Эмин Гахраманов: «Мне всегда интересен человек, его переживания и внутренний мир» — ИНТЕРВЬЮ

«Реинкарнация» является оригинальным проектом, в рамках которого азербайджанские художники представляют на суд зрителей «реинкарнированные» (перевоплощенные) произведения искусства в стиле модерн. За основу берутся произведения современных азербайджанских художников из музейного фонда, а также произведения известных художников и скульпторов, представленных в стационарных экспозициях в азербайджанских музеях.

Данный проект, постепенно превращающийся в хорошую традицию, будет проводиться и в других музеях города, что вызовет большой интерес, как у специалистов, так и у любителей искусства, открыв новую страницу в истории деятельности музея и творчестве художников.

На этот раз объектом изучения азербайджанских художников стало сердце Баку, легендарный город в городе «Ичеришехер», окутанный мифами и легендами, где каждый камень хранит свою собственную историю. Третий по счету проект, проводимый в рамках проекта «Реинкарнация», называется «Незнакомый Ичеришехер».

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось пообщаться с азербайджанским художником авангардистом, основателем студии изобразительного искусства «EmArt studio» Эмином Гахрамановым, который во время нашей беседы рассказал об основных особенностях данного проекта, какую тему он выбрал лично для себя, отметив, важность совместных проектов, которые объединяют художников вокруг одной цели.

— Эмин, перед тем, как перейти к теме «Ичеришехер», расскажите более подробно о предыдущих выставках, которые в рамках проекта «Реинкарнация», прошли в азербайджанских музеях.

— Первая выставка в рамках проекта «Реинкарнация» прошла в в Национальном музее искусств Азербайджана. Мероприятие стало совместным проектом молодых азербайджанских художников в данном музее. В экспозиции были представлены «реинкарнированные» (перевоплощенные) произведения в стиле модерн на основе произведений известных художников и скульпторов, представленных в стационарной экспозиции.

Тогда мы – художники, Эльшан Сарханоглу, Мамед Рашидов, Вугар Гулиев, Айдын Аскеров и Эльшан Карача, представили на суд зрителей около 15 картин и 5 скульптур в новой интерпретации. Работы представляли собой современный взгляд на искусство. За основу были взяты произведения классиков мирового искусства Яна Стика, Ивана Айвазовского, Жана Фрагонара, Дмитрия Антонелли, Петра Верещагина, Джозефа Бернара, Франсуа Ларше и других выдающихся представителей мирового изобразительного искусства. Вернисаж вызвал интерес, как у профессионалов, так и у любителей изобразительного искусства.

Второй вернисаж под названием «Реинкарнация – исторические экспонаты» прошел в выставочном зале Национального музея истории Азербайджана. На выставке были представлены «реинкарнированные» (перевоплощенные) произведения также в стиле модерн. Цель данной экспозиции была продемонстрировать зрителям взгляд современных художников Азербайджана на историю и культуру.

В экспозицию выставки вошли живописные работы и образцы скульптуры, созданные азербайджанскими художниками и скульпторами Эльшаном Сарханоглу, Мамедом Рашидовым, Эльдаром Бабазаде, Эльшаном Карача, Гамидом Магеррамовым и Фаридом Мирзоевым. На основе 20 экспонатов, входящих в экспозицию Национального музея истории Азербайджана, азербайджанские художники и скульптуры создали 27 творческих работ.

— Как получилось, что для следующей выставки за основу был взят «Ичеришехер»?

— Дело в том, что нашу прошлую выставку в Музее истории Азербайджана посетила заведующая отделом по связям с общественностью и культурно-массовым мероприятиям музея «Ичеришехер» Ирада Гасымова, которая и предложила нам провести выставку «Реинкарнация – Ичеришехер», взяв за основу историю, мифы, легенды, сказания, исторические памятники, архитектурные объекты. Главное — показать то, что находится не на виду, а остается за кадром. Одним словом – показать старый город таким, каким мы его не знаем, пролить свет на исторические факты, которые были забыты, мало изучены и так далее.

Например, мы все гордимся нашей великолепной «Девичьей башней», «Дворцом Ширваншахов», старыми банями и многим другим, хотя не все знают, что в Ичеришехер находятся и другие не менее значимые исторические памятники, например, старые мечети, дома, где проживали известные личности и прочее. К примеру, в Ичеришехер находится одна из древнейших мечетей Азербайджана – «Məhəmməd məsçidi», о которой известно довольно мало.

