Экономист: «От дефолта Межбанка больше всего пострадает SOCAR»

О ситуации сложившейся вокруг Международного Банка Азербайджана, и его последствий на экономику Азербайджана рассказал Novayaepoxa.Com экономист Акрам Гасанов.

— Как вы оцениваете дефолт в Межбанка, и к каким последствиям приведет для экономики Азербайджана?

— Дефолт Межбанка — из ряда вон выходящее событие в истории нашей страны. И дело даже не в том, что банк неплатежеспособен. То, что там всегда был бардак, было известно. Дело в том, что государство, по сути, отказалось полностью брать на себя его долги. Наше правительство фактически шантажирует иностранных кредиторов: либо делаете нам уступки в сумме, сроке и проценте, и долг переходит на этих условиях к государству, либо банк будет объявлен банкротом, и вы потеряете все.

Если это не блеф, значит, мы готовы на ликвидацию МБА. А последствия этого будут катастрофическими для отечественной банковской и платежной системы. Ведь МБА владеет почти половиной рынка, на нем многое завязано. С его «смертью» проблемы возникнут либо усугубятся у всех участников рынка. Но даже если кредиторы пойдут на наши условия, репутация нашей страны в любом случае сильно пострадает теперь. Нам перестанут доверять, давать кредиты. Государству может еще и дадут, а вот госкомпаниям без госгарантий теперь трудно будет заимствовать средства.

Больше всех пострадает SOCAR, у которого долгов больше чем у МБА. Теперь ему точно кредиты не дадут. А на внутреннем рынке, как показал опыт с облигациями прошлого года, ему тоже не на что рассчитывать. Таким образом, в тот самый момент, когда нам нужны инвестиции, вложения и кредиты, мы этого лишаемся. Ведь все это строится на доверии, а оно утрачивается. Я считаю, что это серьезная неудача экономической команды правительства. Собственно никакой команды там и нет. И произошедшее в том числе результат этого. Нас ожидают очень тяжелые годы.

— Стоит ли ожидать дальнейшее падение азербайджанских банков?

— И да, и нет. В принципе большинство наших банков уже банкроты. Их положение не лучше МБА, просто масштабы меньше. Но Палата по Надзору за Финансовыми Рынками вряд ли позволит им обанкротиться. Скорее всего, механизм, испробованный на МБА, будет применяться в отношении всех банков-банкротов.

Ведь Палате не выгодно, чтобы банки стали банкротами. Помимо репутационных рисков для самой Палаты, в этом случае придется компенсировать вклады населения. А компенсировать нечем — Фонд Страхования Вкладов сам давно банкрот и живет за счет кредитов Центробанка. Поэтому банки будут спасать за счет бизнеса, имеющего деньги в этих банках. Предпринимателям и юридическим лицам — кредиторам банков просто предложат согласиться на реструктуризацию их требований к банку, т.е. списать часть их денег и подарить банкам.

Для результативности в число кредиторов включат ряд близких компаний (как включили Нефтяной Фонд в число кредиторов в случае с МБА). И решения будут приниматься. Бизнес будет терять деньги, банки будут спасены, деньги населения не пострадают. Короче, пострадает только бизнес, т.е. то, что и является вообще-то надеждой на процветание страны. Ради банковского сектора у нас окончательно угробят предпринимательство. Это очень плохо.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com