Универсальная история любви
Фабрика, луна-парк с большой каруселью и железнодорожная станция с движущимся поездом уместились на сцене главного театра страны – «Астана Опера», сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.
Здесь при поддержке Министерства культуры и спорта РК 19 и 20 апреля пройдет долгожданная премьера оперы Дж. Пуччини «Богема».
В опере показана жизнь молодых людей, которые независимы, мечтательны, полны надежд, но живут очень бедно. Композитор точно передал атмосферу Парижа, его Латинского квартала и мансарды, где живут молодые люди. Любопытно, что главные герои имеют своих исторических прототипов, к примеру, образ Рудольфа списан с самого автора романа Анри Мюрже. Легендарное кафе «Момю», которое столичная публика увидит на сцене, являлось очень популярным заведением среди парижской богемы.
Свое видение этой оперы представит постановочная группа. Дирижер-постановщик – Джузеппе Акуавива, знаменитый в Италии режиссер-постановщик – Андреа Бернард, всемирно известный сценограф современности – Эцио Фриджерио, обладательница премии «Оскар» художник по костюмам – Франка Скуарчапино, главный хормейстер – Заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов. Дизайнер по проекциям – Серджио Металли, художник по свету –Винченцо Рапони, хормейстеры детской студии – Алтынганым Ахметова, Айгерим Макибаева, ассистенты режиссера-постановщика – Текла Гуччи, Еренбак Тойкенов, ассистент сценографа-постановщика – Риккардо Масирони и ассистенты художника по костюмам – Даниэль Бутар, Анна Верде.
По словам режиссера Андреа Бернарда, в начале произведениягерои оперы — разочарованныелюди, мечтающие о любви и пытающиеся выразить свое творчество.
— Они живут изо дня в день, не задумываясь о том, каким будет завтра. По мере того как история разворачивается, мы видим их рост. Когда Рудольф встречает Мими, он открывает для себя настоящую любовь и связанные с ней страдания. «Богема» для меня – метафора о жизни, о личностном росте и осознании трудностей жизни.Чтобы описать эту метафору, я решил перенести историю в начало 1900-х годов, когда Париж был городом с культурным, промышленным и архитектурным колоритом. Он пережил возрождение не только с культурной, но и с урбанистической, и технологической точек зрения. Город — это огромная строительная площадка, которая постоянно развивается, это и вдохновило нас на создание декораций. Пространство очень важно для меня. Сценография является неотъемлемой частью драматургии, также как костюмы и освещение. С самого начала Эцио Фриджерио понимал мои задумки и пытался реализовать эти идеи в пространстве. Для меня большая честь работать с ним. Думаю, что очень важно привлечь новую публику в оперу. «Богема» – это универсальная история любви, а у любви нет возраста, — отметил Андреа Бернард.
Вращающаяся карусель, клоуны и жонглёры
Эскизы сценографа-постановщика Эцио Фриджерио действительно впечатляют. Это масштабная постановка, в которой задействованы все технические возможности сцены, а это значит, что огромные декорации будут исчезать и вновь появляться прямо на глазах у публики. Ошеломляющей красоты элементы декораций воплощались командой «Астана Опера» во главе с заместителем директора по художественно-постановочным вопросам и производству Виктором Караре.
— Мы сделали каждую из картин особенной, чтобы зритель смог почувствовать атмосферу 1900 года, мог лучше понять жизнь этих молодых людей. Постарались, чтобы и сами декорации, и видеопроекции давали дополнение ко всему тому, что проходит на сцене. Для этого построили заброшенную фабрику, где на верхнем этаже живут наши герои. Непременно впечатлят всех железнодорожный вокзал, транспортные вагоны, которые будут созданы практически в натуральную величину, они будут двигаться и работать в реальном режиме. В этой постановкемы применили новый технологический подход и сделали более реалистичными анимации, к примеру, это касается картины моря. В третьем акте на сцене пойдет снег – и не только на проекции, но мы увидим его на крыше вокзала, — рассказал Виктор Караре.
