Успех азербайджанского дирижера в Риге
На днях в главном концертном зале Риги, в здании Большой гильдии с грандиозным успехом прошел концерт Латвийского национального симфонического оркестра (ЛНСО) под управлением заслуженного артиста Азербайджана, дирижера Фуада Ибрагимова.
Ф.Ибрагимов – воспитанник Бакинской музыкальной академии им. Уз.Гаджибейли, выпускник Кёльнской консерватории, дирижер Азербайджанского государственного симфонического оркестра им. Уз.Гаджибейли, главный дирижёр молодёжного оркестра «Baku Chamber Orchestra» и одного из лучших оркестров Германии, Мюнхенского молодёжного симфонического оркестра Neue Philharmonie Munchen, лауреат IV Международного конкурса дирижёров имени Евгения Светланова. В мае текущего года он был удостоен международной премии «Золотая чинара», учрежденной Фондом Гейдара Алиева. Эта высокая награда дирижеру была присуждена за активное участие в проектах, служащих сохранению и популяризации национального наследия.
Международная карьера дирижера получила мощный толчок после того, как Ф. Ибрагимов в 2018 году блестяще выступил на Четвёртом международном конкурсе дирижеров им. Евгения Светланова, завоевав одну из основных премий. Именно после конкурса Ф.Ибрагимов заключил контракт с парижским агентством «Productions Internacionales Albert Sarfati», с которым уже многие годы успешно сотрудничают такие именитые музыканты, как Гидон Кремер, Сейджи Озава, Александр Ведерников, Борис Березовский, Евгений Кисин, Вадим Репин, Александр Князев и многие другие.
Сегодня именно это известное во всем мире артистическое агентство занимается организацией гастролей азербайджанского музыканта. Так, в текущем году Ибрагимов выступил в Японии, Германии, Франции, Испании, Швейцарии, Румынии, других странах, о чем он подробно рассказал в своем эксклюзивном интервью Информационно-аналитической онлайн газете “Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха”.
Стоит отметить, что латвийская публика уже успела познакомиться с творчеством Фуада Ибрагимова. В сентябре этого года дирижер принял участие в фестивале камерного оркестра «Kremerata Baltica» в Юрмале, куда отправился по приглашению художественного руководителя этого оркестра всемирно известного музыканта Гидона Кремера, вместе с которым они регулярно выступают.
Концерт прошел при полном аншлаге, билеты на который были раскуплены уже в начале концертного сезона. Концерт предваряла беседа Фуада Ибрагимова со слушателями в камерном зале Большой гильдии. Дирижер охотно ответил на вопросы, рассказал о себе, своих учителях. Это замечательная традиция. Доверительное общение, особая харизма, присущая музыканту, также способствовали установлению теплой атмосферы во время исполнения сочинений.
Информационно-аналитической онлайн газете “Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха” удалось побеседовать с Фуадом Ибрагимовым, который поделился с нами своими впечатлениями о концерте:
«Несмотря на многочисленные поездки и выступления с разными музыкальными коллективами, эти гастроли оставили в моем сердце особый след. Мне очень понравился Латвийский национальный симфонический оркестр, его отношение к музыке и отношение к своему делу. С первой же минуты нам удалось наладить контакт, достичь взаимопонимания и сработаться. Поэтому репетиция и подготовка к концерту прошли хорошо.
Не буду судить о своем концерте, так как это обычно делают музыковеды, критики и любители высокого искусства, но судя по реакции публики, которая не отпускала нас со сцены и несколько раз вызывала, думаю, концерт прошел успешно, и зрители получили эстетическое удовольствие от услышанного.
Если говорить о программе концерта в Большой гильдии, то в нее были включены выдающиеся образцы мировой симфонической музыки: Пятая симфония Чайковского, увертюра к опере «Волшебная флейта» и Концерт для кларнета с оркестром Моцарта. Сложность этой программы заключалась в ответственности, которая ложилась на наши плечи. Дело в том, что в начале декабря в Риге выступил Национальный филармонический оркестр России под руководством В. Спивакова, который также исполнил Пятую симфонию Чайковского. Я понимал, что, будучи не русским и выступая не с русским коллективом нам нужно сыграть на уровне, как минимум не хуже, чем сами русские исполняют свою же музыку. К тому же, увертюра к опере «Волшебная флейта» Моцарта считается достаточно сложной в плане вступления и технических моментов. В этом случае ответственность состояла в грамотном и правильном исполнении этого произведения, несмотря на сложные пассажи.
С другой стороны, сложность состояла также и в том, что эти произведения очень популярны, они всегда на слуху практически у каждого слушателя, причем даже у любителя, я уже не говорю о профессионалах и ценителях классического музыкального искусства. Приятно удивить слушателей и сделать так, чтобы они восприняли другую версию – крайне ответственно, но судя по аплодисментам и реакции публики, думаю, нам удалось это сделать. Будучи перфекционистом, я понимаю, что нет предела совершенству и всегда есть, к чему стремиться. Это заставляет меня больше задумываться и еще больше работать над собой, переживая по поводу каждого выступления», — сказал Фуад Ибрагимов, выразив благодарность каждому, кто поддержал его в столь ответственный момент.
На концерте побывала музыковед, профессор Бакинской музыкальной академии им. Уз.Гаджибейли, доктор философии по искусствоведению, заслуженный деятель искусств Зумруд Дадашзаде, которая поделилась своими впечатлениями с Информационно-аналитической онлайн газетой “Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха”.
