, так как это был чисто мужской коллектив, но последние 5-6 лет они стали принимать представительниц прекрасной половины человечества, также является моей однокурсницей. Два музыканта из молодёжного Мюнхенского филармонического оркестра, которым я дирижирую, перешли во взрослый коллектив и тоже приехали на фестиваль. Мне было очень приятно увидеть старых друзей и знакомых, которые сегодня выступают в лучших оркестрах и музыкальных коллективах мира. Поездка на фестиваль в Зальцбург получилась просто фантастической, за что я искренне благодарен Анне и Юсифу, которые меня туда пригласили. Это был сказочный период в моей жизни и профессиональной карьере.
— После Зальцбургского фестиваля у Вас состоялось выступление с другой легендой, которым Вы восхищались, будучи подростком.
— Да, в сентябре текущего года в Юрмале (Латвия) прошёл фестиваль «Kremerata Baltica», художественным руководителем которого является всемирно известный музыкант, скрипач Гидон Кремер, который и пригласил меня выступить в трёх концертах, которые прошли при полном аншлаге, что говорит об уровне и популярности фестиваля, а также интереса к нему со стороны зрителей. На фестивале успешно прошла мировая премьера произведения латышского композитора, посвященного Гидону Кремеру.
Для меня было большой честью выступить на одной сцене со столь именитым музыкантом, коем является Гидон Кремер. Помню, когда я, будучи 15-летним подростком (в те годы у нас стали только-только появляться компакт диски и CD-плееры), вместе со своим близким другом скрипачом Анаром Ибрагимовым день и ночь слушали записи Гидона Кремера с его оркестром на CD, который как-то удалось достать Анару, заряжаясь энергией и мотивацией для занятий. Мы также читали книгу «Осколки детства», написанную самим Гидоном, произведшую на меня колоссальное впечатление. В ней Кремер рассказывает про своё детство и затрагивает темы дисциплины, как музыкант должен заниматься, как правильно составить свой план, распределить время и продумать дневной режим. График занятий Гидон в своей книге показал в виде шкалы, напоминающей диаграмму, где обязательно должны быть скачки, в качестве которых выступают занятия. Главное – нельзя допустить, чтобы диаграмма превратилась в прямую линию, ведь это будет наглядно показывать, что человек перестал заниматься музыкой, и иметь негативные последствия. График наглядно показывал музыкантам, что нужно заниматься каждый день. Я составил для себя свою «кардиограмму», по которой занимался и на практике убедился в её эффективности. И вот спустя столько лет, стоя рядом с Гидоном Кремером, в моей памяти возникали воспоминания, как я читал его книгу, как восхищался этим человеком, и даже не мог себе представить, что когда-то в будущем смогу разделить с ним сцену. Это было похоже на сказку – встреча с кумиром детства. И главное – я дирижирую созданным им оркестром, а не сижу в зрительном зале в качестве слушателя. Это было что-то невероятное.
Примечательный момент. Я летел на конкурс Светланова в Париж через Ригу. Это было первое сентября – день до моего дня рождения. Удивительно то, что ровно через год в тот же день я опять летел в Ригу, но уже не транзитом, а именно в Латвию на встречу с Гидоном Кремером, чтобы выступить на концерте, который происходит благодаря моему участию на конкурсе Светланова. Получается какая-то некая фантастическая параллель. Меня это осенило, когда я находился в рижском отеле, где ровно год назад сидел, пил кофе и ждал свой транзитный рейс в Париж, причем ужасно волновался. А теперь я находился в Риге, и готовился к выступлению на столь престижном фестивале. Все-таки участие в конкурсе Светланова стало отправной точкой в моей карьере.
— Но на этом Ваше совместное выступление с Гидоном Кремером только начиналось, так как после Латвии Вы сразу отправились на фестиваль в Румынию. Расскажите нам про эту поездку.
