Фуад Ибрагимов: «Миниатюры Амирова в исполнении Адыгезалзаде вызвали ликование немецкой публики» — ИНТЕРВЬЮ
Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com продолжает знакомить своих читателей с деятельностью азербайджанской творческой интеллигенции, как у нас в стране, так и за рубежом.
На этот раз нашим собеседником стал известный азербайджанский дирижер Фуад Ибрагимов, получивший блестящее образование в Германии (выпускник Кельнской консерватории), главный дирижер молодежного оркестра «Baku Chamber Orchestra» и главный дирижер одного из лучших оркестров Германии, Мюнхенского молодежного симфонического оркестра Neue Philharmonie Munchen.
Во время нашей беседы Ибрагимов рассказал о своем осеннем турне по Германии, где выступил с несколькими концертами, отметил, насколько радушно его приняли в Бразилии, куда маэстро получил персональное приглашение принять участие в престижном фестивале, а также подчеркнул, какой фурор произвело исполнение увертюры из знаменитой оперы «Кероглу» У.Гаджибейли на завершающем концерте IX Международного музыкального фестиваля Узеира Гаджибейли.
— Фуад, расскажите, с чего началась Ваша плодотворная концертная деятельность этой осенью?
— Традиционно, наш график планируется, как минимум, на год вперед, составляется список будущих концертов и мероприятий, где будут проходить выступления. Осень текущего года была очень насыщенной в плане гастролей и концертов. Новый сезон начался с поездки в Германию, где мы с Мюнхенским молодежным симфоническим оркестром Neue Philharmonie Munchen отыграли три больших концерта в разных городах. Однако до этого, мы выступили на завершающем концерте IX Международного музыкального фестиваля Узеира Гаджибейли.
Выступать на данном фестивале для меня не только радостно, но и ответственно. Дело в том, что Neue Philharmonie Munchen – это молодежный оркестр, который требует намного больше внимания, нежели коллектив взрослого состава. Молодые музыканты нуждаются в большей профессиональной подготовленности, чем их маститые коллеги. Поэтому нам приходится работать с двойным усердием, что приносит свои плоды и мне это нравится. Большой плюс молодого коллектива – это амбициозность, открытость, жажда творчества и большая трудоспособность, желание проявить себя и целеустремленность, что очень важно. Считаю, что и для меня – это отличная возможность проявить свое мастерство, работая с музыкантами, показывая оркестру свое видение того или иного произведения, чтобы добиться именно того звучания, которое ты чувствуешь.
Для меня всегда ответственно выступать на Родине, в родном Азербайджане, а тем более на фестивале легендарного Узеира Гаджибейли. Важность этому концерту придавал тот факт, что на нем выступал Народный артист Азербайджана директор Азербайджанской Государственной Филармонии им. М.Магомаева, мой близкий друг Мурад Адыгёзалзаде, который поразил всех, сыграв концерт на одном дыхании только при одной единственной репетиции в день выступления в Баку. Исполнение с первого раза на высочайшем уровне второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова требует огромного мастерства. Не каждый мастер может себе позволить ограничиться всего одной репетицией, но у Мурада получилось. А вот молодежному оркестру нужно стараться вдвойне, чтобы замечательно играть. Вокалист, солист или дирижер должен быть настолько убедительным в своей интерпретации, чтобы молодые музыканты сразу подхватили его идею и поняли, вот именно так и должно звучать. Поэтому, им нужно много репетировать. Но нам удалось достичь гармонии и полного взаимопонимания, поэтому все прошло гладко, и как было задумано.
— Однако, одна маленькая изюминка привела в восторг всех, кто в этот вечер находился в зрительном зале…
— Моей личной инициативой было включить в закрытие фестиваля произведение, которым традиционно открывают фестиваль Гаджибейли. В виду того, что это мероприятие проводится в честь светлой памяти Узеир бека, мне хотелось, чтобы и первое и последнее слово оставалось за ним. Если мне не изменяет память, в Филармонии уже давно не было столь бурных оваций. Об этом мне говорили сами слушатели. Нас просто не отпускали со сцены. Публика была настолько открытой и радушной, что вызывала нас на бис вновь и вновь. Для нас, артистов, это самая большая награда. Конечно, увертюра из оперы «Кероглу» гениального Узеира Гаджибейли в исполнении немецкого оркестра и стала той изюминкой, которая буквально потрясла разгоряченную публику, и привела ее в восторг. Эффект неожиданности также сделал свое дело. Стоило только программе завершиться, я развернулся к оркестру и мы стали играть. Аплодисменты еще не успели утихнуть, как нагрянула новая волна ошеломительных оваций, которые только увеличивались. Зал буквально взорвался.
