Критическую ситуацию вокруг сирийского Идлиба, также российско-турецкие отношения, которые охладели после деструктивных действий режима Асада, для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха прокомментировал российский эксперт, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Господин Нейжмаков, многие российские и турецкие эксперты настроены более, чем пессимистично и считают, что последние инциденты вполне могут испортить отношения между Турцией и Россией. По-вашему, кто несет ответственность в этом? Асад не слушается Путина, или Иран пытается разрушить планы Эрдогана и Путина, или…? Что можете сказать по этому поводу?
— Не будем забывать, что дальнейший рост напряженности между Москвой и Анкарой сделал бы Турцию более уязвимой для давления со стороны США. При этом в «Рособоронэкспорте» лишь несколько дней назад заявляли о консультациях с турецкой стороной о поставках дополнительной партии комплексов С-400 «Триумф», а ведь Анкара традиционно акцентирует внимание на военно-техническом сотрудничестве с Москвой в этой сфере, ведя переговоры с Вашингтоном. Вот и пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын чуть более недели назад упоминал про сюжет с российскими С-400, говоря о перспективах отношений с США.
Активные переговоры между представителями Москвы и Анкары по ситуации в Сирии, проводившиеся в последние дни, у всех на слуху. В то же время, заявление пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, что конкретных планов по проведению встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана пока нет, может свидетельствовать – эти переговоры далеки от завершения. 13-14 февраля турецкий лидер находится с двухдневном официальном визитом в Пакистане, причем в сопровождении весьма представительной делегации — возможно, в Анкаре рассчитывают, что в ближайшие дни напряженность вокруг Идлиба будет держаться приблизительно на прежнем уровне, не требуя экстренной реакции Эрдогана и его оперативного возвращения в Турцию или срочной личной встречи с Путиным.
— С другой стороны, НАТО во главе с США наблюдают за происходящими событиями ограничиваясь лишь заявлениями, которые все больше путают публику. США устами Госдепа и Пентагона заявили, что поддерживают последние шаги Турции против Асада и Анкара как союзник может рассчитывать на помощь Север-атлантического альянса. По-вашему, какую цель преследуют США в этом процессе?
— На первый взгляд, заявления спецпредставителя Госдепартамента США по Сирии Джеймса Джефри вполне оптимистичны для Анкары – прежде всего, реплика, что в Вашингтоне «рассматривают в настоящий момент варианты оказания помощи Турции в Идлибе в рамках НАТО», а «передача турецким военным разведданных и поставка военного оборудования чрезвычайно важны». За последние дни, как известно, были и другие шаги американской администрации навстречу турецкой стороне – например, Минфин США исключили из «санкционного списка» глав Минобороны, Министерства энергетики и природных ресурсов, а также МВД Турции.
В то же время, другая реплика того же Джеймса Джефри («в настоящий момент мы исключаем возможность развертывания широкомасштабных военных действий с участием таких крупных игроков» в регионе) может являться намеком, что Вашингтон пока скорее намерен предоставить других игроков (прежде всего, Израиль, Турцию и Россию) самим себе, чем оказывать слишком активное давление на кого-то из них. Возможность «передачи турецким военным разведданных» и новых военных поставок со стороны США вряд ли сами по себе серьезно усилят переговорные позиции Анкары в диалоге с Москвой.
Тем более, что Вашингтон, заявляя о ряде шагов навстречу Турции, использует поле для уступок, созданное им же совсем недавно. Например, не так уж давно агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники сообщало, что США на неопределенный срок приостановили секретную программу сотрудничества военной разведки с Турцией – и вот Джеймс Джефри объявляет о готовности возобновить такое сотрудничество. В данном случае Вашингтон действует подобно раввину из старого анекдота, предлагавшего человеку сначала купить, а потом снова продать козу, чтобы почувствовать себя счастливым.
Конечно, наступление войск Башара Асада на северо-западе Сирии дает американским и европейским политикам, настроенным на более благожелательную или, по крайней мере, компромиссную линию поведения в отношениях с Анкарой дополнительные аргументы, почему в отдельных вопросах можно пойти Турции навстречу. Тем не менее, пока речь идет о готовности Вашингтона не столько к принципиальной «оттепели» в отношениях с Анкарой, сколько к более тонким методам давления на Турцию.
— Ситуация вокруг сирийского Идлиба накаляется. За последние 10 дней два раза силы Асада нанесли удар по позициям турецких наблюдателей в результате чего в общей сложности погибли 8 турецких военнослужащих. Анкара ответила жестко и подвергла артударам позиции правительственных войск. В Анкаре вели консультации турецкая и российская делегации, в которых обсуждалась ситуация вокруг Идлиба. Каким вы видите дальнейшее развитие событий на севере Сирии?
— Скорее всего, ближайшие дни пройдут под знаком интенсивных российско-турецких переговоров, возможно, на фоне переброски дополнительных военных подразделений Анкары в Идлиб. Пока все же довольно велика вероятность, что российско-турецкие переговоры приведут к временному снижению напряженности в этой зоне.
Беседовал: Кавказ Омаров