Одной из самых эффектных сцен станет сцена с вращающейся каруселью, украшенной лампами и лошадьми, полностью отображающими представленную эпоху. А на карусели публика увидит и клоунов, и жонглеров, и акробатов, но не будем раскрывать всех секретов, оставим место сюрпризам…
От кутюр
В Париже до сих пор сохранилась фабрика, использующая крой XIX века, она производит пиджаки и брюки для рабочих людей. Художник-постановщик Франка Скуарчапино и ее ассистент — ведущий мастер-закройщик Франции Даниэль Бутар привезли в «Астана Опера» для ознакомления образцы этого кроя. Мастерицы швейного цеха быстро освоили новую технологию и уже подготовили 189 костюмов. Так как спектакль показывает жизнь бедных молодых людей, которые пытаются выжить, наряды их не могут быть новыми. Поэтому Франка Скуарчапино применяла специальную технологию, благодаря которой костюмы «состарили».
Большая часть действия происходит в районе, где жили рабочие французы, которые в тот период носили черную одежду. Но обладательница премии «Оскар» добавила немного цвета, играла с оттенками, использовала различные текстуры ткани и сделала необычными вороты, рукава и расположение карманов на костюмах горожан. А вот буржуа она одела в более яркие цвета. Все костюмы достаточно сложные не только из-за необычной технологии, но и за счет того, что важно было показать,во что были одеты, обычные люди на улицах, учитывая все тонкости эпохи. Эскизы в работу получили не только мастерицы пошивочного цеха, но и бутафорского. Реквизита в этом спектакле оказалось немало.
— Нам дают эскизы, а вот как воплотить их в жизнь, никто не рассказывает. И здесь в ход идут эксперименты. Пудинг мы «готовим» из силикона, предварительно отлитого в заранее изготовленную форму. Мясо удачно получилось из поролона, осталось немного подкрасить и можно подавать на сценический стол, — рассказывает мастер-бутафор Даурен Умаров.
Продавец вертушек, воздушных шаров и сладкой ваты уже снаряжен всем необходимым.Работа над фотоаппаратом на штативе заняла больше времени. У него была интересная технология изготовления, связано это с созданием мелких деталей и реалистичной вспышкой с дымом. — Откуда в «Богеме» появился фотоаппарат? — спросите вы.Все очень просто: режиссер решил, что Марсель будет не просто художником, как его принято показывать в классических постановках, а художником-фотографом.
Как ни странно, но сложнее всего было сделать ломающийся ящик, который один из героев в порыве гнева должен будет кинуть и сломать. Он упадет и сломается, но нельзя забывать, что на следующий день будет второй спектакль, а чинить его, чтобы потом снова сломать, совсем нет времени. Бутафоры нашли выход – они сделали его подвижным за счет специальных креплений.
Так как одна из сцен разворачивается в кафе, то в бутафорском цехе появились рыба, сделанная из специальной материи, напоминающей чешую рыбы, и корзина с продуктами – яйца, масло, сыр, аппетитная курица с поджаристой корочкой.
Голоса «Богемы»
Артисты готовятся, они проводят многочасовые репетиции в зале и на сцене. Партию Мими в разные дни представят Мария Мудряк, Майра Мухамедкызы, Рудольф-Медет Чотабаев, Жан Тапин, Марсель – Сундет Байгожин, Талгат Мусабаев, Коллен–Таир Тажи, Болат Есимханов, Шонар — Андрей Борисенко, Ержан Саипов, Мюзетта – Салтанат Ахметова, Альфия Каримова, Альциндор — Таир Тажигулов, Бенуа– Талгат Галеев, Магжан Аманжолов, Парпиньоль –Беимбет Танарыков, Рамзат Балакишиев, Сержант –Самат Жарылкасынов, Бахтияр Омаров.
— В новой постановке «Богемы» моя Мими будет сильной, волевой, борющейся за свою любовь молодой девушкой. Так как эта постановка начала 1900 годов, декорации, костюмы и характеры персонажей будут более близкими к нашему времени. Эта эпоха развития промышленной индустрии. Несмотря на это, музыка Пуччиниевского веризма остаётся неизменной. К счастью, у меня нет трудностей в исполнении партии Мими, потому что я пела ее уже на многих сценах театров, разных стран, и в моем репертуаре она занимает лидирующие позиции, — отметила Мария Мудряк.
