Фархад Гараюсифли: «Работая в проекте, я открыл для себя поэзию великого казахского поэта» — ИНТЕРВЬЮ 

Не так давно в пространстве современного искусства YARAT прошел летний лагерь для школьников под руководством молодого талантливого дирижера, выпускника Азербайджанской Музыкальной Академии, лауреата многочисленных международных конкурсов Фархада Гараюсифли. Название программы — «Казахстан – страна бескрайних степей и мегаполисов: прошлое, настоящее и будущее в художественных образах, стилях, направлениях».

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с азербайджанским маэстро Фархадом Гараюсифли, который рассказал нам про специфику данной программы для детей, насколько она полезна молодому поколению и поделился своими мыслями о своих подопечных.

— Фархад, как зародилась идея этого необычного проекта, и почему Вы согласились принять участие в этой программе для школьников?

— Как вы знаете, в центре современного искусства «YARAT» проводится вернисаж работ казахских художников под названием «Солнце и неоны над Казахстаном». Выставка интересная с большим смысловым содержанием, заставляющая думать, анализировать. Она затрагивает различные аспекты жизни: историческое прошлое, охватывающее советский период с его негативными сторонами, гендерные проблемы, проблемы личностного характера, новшества современного мира, легенды далекого прошлого, эхом отзывающиеся в наши дни…

Так вот, со стороны работников центра поступило предложение организовать работу летнего лагеря с участием детей, занимающихся музыкой как профессионально, так и любительски, и постараться связать это с выставкой. Идея была довольно интересная, чем и привлекла меня (улыбается).

— Кто мог принять участие в этом летнем лагере?

— Поначалу принять участие в отборе могли все желающие дети, подростки, владеющие какими-либо музыкальными инструментами, но приступив к работе, когда стало понятно, что содержание выставки все-же выходит за рамки детских интересов, то решили увеличить возрастной ценз до 22 лет.

— Фархад, музыкальные прослушивания проводили только Вы или Вам кто-то помогал?

— Первые несколько дней исполнители прослушивались, затем анализировалось их дальнейшее участие в летнем лагере. Мною принимались во внимание как уровень подготовки участников, так и исполняемые ими произведения, которые могли бы быть созвучны с выставкой. В работе мне помогала координатор проекта Саяра Гусейнли. В итоге, в лагере оказались учащиеся детских музыкальных школ, муз. училища, студенты Бакинской Музыкальной Академии, и даже недавно завершившие свое обучение музыканты. Всего набралось 22 человека.

— Согласно регламенту, программа представляла собой попытку взглянуть на мир современного искусства сквозь призму музыки. Насколько Вам удалось претворить теорию в практику? Возникали ли по ходу действия определенные сложности, ведь в теории все выглядит намного легче, нежели на практике?

— Конечно, связать такую необычную выставку с музыкой, исполняемой молодым поколением, было делом не из легких. Совершенно неожиданно возникла замечательная идея связать всё это со словом, со стихами. Работая в проекте, я открыл для себя поэзию великого казахского поэта, нашего современника Олжаса Сулейменова, которая тронула меня до глубины души. На заключительном вечере прозвучали три стихотворения – «Аргамак», «Дикое поле», «Язык отцов, язык тысячелетий» — два в моем исполнении, одно в прочтении самого поэта с экрана. В итоге получился очень интересный контент музыки, поэзии и выставки работ, которая также была показана зрителям на большом экране.

— Вообще, в чем была особенность этой программы? В какой форме проходило обучение?

— Работа летнего лагеря пришлась на самые жаркие дни сезона: с 4-го по 12-ое августа. Нам был предоставлен большой зал центра «YARAT», в вечерние часы (с 17.00 до 20.00 ). Несмотря на жару, все участники с большим энтузиазмом собирались в лагере. На площадке царила очень доброжелательная, творческая атмосфера. Постепенно обучение переросло в форму репетиций со свободным графиком. Помимо исполнения своих произведений, ребята имели возможность отдохнуть, пообщаться, обменяться мнениями по поводу программы проекта, а также еще раз посетить выставку. Между участниками завязались новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

— Насколько легко Вам удавалось находить взаимопонимание с участниками лагеря? Были ли интересные случаи во время занятий?

— Несмотря на самый разгар летнего отдыха, желающих участвовать в проекте было немало. Дети школьного возраста узнавали о готовящемся летнем лагере из объявлений в социальных сетях. Однако, когда было решено расширить диапазон участников, на призыв откликнулись и более старшие ребята, чему я, как организатор проекта, был очень признателен.

Что касается интересных случаев, то в одном из музыкальных номеров необходим был валторнист. Мой друг Тогрул Маммедли, который в день концерта должен был улететь в другую страну, ради мероприятия отложил свою поездку на следующий день. Поверьте, это дорогого стоит. Как вы понимаете, отношения на проекте были замечательные, между всеми участниками было полное взаимопонимание, что не может не радовать (улыбается).

— Итогом программы стал заключительный концерт на сцене центра YARAT. Какие произведения Вы выбрали для заключительного концерта и почему именно эти сочинения?

— Наконец, настало время долгожданного концерта. Все были воодушевлены. Концерт условно состоял из нескольких частей. Его обрамляли изображения на экране казахских степей с прекрасными лошадьми (в сопровождении ансамбля нагаристов) и мегаполисов, а также стихи. И всё это было в прекрасном созвучии с музыкальными произведениями по большей части современных композиторов, но и не только. В программе концерта были сольные и ансамблевые номера. Среди них произведения И. Альбениза, К.Дебюсси, А. Рейхенауэра, О. Арнальдса, Ж.Ибера, П.Хиндемита, Сильверсини, Д.Пахеко, Ж. Массне, Ф. Бадалбейли и А. Шнитке. Серединная часть была посвящена непосредственно выставке.

— Подопечным удалось оправдать Ваши надежды? Как Вы оцениваете их выступление?

— На мой взгляд, концерт удался на славу. Все музыканты большие молодцы. Публика очень тепло всех принимала.

— Как, по — Вашему, в чем плюс подобных летних лагерей для юных музыкантов?

— Конечно же, подобные проекты для юных музыкантов имеют немаловажное значение. Это и возможность увидеть, узнать что-то новое, необычное, это и общение со своими сверстниками и ребятами постарше. А главное – это опыт, возможность показать, отточить свои умения и мастерство.

Нельзя не упомянуть другой очень важный момент, о котором хотелось бы сказать. Ребята, доселе имевшие опыт сольного исполнения, впервые сели в ансамбль. Некоторые ансамблевые произведения были выбраны и разучены непосредственно на проекте. В частности, такое сложное произведение как Струнный квартет №3 А. Шнитке сложилось, буквально, за два дня до концерта. Осуществить все это без серьезного отношения к делу со стороны музыкантов, конечно, не удалось бы.

Таким образом, ребята получили бесценный опыт ансамблевой игры, очень важный для будущих оркестровых музыкантов. По окончании летнего лагеря все музыканты получили сертификат международного уровня об участии в данном проекте от Центра современного искусства «YARAT».

— Фархад, большое спасибо за интересную содержательную беседу. Мы Вам желанием удачи и творческих успехов, а также участия в новых интересных проектах.

-Спасибо!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com