— Получается, что художники не могли взять за основу, к примеру, саму «Девичью башню»?

— Конечно, могли, но главное – здесь был использован совершенно другой подход. Если мастер решил взять за основу «Qız qalası», то его целью было показать интересные факты из истории этого архитектурного памятника, мифы и легенды, связанные с этим шедевром, который на протяжении многих веков является символом неприступности и красоты нашего города. Например, мифов, легенд и историй много, но очень часто мы слышим одну или две, а про другие почему-то забывают. Аналогичное можно проделать и с другими известными памятниками. Единственное условие и главный критерий работ — это показать людям что-то новое, а как мы знаем, новое – это хорошо забытое старое, поэтому просто необходимо освежить память и творчески подойти к реализации поставленной задачи. Отмечу, что это не только интересно, но и полезно, особенно, для молодого поколения.

— А что касается историй?

— Это может быть история одной улицы, история одной семьи, история одного ремесленника или мастера.

— На чем остановили свой выбор Вы?

— Мне всегда интересен человек, его переживания, харизма и внутренний мир. Поэтому я выбрал людей, которые жили в старом городе. Это реальные люди. У меня нет вымышленных персонажей. Не обязательно, чтобы этот человек был известным на всю страну, но он мог быть очень уважаемым и авторитетным жителем старого города, которого все знали. Меня заинтересовали люди, занимающиеся определенным ремеслом, причем всю свою сознательную жизнь. Например, одним из моих персонажей стал пожилой башмачник, которого знали во всей округе.

Другим персонажем стал известный азербайджанский балабанщик по имени Мамеднаиб Гаджиев, дочь которого Мелек Гаджиева открыла небольшой музей в их столетнем доме, где смогла сохранить обстановку второй половины прошлого столетия. В экспозицию входят старые вещи, фотографии отца, музыкальные инструменты, а также место его работы и многое другое. Заходя в дом-музей, ты словно попадаешь в 70-ые годы. Моя цель — рассказать об истории человеческих судеб людей, которые всю свою жизнь прожили в стенах старого города.

Хочу также отметить, что нам очень помогла Ирада ханум, которая познакомила нас с архивными фотографиями, рассказала интересные факты и истории об Ичеришехер, что оказало влияние на выбор тем для наших будущих работ. Пользуясь случаем, мне бы хотелось поблагодарить Ираду ханум за ее труд и помощь.

— Помогли ли Вам архивные фотографии составить представление, какими именно должны стать будущие работы и на чём необходимо сделать акцент?

— Очень помогли. Что такое фотография? Это эпизод из жизни, запечатленный в истории. Таким образом, с помощью архивных снимков мы смогли погрузиться в атмосферу того времени, понять, как жили люди, чем занимались, как одевались и многое другое. Фотография – отличный визуальный источник информации. Нам показали серию фотографий азербайджанских семей, живших в свое время в Ичеришехер. Смотря на фотографии, ты понимаешь, что перед тобой настоящие коренные бакинцы, которые жили в крепости из поколения в поколение, причем население старого города долгое время не менялось, там практически не было приезжих, поэтому коренные крепостные сумели сохранить свои особенности. Это могли сделать только стойкие и сильные духом люди.

Мне, как художнику, важно передать характер человека, его харизму, эмоции и т.д. В этом плане фотографии оказались мне очень полезными. Думаю, они помогут мне воссоздать образы, передать колорит и дух старых бакинцев.

— Получается, что Вы создадите образы башмачника и балабанщика?

— Понимаете, когда нас попросили написать концепцию, мы это сделали. Однако творческий процесс художника напоминает съемку фильма, когда режиссеру зачастую приходится менять сценарий и адаптировать его во время съемочного процесса. Конечно, первыми будут два персонажа, а какие сюжеты появятся во время творческого процесса, мне сказать сложно.

Как я отмечал выше, меня интересуют именно люди, а если человек прожил всю свою жизнь на одной улице, то он, будучи привязанным к этой улице и дому, как бы воссоединяется в единое целое. В этой связи, на тему Ичеришехер можно писать, писать и писать (улыбается).

— Эмин, как Вы думаете, что особенного в старом городе?