В свою очередь Майра Мухамедкызы будет исполнять эту партию впервые.
— Когда я жила во Франции, то много исполняла Мюзетту в разных постановках, но все время мне очень хотелось спеть партию Мими. У высоких сопрано есть особенность, что с годами голос становится ниже, поэтому в то время она мне была не по голосу. По прошествии долгих лет, голос стал готов к этой партии. Мне очень нравится работа с режиссером Андреа Бернардом. Отрадно, что наши взгляды во многом совпадают, мы одинаково видим развитие характера моей героини. Во многих постановках ее показывают как страдающую от болезни девушку, но у нас все будет иначе: – Мими юная, энергичная, и ничего не подозревающая о своей смертельной болезни. Даже умирая, Мими все еще надеется на то, что выздоровеет и будет счастлива с Рудольфом. Перед смертью он сказал ей: «Ты красива, как рассвет. – Нет, как закат», — ответила Мими. Эти слова меня трогают больше всего в этой опере. Жизнь коротка, мы все умрем, но кто-то, прожив всю жизнь, даже не познал, что такое настоящая любовь. Мими умирает с наполненным любовью сердцем, в объятиях Рудольфа и в окружении друзей. Она счастлива ине боится смерти.Мне очень близка атмосфера Парижа, переданная в этой опере, так как я прожила в этом прекрасном городе 7 лет. Кафе, железнодорожная станция и фабрика дают ощущение, что я вновь оказалась в сердце Франции, — поделилась Майра Мухамедкызы.
Партию Рудольфа – возлюбленного Мими исполнят Медет Чотабаев и Жан Тапин.
— «Богему» написал Дж. Пуччини – композитор, подаривший миру множество прекрасных опер, таких как «Мадам Баттерфляй», «Турандот» и другие. «Богема» славится своими знаменитыми мелодиями и ариями. Ее я исполнял и в ГАТОБ имени Абая, ина сцене «Астана Опера» в прежней постановке, и в итальянском театре Карло Феличе. Новая версия спектакля получилась очень масштабной, с замечательными декорациями, но самое прекрасное в этой опере, безусловно, гармоничная музыка,при каждом ее исполнении я зажигаюсь. На мой взгляд, эта история могла произойти и в реальной жизни, где люди остаются людьми со своими целями, нравами и ценностями. Не зависимо от того, будет ли это классическая или современная постановка, наша основная задача – донести до слушателей переживания героев и, конечно, продемонстрировать владение музыкальной техникой, – заметил Медет Чотабаев.
Его коллега по сцене Сундет Байгожин – исполнитель партии Марселя, — не успев выступить в одной премьере, уже готовится к другой.
— Мне необходимо быстро укладываться в сроки, так как совсем недавно прошла премьера оперы «Шелковая лестница» Дж. Россини, в которой я исполнял одну из главных партий. Между премьерами «Шелковая лестница» и «Богема» немного больше10 дней, нам приходится работать в быстрых темпах. Сейчас идут репетиционные работы, этот процесс мне очень нравится, хороший режиссер, знающий, что хочет от артистов,он старается максимально доступно показать все зрителям. Я вкладываювсе силы, разбираю структуру постановки, разучиваю мизансцены, насыщенные мелкими движениями. Самое главное для меня – понимание того, с чем я прихожу на сцену и с чем ухожу. Хочу пожелать всем удачи на премьере, — подчеркнул Сундет Байгожин.
Музыка Дж. Пуччини
«Богема» — лирическая опера, в центре которой интимная драма.По словам музыковедов, музыка «Богемы» насыщена напевной, волнующей мелодикой. Выразительность пения оттеняется красочным разнообразием, темпераментной порывистостью оркестровой партии. Дирижером-постановщиком оперы «Богема» выступил итальянский маэстро Дж. Акуавива, являющийся дирижером крупных оперно-симфонических концертов, среди которых: концерт с Шанхайским Национальным симфоническим оркестром (Шанхай, 2006), Марафон Пуччини (Токио, 2007) и другие.
Опера «Богема» счастливо шествует по миру вот уже два столетия, и в репертуаре театра «Астана Опера» она займет важное место, как великий образец оперного искусства.
Фотографии предоставлены организаторами мероприятия
Рустам Гасымов