Зрелищная постановка оперы «Алпамыс» Еркегали Рахмадиева на либретто Каукена Кенжетаева будет представлена публике в «Астана Опера» 16 и 17 февраля, сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе театра.
В эти дни в партии Гульбаршин на сцену впервые выйдут известные казахстанские артистки, ведущие солистки столичного театра – заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай и кавалер ордена «Құрмет» Айзада Капонова. В образе коварной Мыстан дебютирует солистка театра Елена Ганжа.
В первый день свою интерпретацию образа Гульбаршин слушателям предложит Жаннат Бактай – лауреат многих международных конкурсов и премий, кавалер орденов «Құрмет» и «Парасат». Певица-сопрано обучалась вокальному мастерству не только в Казахстане, но и на родине оперного искусства в Италии. Широкая география ее гастролей включает выступления на многих знаменитых сценах, таких как Большой театр России, Кеннеди-центр, Линкольн-театр и Карнеги-холл (США), Сантори-холл (Япония), Театр Карло Феличе (Италия) и т.д. Артистка рассказывает, что, несмотря на то, что ее новая героиня Гульбаршин – пленница, она не теряет самообладания.
«Гульбаршин – избранница главного героя Алпамыса. Думаю, что сильный воин, батыр Алпамыс полюбил девушку необычную, которая отличалась не только своей неземной красотой, но и необыкновенной преданностью и силой характера. Она обладала особенными талантами, возможно, даже и воинскими навыками. Во всяком случае, именно так я себе ее представляю. К каждой своей героине я отношусь очень бережно, с большой любовью и трепетом, потому что они берут свое начало из глубины моей души, моего сердца. Все эти истории прожиты мной на сцене, прочувствованы и озвучены мной. Именно поэтому у меня нет нелюбимых партий, даже если они отрицательные. В данном случае, Гульбаршин – жертва вражеского набега, пленница джунгарского стана, и я очень ей сопереживаю. Конечно, в этой опере победоносный финал, в конце Гульбаршин воссоединяется со своим героем Алпамысом, и сцена озаряется всеобщим счастьем. Я очень рада за свою героиню, за счастливое окончание ее истории», — делится Жаннат Бактай.
Ведущая солистка отмечает, что все внутренние переживания, неоднозначность положения героини в точности выражены в музыке Еркегали Рахмадиева. Их передает оркестр своим сложным ритмом, неустойчивыми гармониями и неуловимыми интонациями.
«Музыку этой оперы очень сложно «читать», и музыканты и режиссеры в разные времена всегда трактуют ее по-своему. Каждый раз она будет представлять собой новый ребус для разгадки, давать пищу для размышлений и нового толкования. Кроме того, свежий толчок для роста и творческого развития в спектакле имеют партии Тайшык-хана и Мыстан. Выдающийся композитор создал их с особым энтузиазмом и дал им необыкновенные сочные краски для яркости и остроты контраста, что очень характерно для отрицательных героев. Мою же героиню он также создал с большой любовью, подчеркнув ее мелодии лирической кантиленой, но со сложным ритмическим рисунком», — сказала Жаннат Бактай.
Во второй день выступления образ этой героини впервые раскроет Айзада Капонова. Ведущая солистка регулярно выступает в Казахстане и за рубежом, ее творчество было отмечено премиями и призовыми местами на международных конкурсах. На сцене театра певица исполнила главные партии в операх Е. Брусиловского, А. Жубанова и Л. Хамиди, М. Тулебаева, Б. Кыдырбек, В.А. Моцарта, Дж. Россини, Дж. Верди, Г. Доницетти, Дж. Пуччини, Ж. Бизе и Ж. Оффенбаха.
«Если говорить об образе Гульбаршин, невесты Алпамыса, то у себя на родине она была блистательна: помимо нежности, она обладала огромной волей. В стане грозного хана у хрупкой девушки хватило мужества и отваги выступить против врагов, разоривших страну и проливших кровь ее народа, сохраняя при этом накопленную мудрость. Именно это я стараюсь донести до зрителей на сцене. Безусловно, в любом спектакле я ставлю себя на место героини и чувствую биение ее сердца. Если артист не будет переживать за образ, роль вряд ли затронет душу зрителей», — говорит ведущая солистка театра «Астана Опера» Айзада Капонова.
По мнению певицы, Еркегали Рахмадиева можно назвать золотым мостом между старшим поколением национальной казахской композиторской школы и современными авторами. Его музыка сочетает в себе дух старого и нового, вследствие чего исполнять оперу «Алпамыс» совсем непросто.
«Разумеется, казахские оперы мне близки больше всего. Эти спектакли занимают особое место в сокровищнице национального искусства. Партию Гульбаршин также исполняли наши великие певицы, и я буду создавать ее образ с большой теплотой в сердце. Что касается особенностей версии, которая представлена на нашей сцене, то она поставлена как сказка. Режиссер-постановщик спектакля Юрий Александров просил нас передать каждое слово и каждую паузу по-своему, вкладывая в исполнение свои личные чувства и переживания», — сказала Айзада Капонова.
В партии ведьмы Мыстан 17 февраля состоится дебют у солистки театра Елены Ганжи. Артистка является лауреатом престижных международных конкурсов, дипломантом международных конкурсов, проходивших в Казахстане. В ее послужном списке целая плеяда образов в оперных постановках выдающихся казахских и зарубежных композиторов. 16 февраля в роли ведьмы Мыстан выступит солистка Гульжанат Сапакова.
Заглавную партию Алпамыса исполнят солисты театра Ержан Саипов и Расул Жармагамбетов. Мать-Земля – Татьяна Вицинская, Салтанат Муратбекова, Тайшык-хан – Шынгыс Расылхан, заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев, Карагоз – заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова, Асем Сембина. Образ Жырау впервые представит Хайдар Мустапин. Кейкуат – Алихан Зейнолла, Аблай Бекен, Караман – Беимбет Танарыков, во второй день в этой роли дебютирует Ерулан Камел, Ултан – Рамзат Балакишиев, Тазша – Бейбит Баянбаев, Аян Жаймаганбетов. Симфонический оркестр, хор, балет и миманс театра «Астана Опера», музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин.
Напомним, что первые премьерные дни оперы «Алпамыс» с большим успехом прошли 3 и 4 декабря минувшего года, спектакль в постановке народного артиста России, лауреата Госпремии Казахстана Юрия Александрова получил высокую оценку критиков и уже успел завоевать сердца столичной публики.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра