Не отказываться от соглашения по ядерной программе Ирана попросили избранного президента США около 40 ведущих американских исследователей, подписавших открытое письмо Трампу.
Около 40 ведущих американских исследователей, включая лауреата Нобелевской премии по физике Джерома Фридмана, бывших советников по науке при Белом доме и сотрудников крупнейших университетов США — в том числе Гарвардского, Стэнфордского и Принстонского — написали открытое письмо избранному президенту Дональду Трампу.
В нем 37 ученых призвали политика не отказываться от соглашения по ядерной программе Ирана — Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), заключенного 15 июля 2015 года в обмен на постепенную отмену западных санкций против Тегерана.
«В соответствии с нашими техническими оценками, многостороннее соглашение по СВПД представляет собой мощный бастион для противодействия иранской программе по производству ядерного оружия. Мы призываем вас сохранить этот важнейший стратегический актив США», — подчеркнули эксперты.
В ходе своей предвыборной кампании Трамп называл договоренности с Тегераном «худшими из тех, по которым когда-либо велись переговоры». Выступая перед лоббистским Американо-израильским комитетом по общественным связям, он заявил, что считает своей «задачей номер один — отказ от провального соглашения».
По мнению миллиардера, Тегеран переиграл США, добившись уступок по санкциям и при этом окончательно не закрыв себе дорогу к созданию ядерного оружия, к чему Иран теоретически может приступить через 15 лет, после того как срок действия ограничений, закрепленных в документе, истечет, напоминает газета The New York Times.
Сделка снижает риски, связанные с ядерной программой Ирана
В послании, обнародованном по инициативе одного из создателей водородной бомбы, американского физика Ричарда Гарвина, эксперты дают оценку шагам, которые Тегеран предпринял с момента начала реализации СВПД. Так, Иран деактивировал и отправил на хранение под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) около двух третей своих центрифуг, а также поставил на экспорт свыше 95 процентов от своих запасов низкообогащенного урана. Кроме того, эксперты МАГАТЭ получили возможность ежедневного доступа к объекту по обогащению урана в иранском Нетензе, подчеркивают специалисты.
«В целом СВДП резко снизил опасность того, что Иран внезапно сможет произвести значительное количество материалов, необходимых для производства ядерного оружия. Это также снизило давление на соседей Ирана, которые (в итоге не испытывают потребности) вести работу по созданию своего ядерного оружия. Никто из них в результате не объявил о разработке собственных программ двойного назначения», — резюмировали ученые, призвав Трампа пересмотреть его взгляды относительно отмены договоренностей в рамках СВПД.
Соглашение от 2015 года предусматривало, что в обмен на снятие западных санкций Иран на определенный период существенно ограничит свою ядерную программу. В частности, количество центрифуг по обогащению урана решено сократить с 19 тысяч до 6 тысяч. Кроме того, Тегеран в ближайшие 15 лет снизит степень обогащения урана до безопасного уровня — 3,67 процента. Иран также согласился предоставить экспертам МАГАТЭ контролируемый «регулируемый доступ» к своим ядерным объектам.
Novayaepoxa.Com