«Латвийский национальный симфонический оркестр – один из авторитетных коллективов страны, который был основан еще в 1926 году. ЛНСО заранее планирует свою деятельность, отличающуюся масштабом, разнообразием репертуара и стилистического спектра. Еще в апреле уходящего года стало известно, что в предстоящем сезоне с оркестром выступят два замечательных дирижера — лауреата престижного международного конкурса имени Е.Светланова — Лио Куокман и наш Фуад Ибрагимов: их успех на известных площадках мира привлек внимание специалистов. Я стараюсь не пропускать концертов ЛНСО, ибо каждая программа оркестра дарит массу ярких эмоций и творческих открытий. Особое впечатление на меня произвело исполнение трагической Четвёртой симфонии Шостаковича под управлением художественного руководителя и главного дирижера оркестра Андриса Поги, кстати, в 2010 году победившего на международном конкурсе дирижеров им. Е.Светланова.
Концерт ЛНСО под управлением Фуада Ибрагимова широко анонсировался, поэтому билеты были раскуплены уже в начале сезона. Действительно, зал на концерте был заполнен до отказа: администрации пришлось даже выставить дополнительные стулья.
В первом отделении был представлен Моцарт: знаменитая увертюра к опере «Волшебная флейта» и не менее известный Концерт для кларнета с оркестром, изобилующий мелодиями редкой красоты. В концерте солировал Мартиньш Цирценис — первый кларнет ЛНСО, покоривший меня теплым звучанием своего инструмента и разнообразием красок. Конечно, успеху исполнения способствовало прекрасное взаимодействие оркестра, ведомого Ибрагимовым, и солиста.
Особый интерес вызывала Пятая симфония Чайковского – одно из сложнейших произведений мировой симфонической музыки. Концепция симфонии и по сей день является предметом столкновения различных мнений: некоторые дирижеры трактуют эту симфонию как трагедию, некоторые предлагают лирико-драматическую интерпретацию. В начале декабря в Риге выступил Национальный филармонический оркестр России под руководством В. Спивакова, который представил произведение, как симфонию-драму.
В интерпретации Фуада Ибрагимова преобладало динамическое, импульсивное начало. Ему удалось мастерски сгладить «драматургические швы» (выражение самого Чайковского) между основными разделами формы в первой части, придать структуре единство и целостность. Особенно сильное впечатление оставили эмоциональные нарастания (т.н. эмоциональные крещендо) — огромные динамические волны, на гребне которых возникала неумолимая тема судьбы. Паузы же были наполнены невероятным напряжением, оставляя слушателя наедине с извечными вопросами бытия. Не хочется допускать вульгаризации, касаясь содержания последней части, но вывод оказался однозначным: финал прозвучал как победоносный марш сил зла, властвующих над человеком, управляющих его судьбой. И это грозное, немного саркастическое шествие потрясало своей силой и воинственностью.
Экспрессия, невероятная энергетика Фуада Ибрагимова передавалась аудитории, сопереживающей истории, рассказанной оркестром в тот вечер. Отзвучали последние аккорды, и публика на несколько секунд замерла, чтобы потом бурными аплодисментами наградить, как показалось, до конца выложившегося маэстро и оркестр.
Отмечу и слушательскую культуру посетителей симфонических концертов Риги, их любовь к музыке, внимательное отношение к каждому артисту оркестра. Появление оркестра сопровождается, как правило, непрекращающимися аплодисментами, что меня всякий раз удивляет и восхищает. А потом зал погружается в абсолютную тишину, полностью отдаваясь звучащей со сцены музыке.
Концерт ЛНСО во главе с маэстро Ф.Ибрагимовым имел большой успех. Многие слушатели эмоционально приветствовали дирижера, выражали желание вновь услышать его в Риге. В истории музыки Азербайджана начала века есть интересный латышский след: так, в 1916-1922 годах в оперном театре Баку работал в качестве дирижера классик латышской музыки Язеп Медыньш (1877-1947) — автор двух опер, трёх симфоний, хоровых сочинений, в 40-е годы — профессор Латвийской консерватории. В процессе работы над исследованием об одной из первых женщин-композиторов Азербайджана Адили ханум Гусейнзаде, я нашла рецензию (газета «Вышка», 7 января 1950 г.) на исполнении коллективной кантаты, написанной студентами Азербайджанской Консерватории, где упоминается имя хормейстера, заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР Якова Абрамиса. Успех концерта ЛНСО под управлением Ф.Ибрагимова вселяет надежду, что сотрудничество этого музыкального коллектива с азербайджанскими артистами будет продолжено, и это, несомненно, обогатит творческие связи двух стран», — сказала Зумруд Дадашзаде.
Своим мнением о концерте также поделилась Вента Коцере, доктор филологии, директор Академической библиотеки Латвийского Университета:
«Получила огромное эстетическое наслаждение от совместного выступления ЛНСО с одним из лучших латышских кларнетистов Мартиньшем Цирценисом и талантливым дирижером из Азербайджана Фуадом Ибрагимовым, который удивил и порадовал слушателей яркой музыкальностью и восточным темпераментом. В первой части концерта артисты с большим мастерством, чувством стиля исполнили увертюру к «Волшебной флейте» Моцарта, а также Концерт для кларнета с оркестром. Позже слушатели могли насладиться драматической Пятой симфонией Чайковского, которая воплощает вечную тему — неопределенность судьбы. Совместное выступление латышских музыкантов и азербайджанского дирижера несомненно удалось и подарило много ярких и радостных минут общения с подлинным искусством», — сказала Коцере.
Фотографии взяты с официальной страницы латвийского оркестра
Рустам Гасымов