Ситуацию, сложившуюся в Ингушетии в связи с делимитацией административных границ Чечни и Ингушетии прокомментировал для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха дагестанский общественник, правозащитник Джабраил Хачилаев:
— Страсти в Ингушетии накаляются и уже почти неделя как в городах республики продолжаются митинги, акции протеста против передачи некоторых территорий Чечне. Что там происходит вообще? Вроде соглашение подписали главы обеих республик. Кто протестующие? Кто за ним стоит, или какая политическая сила является инициатором этих протестов?
— Насколько мне известно, это вовсе не является передачей земли Чечне. Это обмен территориями. Главы двух республик договорились об обмене некоторых территорий в разных направлениях границы, которая разделяет эти регионы. Неправильно сама трактовка вопроса «о передаче земли» Чечне. Случилось равноценный обмен территориями и это не должно привести к серьезной проблеме, к серьезному конфликту между двумя братскими народами. Происходящие в Ингушетии — это умело разыгранная карта оппозиционными силами, недовольными тейпами внутри республики для того, чтобы заставить уйти в отставку Юнус-бека Баматгиреевича. Я других поводов для накала ситуации не вижу. Может есть какие-то закулисные игры, о которых я могу не знать, но по моему видению это выглядит как внутренняя борьба за местную власть.
— Судя по активности в сети ингушских активистов, политиков и наиболее известных блогеров, в основном члены и местные функционеры «Яблоко», и других партий выступают против договоренности между Евкуровым и Кадыровым. Какова роль московских кругов в накале ситуации в регионе? Официальные органы РФ вроде не должны быть заинтересованы в ухудшении ситуации в регионе? Какие-то силы, политические или финансовые круги могут быть замешаны в этом деле?
— Насколько я осведомлен, тем более Юнус-бека Баматгиреевича недавно утвердили на третий срок как глава Ингушетии. Если бы федеральные органы, Кремль был заинтересован в его уходе с поста, если бы его не хотели увидеть во главе республики, то наверняка бы не подтвердили на очередной срок и сделали бы другое предложение. Поэтому я не думаю, что происходящие в республике связаны с Москвой. Разногласия внутри ингушской общественности были и до этого. Помним недавние разногласия, недоразумения, связанные с муфтиятом республики, с недовольными тейпами. Это все выглядит как грамотно разыгранная политическая комбинация. Могу сказать, что, и Рамзан Кадыров и Юнус-бек Евкуров давно находят во главе своих республик, являются опытными государственными деятелями и не допустят каких-то невыгодных ситуаций для своих народов.
— Значит вы утверждаете, что весь этот спектакль разыгран оппонентами Юнус-бека Евкурова с одной единственной целью — чтобы сместить его, и для этого используют соглашение об обмене территориями с Чечней?
— Я думаю да. Какими сильными политологами или аналитиками бы мы не являлись, везде и всем известна одна правда — главный фактор во всех вопросах и проблемах, это человеческий фактор. Там наверняка присутствуют какие-то нюансы, тонкости, которые мы не можем знать. А так вот если навскидку взять, я неплохо знаю Юнус-бека Баматгиреевича, который за весь период своего правления за свой народ и за своб республику переживал. Пережил несколько покушений, но не сдался и продолжал служить своему народу. О Рамзане Ахматовиче тоже долго говорить не приходится потому, что он известен своей позицией и все знают, что он сделал для своего народа и республики. С чего он начал и куда привел Чечню, практически разрушенную войной, чего мы наглядно видим. Я думаю, что если бы не какие деструктивные силы, то ни чеченский, ни ингушский народы никогда бы так не взбунтовались друг против друга, и не сомневаюсь, что все игры направлены против Юнус-бека Евкурова.
— Я так понял из ваших слов, что этот обмен территориями никак не наносит репутационный ущерб ингушскому народу, в противном случае Евкуров не подписал бы это соглашение с Кадыровым о делимитации административных границ. Вы так хотите сказать?
— Я думаю, что Юнус-бек Баматгиреевич никогда не подпишет никакое соглашение во вред своей республики и своего народа.
— Па-вашему, как один из лучший специалист по региону, как думаете, удастся ли решить эту проблему без каких-то противостояний и крови? Менталитет и национальный характер кавказских народов такой, что всякий спор может привести к противостоянию…
— Живя по соседству с Чечней и Ингушетией мы не разделяем эти народы и всегда думали, считали, что они все представители одного народа — вайнахи. Поэтому мне даже представить себе трудно какой-то конфликт между чеченцами и ингушами. Трудно представить себе такое, об этом даже не может быть и речи, что это недоразумение вылится в какое-то противостояние между братьями. Этого никогда не будет.
— Значит у элиты и у аксакалов, у самих этих народов хватит мудрости решить этот территориальный спор мирным путем, без каких-либо конфликтов и противостояния?
— Конечно, по-другому и не может быть.
— К чему может привести взрыв ситуации между Чечней и Ингушетией. Как это отразится на всем Северном Кавказе?
— Естественно, это может привести к трагическим последствиям для всего региона. Не дай Аллах, я даже не хочу об этом думать.
— Господин Хачилаев, первый президент Ингушетии Руслан Аушев в связи с тревожной ситуацией прилетел в республику и выступил перед митингующими, поддержал их. Это наводит на мысль, что Аушев претендует на пост главы Ингушетии заново. Что думаете по этому поводу?
— Я хочу надеяться на то, что Руслан Аушев приехал в республику, чтобы помочь Юнус-беку Евкурову стабилизировать обстановку. Никак не думаю, что он заново претендует на пост главы Ингушетии. Я думаю, как бывший глава республики и основоположник столицы новой Ингушетии Магас он как мудрый государственный деятель очень серьезно переживает за свой народ, за стабильность и действительно приехал вывести республики из этого сложного положения.
Беседовал: Кавказ Омаров