Бывший глава украинской разведки о войне в Карабахе

Конфликт в Нагорном Карабахе. Причины обострения ситуации и перспективы ее развития

Ситуацию вокруг Карабаха, операции ВС Азербайджана по освобождению оккупированных территорий проанализировал бывший глава Военной и внешней разведок Украины, генерал-лейтенант спецслужб, доктор военных наук, президент Центра «Борисфен Интел» Виктор Гвоздь

Виктор Гвоздь

С конца сентября 2020 года новой проблемой на постсоветском пространстве стало резкое обострение вооруженного противостояния между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. По сути, оно наиболее масштабное со времен армяно-азербайджанской войны 1991–1994 годов, в ходе которой Армения при поддержке России оккупировала Нагорно-Карабахскую область Азербайджана, а также ряд соседних с ней азербайджанских территорий.
За последние 26 лет конфликт вокруг Нагорного Карабаха так и остался нерешенным, что связано как с принципиальными разногласиями Армении и Азербайджана, так и с позицией России, которая использует ситуацию для укрепления своих позиций на Кавказе. При этом, как и по поводу других конфликтов в странах бывшего СССР, ни ООН и ОБСЕ, ни ведущие государства мира не имеют возможности реально повлиять на его урегулирование.

Так, Армения считает Нагорный Карабах своей «исторической территорией», которая незаконно отошла Азербайджану после распада Российской империи и создания СССР. Исходя из этого, Армения выступает против любых планов по возвращению Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. Свою позицию Ереван объясняет правом населения Нагорного Карабаха на самоопределение, которое было реализовано на референдуме в 1991 году.
Оккупированные соседние с Нагорным Карабахом азербайджанские территории Армения рассматривает как буферную зону с Азербайджаном. При этом Армения соглашается вернуть часть из них Азербайджану, если он откажется от Нагорного Карабаха.

Вместе с тем на официальном уровне Армения отрицает факт своего участия в вооруженном конфликте вокруг Нагорного Карабаха и не признает присутствия регулярных армянских войск на его территории. Кроме того, Армения официально не признала «Нагорно-Карабахскую республику». Таким образом Ереван пытается не только сохранить контроль над Нагорным Карабахом, но и избежать обвинений в нарушении норм международного права. В рамках своей политики Армения опирается на поддержку России, которая является ее союзником по Организации Договора о коллективной безопасности и партнером по Евразийскому экономическому союзу. Армении оказывает содействие в этом армянское лобби в политико-экономических кругах США, Франции и других западных стран.

По сути, политика Армении касательно Нагорного Карабаха полностью идентична политике России в отношении оккупированных территорий на востоке Украины.

В свою очередь, Азербайджан настаивает на безусловном возвращении всех оккупированных Арменией территорий и не соглашается ни какие-либо уступки. При этом, с учетом практической невозможности восстановления территориальной целостности страны мирным путем, Баку делает ставку на военную силу.

Со второй половины 1990-х годов, когда в Азербайджане укрепилась вертикаль власти и восстановилась экономика страны, началось укрепление и азербайджанских вооруженных сил. За счет этого военный потенциал Азербайджана теперь заметно превосходит военный потенциал Армении. В то же время Азербайджан не отказывается от торгово-экономического сотрудничества с Россией.

Как отмечалось выше, Россия использует конфликт между Арменией и Азербайджаном в своих целях. Прежде всего она пытается укрепить свои позиции и нарастить военное присутствие на Кавказе; удержать Армению в сфере российского влияния и распространить такое влияние на Азербайджан; сдержать экспансию Турции и США на черноморско-кавказском направлении; противодействовать планам США и ЕС по созданию «Южного энергетического коридора» в обход российских территорий.