— Да, вместе с Гидоном Кремером мы отправились в Бухарест, чтобы выступить на международном фестивале имени Джордже Энеску, выдающегося румынского композитора, дирижёра и скрипача. Энеску — всемирно известный музыкант, которого обожают в Европе, чьим именем назван румынский симфонический оркестр. Энеску гений для Румынии, как Узеир Гаджибейли для Азербайджана, который является основоположником современного музыкального искусства. Фестиваль произвёл на меня большое впечатление, так как я просто не мог себе представить, что в этом небольшом государстве может проводиться музыкальное событие мирового масштаба и столь высокого уровня, куда съезжаются лучшие музыканты и коллективы со всего света. Оркестр Монте-Карло, Берлинский, Мюнхенский и Дрезденский филармонические оркестры. Этот список можно продолжать довольно долго. Я уже не говорю про топовые имена солирующих музыкантов. Я был в восторге от размаха фестиваля, который стал для меня открытием. К слову, Румыния стала 37-ой страной, которую мне довелось посетить, о чем я сказал Гидону Кремеру, как только мы приземлились, на что он улыбнулся и добавил – «Молодец, Фуад, я тоже раньше считал, но давно уже сбился со счета». В последнее время в моей жизни происходит много открытий, новых знакомств и впечатлений, чему я очень рад. Это касается новых встреч, знакомств со всемирно известными музыкантами, которых я раньше только видел по телевизору, включая посещение престижных международных фестивалей, премьер и ярких исторических выступлений. К вышеизложенным встречам хочу добавить и знакомство со знаменитым дирижёром греческого происхождения Теодором Курентзисом.
— Куда Вы отправились после Румынии?
— Это были гастроли в Испанию, где я выступал в Барселоне и Мадриде. Первый концерт прошел в одном из красивейших залов мира — Дворце каталонской музыки (кат. Palau dela Música Catalana). Несмотря на то, что в своей жизни я видел много красивых концертных залов, этот произвёл на меня наибольшее впечатление. Такой красоты я не видел нигде. Построенный архитектором Льюисом Доминик-и-Монтанер в стиле каталонского модерна, он является единственным залом в Европе с естественным освещением. Театр был открыт 9 февраля 1908 года, а в 1997-ом году включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с больницей Сан-По. Около полумиллиона человек в год посещает представления, проходящие в этом концертном зале.
На сцене Дворца каталонской музыки выступали все звезды мира музыки, фотопортреты которых с автографами самих музыкантов демонстрируются в нескончаемом коридоре артистической зоны. Было приятно увидеть в этом зале славы фотографию великого дирижера Евгения Светланова, на конкурсе имени которого мне удалось стать лауреатом.
Концерт прошёл с великолепным симфоническим мадридским классическим оркестром Санта Чичилия и потрясающим испанским хором, с которыми мы исполнили 4-ю Симфонию Бетховена и «Кармину Бурану» Карла Орфа. Это выступление стало для меня дебютом: я впервые выступал в Испании и впервые дирижировал «Кармину Бурану». В программу также была включена увертюра к опере Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», так как в этом году 20 июня 2019 года исполнилось 200 лет со дня рождения немецко-французского композитора – мастера оперетты. После Барселоны мы выступили в Мадриде с аналогичной программой. Оба концерта прошли на высоком уровне и имели большой успех.
— Затем состоялся Ваш концерт во Франкфурте, где Вы выступили с «Ансамбль модерн». Расскажите про особенности программы данного концерта.
— Да, из Испании я отправился в Германию, где я выступил вместе с Гидоном Кремером и «Ensemble Modern» («Ансамбль модерн») — немецким ансамблем (камерный оркестр) современной музыки, основанным в 1980 году членами студенческого оркестра «Junge Deutsche Philharmonie». В коллектив входят 20 музыкантов-инструменталистов, которые очень быстро зарекомендовали себя на мировой сцене. У этого оркестра нет своего дирижёра, поэтому он всегда работает с известными приглашёнными маэстро, исполняя разнообразную современную музыку.