Уже после концерта мне говорили, что в эти минуты на глазах многих слушателей выступили слезы. Это были слезы гордости за наше музыкальное искусство, наше достояние и богатство. Гордость и патриотизм в этот вечер проявились у каждого гостя. Это невероятное чувство, которое сложно выразить словами. Увертюра стала приятным сюрпризом. Возможно, в этом нет ничего сверхъестественного, но она стала прекрасным завершением всего фестиваля.
— И после этого Вы отправились в Германию?
— Да, но перед тем, как отправиться в Германию, у наших музыкантов был один свободный день, когда они смогли прогуляться по городу, посмотреть его красоты и отдохнуть, за это я хочу поблагодарить Министерство культуры и туризма АР. Также отмечу, что мы сыграли один образовательный концерт в БМА для студентов данного учебного заведения. Это была камерная музыка, игра молодежи для молодежи. Не могу не отметить помощь проректора по международным отношениям БМА, Народной артистки АР Егяны Ахундовой, без содействия которой данное мероприятие не смогло бы осуществиться.
Что касается гастролей в Германии, то самый большой концерт прошел в Геркулес Холл в Мюнхене. В этом концертном зале выступали самые знаменитые оркестры, музыканты, вокалисты и дирижеры. Просто нахождение в этом зале вызывает самые высокие чувства. Там мы сыграли тот же концерт, что и в Баку, но для меня сюрпризом стало исполнение Мурадом на бис миниатюр гениального азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Публика восприняла миниатюры очень тепло и радушно. Наша музыка для европейцев — это экзотика, которая всегда интересна и вызывает самые искренние эмоции. Она не может не восхищать. Меня, как азербайджанца, в эти минуты переполняло чувство гордости и радости за свою культуру.
Два других концерта прошли также в двух немецких городах, а именно в Вольфратсхаузене (концертный зал Лойзаххалле) и в Фюрстенфелдбруке (концертный зал Штадхалле). После этого я на несколько дней вернулся в Баку….
— Но впереди Вас ждала интересная встреча с одним из самых знаменитых мировых дирижеров…
— Вы правы. Моя вторая поездка в Германию включала не только концерты, но и встречи со знаменитыми людьми. Отмечу одного из них – это выдающийся российский дирижер, художественный руководитель Мариинского театра, лауреат государственных премий, Народный артист России Валерий Гергиев. Это маэстро мирового уровня, мое первое знакомство с которым состоялось во время моего обучения в Кельне, куда он приехал со своим оркестром и дал три концерта. Естественно, я не мог упустить не только концерты, но и сами репетиции, чтобы посмотреть, как работает Гергиев, увидеть мастера за работой. На протяжении нескольких дней я наблюдал за репетициями, но не решался познакомиться со своим именитым коллегой, в силу своей застенчивости. Тут мне на помощь пришел сам маэстро, который первым заговорил со мной, когда наши взгляды пересеклись. Я представился и мы познакомились.
Мы все знаем, что Гергиев один из самых востребованных дирижеров в мире, у которого, наверное, больше 350-ти концертов в год. Несмотря на сверхзанятость, у него есть золотое качество, в этом плане я стараюсь брать с него пример. Несмотря на катастрофическую нехватку времени, он уделяет внимание всем, если у него выпадает буквально одна свободная минутка. Мы с ним познакомились, и позволю себе сказать, подружились. На протяжении этих лет нам, к сожалению, не удавалось поддерживать связь в силу определенных причин. Однако, стоило нам встретиться, как он сразу меня узнал, у него феноменальная память. Гергиев был безумно рад меня видеть, интересовался моей карьерой, концертами, успехами, достижениями. Вопросы у него не заканчивались, и мне было невероятно приятно (смеется). Несмотря на то, что главная цель моей поездки в Германию была другой, особую ценность ей придала встреча с маэстро Гергиевым, общение с ним стало для меня самой большой наградой и бесценным опытом. Мы обсудили кое-какие проекты, но все это будет известно в будущем.
После встречи с Гергиевым у меня было несколько концертов в Германии, один из которых состоялся с «Грузинским камерным оркестром» Ингольштадта, городка, расположенного в Баварии. Интересна история этого музыкального коллектива. 18 оркестрантов и дирижер приехали в Германию «пересидеть полгода», а остались на 20 с лишним лет. Музыканты обрели второй дом, а город Ингольштадт — музыкальное подкрепление. Это произошло в начале тяжелых 90-х годов прошлого столетия. Они настолько впечатлили немцев, что им поступило предложение от представителя Audi Карла-Хайнца Румпфа (Karl-Heinz Rumpf) из Ингольштадта остаться в Германии. Они заключили контракт, который продлевали по мере его истечения. В итоге, они остались в Германии и сегодня являются одним из лучших немецких оркестров грузинского происхождения. С ними я выступаю уже три года. Меня регулярно приглашают. Мне бы очень хотелось пригласить этот грузино-немецкий камерный оркестр в Баку.
