Последние процессы, происходящие в Саудовской Аравии, могут кардинально изменить геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке.
Эти процессы в первую очередь должны волновать Турцию, как самую сильную мусульманскую державу региона. Только не думайте, что арест принца Бен Талаля, который постоянно проводил свой отпуск в Бодруме, направлен против Турции: просто пора перестать представлять Мир, вращающимся вокруг нас и быть в центре событий. Потому, что происходящее на Ближнем Востоке, особенно в Саудовской Аравии политические трения более, чем важные. Арест 11 саудовских принцев, удар баллистической ракетой по Эр-Рияду, по столице страны, которая находится под защитой Пентагона, гарантом безопасности которой являются сами США, и все эти процессы произошли 4 ноября. Для вас не знаю, а для меня это не случайность:
— Саудовскую Аравию потрясли новости об аресте высокопоставленных лиц королевства. Не только арест принца Бен Талаля и задержание влиятельного командующего охраной королевской семьи, но и ряд других фигур шокировали весь арабский мир. Аресты были проведены под предлогом «борьбы с коррупцией» и осуществлены лично по приказу наследного принца Мухаммада Бен Салмана. Бытует мнение, что эти аресты были проведены для того, чтобы очистить путь принца к королевскому трону.
— В тот самый день премьер-министр Ливана Саад Харири на пресс-конференции, организованной в Эр-Рияде, объявил о своей отставке, указывая на угрозы со стороны Ирана и «Хезболлы». «Я не хочу, чтобы и меня постигла участь моего отца», откровенно сказал Саад Харири, отец которого, бывший премьер Ливана Рафик Харири был взорван в своем автомобиле в 2005 году. Следствие, наконец в 2014 году, пришло к заключению, что за убийством Харири стоит «Хезболла».
— В тот самый день, 4 ноября был нанесен ракетный удар по столице Саудовской Аравии, которую перехватили ПВО королевства. Ракета была выпущена мятежными хуситами с территории Йемена.
— Первым на отставку Харири отреагировал израильский премьер Нетаньяху, который находился в Лондоне с официальным визитом. Он призывал развитый мир остановить Иран и воспрепятствовать ему превратить Сирию во второй Ливан, в очередную зону «Хезболлы». В прошлом Нетаньяху во время встречи с президентом России Путиным обратил внимание на скоплении проиранских вооруженных группировок, боевиков «Хезболлы» и Хашд-и-Шаби, вблизи сирийско-израильской границы, и попросил помешать им, в противном случае пригрозил нанести удар по этим силам.
— Иран сразу отреагировал на обвинения и угрозы в свой адрес. Сперва представитель МИД Ирана Бахрам Касеми, комментируя отставку Харири, сказал: «это повтор необоснованных обвинений сионистов, США и Саудовской Аравии». Потом помощник верховного лидера Ирана Али Хамнеи Хусейн Шейхуль-Ислам назвал отставку Харири совместным планом Трампа и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бен-Салмана.
Для того, чтобы связать все эти процессы, нельзя забывать одну очень важную деталь: Саад Харири за день до своей отставки в Бейруте провел встречу со спецпредставителем Хаменеи Али Акбаром Вилайети. В тот же день Вилайети встретился и лидером «Хезболлы» Хасаном Насраллой. Отсюда можно сделать вывод, что Харири после этих встреч был вынужден покинуть свою страну, и отправиться в Саудовскую Аравию. После встречи с руководством королевства он дал пресс-конференцию и объявил о своей отставке с поста премьер-министра Ливана, пока на политическом олимпе Турции, в Бештепе эти процессы оценивали как «внутреннее дело Саудовской Аравии». Советник Эрдогана в эфире телеканала НТВ прокомментировал «арабские волнения» следующим образом:
— Как можно изменить способ мышления? В этом направлении они пытаются сделать что-нибудь. Проводят политические реформы и расстановку внутри системы для деятельности нового короля. Саудовская Аравия нацелена на 2030 год. Надеемся, что в этой стране все пройдет мирно и спокойно».
Лидер турецкой оппозиции хладнокровно отреагировал на арабские процессы:
— Напряженность на Ближнем Востоке может расти. Возникновение очередного очага для хаоса противоречит интересам Турции.
Чтобы полностью разобраться в ситуации, нужен трехсторонний подход к проблеме.
— Братья Мусульмане: приход к власти «братьев» в Египте возмутил многих арабских государств во главе с Саудовской Аравией. После этого сперва с поддержкой США в Катаре был осуществлен дворцовый переворот, привели к власти Тамима ат-Тани на место своего отца, а спустя неделю под руководством начальника Генштаба ВС Египта Абдулфаттаха ас-Сиси в этой стране была свергнута власть «Братьев-мусульман». Главную поддержку египетской хунте оказали саудиты. После краха «братьев» в Египте в 2013 году в Сирии тоже ослабло сопротивление их единомышленников режиму Асада. Это привело к усилению позиций Аль-Каиды, Эн-Нусры и ИГ в этой стране. Именно в этот период коалиция между США, Турции, Саудовской Аравии и Катара тоже перестала существовать. В 2014 году из-за «Братьев-мусульман» отношения Саудии и Катара ухудшились, а отношения Анкары с Вашингтоном стали ухудшаться из-за террористической организации PKK/PYD.
Такая ситуация создала благоприятную почву для Ирана и России чтобы укрепиться в регионе. В 2015 году с настаиванием Ирана Россия спустилась на юг. А этот год остался в памяти, как год «Катарского кризиса», когда все арабские монархии вокруг объявили Доху персоной нон-грата. С активной военно-экономической поддержкой Анкары эмиру Катара удалось сохранить свою власть и постепенно прекратить поддержку «Братьев-мусульман».
— Теперь идет зачистка внутри саудовского дворца. Салман постарел, нужна новая сила, молодая личность, более энергичная, новый король, чтобы вывести страну через охваченный огнем войны регион. Страна с огромными запасами углеводородов нуждается в новом управлении.
— Фактор внешнего врага и роль Ирана: с одной стороны внутренняя борьба с «братьями», вражда между принцами и главарями крупных аширетов мешают консолидировать общество, создавая препятствия на пути проведения реформ. Тогда внешний враг зарабатывает шанс вмешиваться в ситуацию. А этот враг уже готов, стоит на пороге, это Иран, который всегда наготове.
Выводы такие: саудовский режим, поддерживая террористические группировки, в конце сам превратился в мишень для террористов, с другой стороны они очнулись в конце нефтяной эпохи и осознали, что отныне на нефть невозможно будет упираться, поэтому решили отказаться от пропаганды идеологии ваххабизма, за которой стояли нефтедоллары.
Естественно, эти процессы будут влиять на Турцию, и не только на Турцию, от Балкан до Кавказа, от Африки до Центральной Азии на все уголки Евразии, где действует разветвленная сеть ваххабитов. Прекратит ли Эр-Рияд поддерживать их, прекратит ли Вашингтон поддерживать их? Придет ли конец нефтяной эпохи? Нефти и газа много, не придет — хотите сказать?
Дамы и господа, камней тоже много, но каменный век остался позади…
Мурат Йеткин, Хуррийет