— Понимаете, для меня Ичеришехер – это, своего рода, город в городе, где даже сейчас, несмотря на то, что мы живем в XXI веке, можно почувствовать дух древности. Конечно, сегодня старый город все чаще перестраивают и видоизменяют, но в общем плане это место по-прежнему пленит своей энергетикой. Старый город отличается не только своей архитектурой, историей, памятниками, людьми, но и другими особенностями. Например, на мой взгляд, в Ичеришехер как-то по особенному падает свет. Возможно, это фантазии художника, но, по моему мнению, все именно так. Думаю, в этом определенную роль играет сама конструкция Ичеришехер, расположение домов, узкие улочки, вымощенные брусчаткой и прочие факторы. Помимо этого, сам Ичеришехер располагается на возвышенности, а большая крепостная стена дает возможность почувствовать себя защищенным. Именно поэтому в старом городе человек чувствует себя уютно и комфортно. Не зря туристы, посещающие наш город, первым делом отправляются в Ичеришехер. Помимо этого, в крепости было снято много советских фильмов, и, думаю, помимо истории и архитектуры на этот выбор повлиял свет, ведь для режиссера он также имеет большое значение во время съемок кинокартины.

— Эмин, почему именно «Реинкарнация»?

— Понимаете, можно было дать и другое название, но в данном случае мы решили, что наиболее подходящее название – это Реинкарнация, имеющая аналогию с эпохой Возрождения или Ренессанса. Ведь мы реинкарнируем или оживляем то, что было забыто и ушло из памяти людей. Аналогичный процесс наблюдался в эпоху Возрождения. Поэтому спустя время, нужно оживить или возродить то, что было потеряно и забыто. У нас настолько богатое культурное наследие и история, что нам просто необходимо все чаще проводить проекты, подобные Реинкарнации. Отмечу, что аналогичный принцип и подход был применен в двух предыдущих выставках: классическая работа и современная, исторический экспонат и его современный «аналог» (интерпретация).

— На этот раз число участников заметно возросло…

— Да, в проекте Реинкарнация, который посвящен Ичеришехер, принимают участие вместе со мной девять человек: Эльшан Сарханоглу, Мамед Рашидов, Эльдар Бабазаде, Эльшан Карача, Гамид Магеррамов, Айдын Аскеров, Анар Шамсиев, Вусаля Агаразиева.

— Насколько Вам комфортно работать вместе с таким большим числом художников?

— Дело в том, что нас объединяет общая цель, концепция, а работаем мы все по отдельности, то есть у нас нет совместных работ. Однако хочу отметить, что подобные совместные проекты, которые объединяют художников вокруг общей идеи, положительно сказываются на творческом процессе. Почему, спросите вы? Дело в том, что работая вместе над одним проектом, у художников увеличивается мотивация, чему также способствует освещение этих мероприятий в СМИ. Наряду с этим, между художниками наблюдается здоровая конкуренция или соперничество, ведь каждый хочет создать наиболее интересную работу. Как мы знаем, именно конкуренция является двигателем прогресса, толкающая деятелей искусства создавать что-то новое, интересное, прикладывая все свои силы и тем самым расширяя границы своего таланта. Обратите внимание на то, что хоть проект один, но в экспозиции невозможно найти хотя бы две похожие работы, они все разные, ведь каждый художник – это индивидуалист. Идея одна, но каждый мастер интерпретирует ее по-своему.

— И напоследок, в чем особенность будущего вернисажа?

— Выставка пройдет в ноябре текущего года. Особенность выставки состоит в том, что она будет проходить этапами. Например, живописцы соберутся на одной площадке, но инсталляции и «Contemporary Art» будут проходить в разное время. Это новый подход. Дело в том, что некоторые работы теряют свою силу, если их выставлять в галерее. Например, работы Вусали Агаразиевой являются наглядным этому подтверждением. Именно поэтому она будет выставляться в объекте, атмосфера которого соответствует работе и помогает раскрыть ее смысл. Одним словом, пространство имеет в этом плане решающее значение.

Под конец также отмечу, что мы не планируем на этом останавливаться, и уже сегодня думаем над продолжением нашего проекта «Реинкарнация».

— Эмин, спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи и творческих успехов, а главное — удачной реализации данного проекта.

— Спасибо!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com