— После этого Вы вернулись в Баку, но впереди Вас ждало другое загадочное путешествие….
— Да. Побывав дома буквально несколько дней, я отправился в Бразилию, причем предложение получил внезапно и неожиданно. Это произошло благодаря моему близкому другу, известному французскому композитору Пьеру Тилуа, которого у нас в Баку хорошо знают по его сочинению «Ходжалы- 613», которое он исполнял в разных уголках мира. Пьер Тилуа невероятная личность с большим сердцем, он много делает для нашей страны и пропаганды ее культуры. В прошлом году Тилуа, в качестве организатора фестиваля «Двух миров» во французском городе Мюлузе, пригласил меня, многих артистов и музыкальных коллективов из Баку. Заключительный концерт проходил с симфоническим оркестром Мюлуз под моим руководством, на котором мы исполнили его произведение «Ходжалы-613». После концерта многие подходили и выражали свое восхищение этой музыкой.
Отмечу, что впервые данное сочинение было исполнено моим коллегой, заслуженным артистом Азербайджана Эйюбом Гулиевым в Баку. Концерт прошел удачно. Мы познакомились с Пьером и подружились. Наверное, здесь определенную роль сыграл тот факт, что я являюсь большим фанатом Франции. Пьер сказал, что и дальше хочет работать вместе. Дальше началось наше плодотворное сотрудничество. Приглашение на концерт в Бразилию я получил через Пьера, которого попросили порекомендовать дирижера и он посоветовал меня. Это был большой фестиваль под названием «На ходу». Его особенность состоит в том, что данное музыкальное событие никогда не останавливается и проводится по всей стране, гастролируя из города в город, что отразилось и в его названии.
Несмотря на то, что предложение поступило от организаторов, Фонд Гейдара Алиева вновь поразил меня своей щедростью и чуткостью, взяв на себя все мои расходы, связанные с поездкой. Я был тронут до глубины души.
— Как прошло Ваше выступление на фестивале «На ходу»?
— Просто замечательно! Это был один концерт и мастер-класс для молодых музыкантов студенческого оркестра. Главное событие проходило в бразильском театре «Da Paz», что в переводе означает «Театр мира». Отмечу, что город, в котором проходил фестиваль, называется Белем, который в свое время был одним из самых богатых городов Бразилии, где обосновывалась знать, богачи и аристократы. Именно они и были инициаторами открытия в далеком 1874-ом году театра « Da Paz», так как аристократы всегда уделяли большое внимание развитию искусства, не жалея на него средств. Его вместимость составляет 787 человек. Мы выступали с оркестром данного театра, приятно было видеть аншлаг. Здесь люди ходят в театр, слушают классическую музыку. Культурная жизнь в этом городе развивается и находится на хорошем уровне. В этот вечер был балетный спектакль «Черный лебедь», который представлял собой оригинальную интерпретацию балета «Жар-птица» Стравинского и вариаций для оркестра на собственную тему (вариации «Энигма») Эдуарда Элгара. Эти вариации не были написаны для балета, но труппа, которой уже более 40-ка лет, смогла показать настоящее шоу. Все было идеально.
Мне было очень приятно посетить данный фестиваль и представить на нем свою страну – Азербайджан. Я получил колоссальные впечатления от этой незабываемой поездки. Отмечу, что Бразилия стала 35-ой страной, в которой мне удалось побывать.
— В конце нашей беседы мне бы хотелось поговорить о Вашей помощи нашим молодым музыкантам заявить о себе…
— Мне очень приятно, что в Мюнхенский молодежный оркестр регулярно входят молодые азербайджанские музыканты, которые состоят в молодежном оркестре «Baku Chamber Orchestra», где я также являюсь главным дирижером. В прошлом году в состав Neue Philharmonie Munchen вошли 22 азербайджанских музыканта. В этом году их число, по определенным причинам, было меньше. Несмотря на это, я очень рад, что у молодых ребят появляется возможность гастролировать в составе европейского оркестра и выступать в разных странах мира. Это большой опыт и возможность заявить о себе на мировой арене. Считаю, что нашей талантливой молодежи следует помогать. Им нужно только предоставить шанс и они смогут проявить себя и показать весь свой потенциал. Бывают случаи, когда мне удается отправить нескольких наших ребят на европейские фестивали и потом сами организаторы ежегодно приглашают их выступать.
— Фуад, спасибо Вам за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи и творческих успехов.
— Большое спасибо за интерес к моему творчеству.
Рустам Гасымов