Считаю, что в жизни каждого человека должны быть вещи, которые его развивают, цели, к которым он стремится, мечты, которые его мотивируют. Это позволяет самосовершенствоваться, подниматься на следующую ступеньку в своем развитии, открывая для себя новые горизонты. Каждая новая и сложная программа концерта – это своего рода вызов, с которым необходимо справиться. На этот раз программа была достаточно тяжелой, что добавило мотивации при подготовке. Мы уверенно отрепетировали и выступили перед искушенной немецкой публикой. Произведения, вошедшие в программу, были объединены единой темой – Бетховеном, и это не случайно. Дело в том, что композитору в следующем году исполнилось бы 250 лет. Уже сейчас в Германии все фестивали и концерты объединены общей тенденцией, которая звучит так – «В поисках Людвига». Одним словом, тема на следующий год начинает развиваться и изучаться уже сейчас, поэтому в Германии атмосфера потихоньку пропитывается Бетховеном.
Гидон Кремер исполнил Третий скрипичный концерт Шнитке, посвященный миру между религиями. Произведение заканчивается 9-ой Симфонией Бетховена, пламенным обращением ко всему человечеству. Замысел для создания столь грандиозного по масштабу произведения закладывался на протяжении всей жизни композитора. Музыка дает исчерпывающий ответ на вопросы мироздания, она обладает удивительным свойством существования вне исторического времени. Уникальность претворения финала, его своеобразное решение достигается включением кантаты «Ода к радости». Во Франкфурте также прошла премьера – на этот раз это было произведение эстонского композитора Юрия Реинвере, посвященное Людвигу Ван Бетховену.
— И напоследок, давайте поговорим о Ваших самых важных концертах текущего месяца.
— Во-первых, важным и знаменательным моментом стало для меня повторное приглашение дирижировать знаменитым Филармоническим оркестром Монте-Карло, где я выступил вместе с легендарным пианистом современности, Народным артистом России, солистом Московской государственной филармонии Николаем Луганским, который 13 октября блестяще выступил в Баку с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли под управлением Народного артиста Азербайджана, профессора Рауфа Абдуллаева. Наш концерт в Монте-Карло состоялся 20 октября.
Примечательно, что моё первое выступление с этим оркестром состоялось сразу после конкурса Светланова, что стало для меня проверкой на прочность и своеобразным экзаменом, после чего меня приняли в агентуру, которая сегодня занимается всеми организационными вопросами, касаемо моей профессиональной карьеры. Вторичное приглашение любого человека в один и тот же коллектив говорит о том, что первая работа прошла на уровне, о чем я говорил в начале нашей беседы, когда речь шла о Японии. Как отмечает глава агентуры, в которой я нахожусь, Марина Бауэр, очень требовательный человек, перфекционист, — «Моя работа – открыть для тебя двери, а твоя работа – сделать так, чтобы они не закрылись». Марина Бауэр была личным агентом Евгения Светланова, а сегодня является арт-директором фестиваля «Вселенная – Светланов!» В возглавляемой ею агентуре много громких имен и прославленных мастеров, включая Гидона Кремера.
А сегодня состоится один из самых важных концертов в моей жизни — финальная точка на данный момент в плане судьбоносности майского концерта в Баку – выступление с Юсифом Эйвазовым и Анной Нетребко в Большом театре Беларуси. Этот концерт я бы окрестил звездой текущего года. В его программу войдут 19 оперных арий из репертуара артистов. Очень рад, что мне выпала вторая возможность выступить с этими замечательными исполнителями на одной сцене.
— А если говорить о Ваших других концертах, которые пройдут в этом году?
— До конца года у меня концерты в Швейцарии, Азербайджане, Латвии, Эстонии и т.д.
— Фуад, спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи и самых ярких выступлений на престижных сценах мира.
— Большое спасибо за внимание к моему творчеству.
Рустам Гасымов