Пытаясь достичь таких целей, Россия ведут двойную политику, а именно: с одной стороны, выступает посредником в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном, а с другой — скрыто поддерживает напряженность вокруг Нагорного Карабаха. В частности, Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, созданной в 1992 году и для урегулирования этого конфликта. Это требует от нее соблюдать нейтральную позицию. Однако Россия не только открыто выступает на стороне Армении, но и содержит на ее территории свою военную базу в составе мотострелковой бригады и авиационного полка.
К тому же Россия поставляет оружие как Армении, так и Азербайджану, которое они используют в ходе боевых действий на линии соприкосновения сторон. А когда возникает угроза российским интересам со стороны Армении или Азербайджана, она провоцирует обострение напряженности между ними, что дает ей возможность влиять на их позиции.

Впрочем, Россия пока воздерживается от прямого вмешательства в этот конфликт. Этим она пытается избежать как прямого столкновения с Турцией на Кавказе, так и дополнительных проблем в отношениях с Западом.
У Турции также есть свои взгляды на конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Она заинтересована в ослаблении позиций России на Кавказе и усилении собственного влияния в регионе. Поэтому Анкара выступает на стороне Баку, поддерживая его стремление восстановить контроль над оккупированными Арменией территориями.

Турция оказывает политическую поддержку Азербайджану, поставляет ему вооружение (в частности, беспилотные летательные аппараты), одновременно осуществляя давление на Москву и Ереван путем демонстрации силы в периоды обострения конфликта и продолжая экономическую и транспортную блокаду Армении.

При этом Турция не только заявляет России о готовности жестко отстаивать свои интересы, в т. ч. в военной сфере, но и демонстрирует это на практике (в частности, в Сирии и Ливии). Тем более, что потенциал сухопутных войск Турции в Черноморско-Кавказском регионе в 1,5–2 раза превышает аналогичный потенциал России на этом направлении. Вместе с тем она не заинтересована в прямой военной конфронтации с Россией.
ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, США и другие ведущие государства мира выступают за мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном. В то же время США и Европа также ведут двойную политику. Так, на официальном уровне они поддерживают территориальную целостность Азербайджана, но фактически соглашаются на «замораживание» конфликта на условиях Армении. Таким образом Запад пытается не допустить возобновления масштабных боевых действий на Кавказе, т. к. это приведет к нежелательным последствиям для всей Европы. Также США и страны ЕС, как и Турция, заинтересованы в ослаблении позиций России на Кавказе и усилении там своего влияния. Поэтому западные страны пытаются развивать политико-экономические отношения как с Арменией, так и Азербайджаном.

Однако ни международные организации в области коллективной безопасности, ни США и Европа не имеют возможности реально влиять на ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому их реакция на случаи обострения конфликта в основном ограничивается лишь призывами к миру.

Несмотря на то, что Россия, Турция, США и Европа воздерживались от прямого вмешательства в конфликт в Нагорном Карабахе (хотя и реализовывали через него свои интересы), они обеспечивали определенный баланс сил в регионе. Поэтому, хотя отношения между Арменией и Азербайджаном и оставались в стабильно напряженном состоянии, но масштабные боевые действия на линии противостояния сторон не возобновлялись.

В 2020 году обстановка в регионе начала существенно меняться, что стало следствием кризисных процессов в мире, связанных с эпидемией COVID-19 и дестабилизацией мирового нефтяного рынка. Так, осложнения внутренних проблем в России, Турции и США, а также других ведущих странах мира, отвлекли их внимание от Кавказа, что привело к снижению действенности факторов сдерживания как для Армении, так и для Азербайджана. В результате, в отличие от прошлых годов, локальные инциденты на армяно-азербайджанской границе переросли в масштабные военные столкновения, которые активизировались с конца сентября текущего года.
Так, в ответ на вооруженные провокации со стороны Армении в зоне нагорно-карабахского конфликта Азербайджан начал наступательные операции, цель которых следующая:

• как минимум — улучшить оперативно-тактическое положение азербайджанских войск на линии фронта путем вытеснения противника и установления контроля над господствующими высотами;

• как максимум — освободить часть или всю азербайджанскую территорию, захваченную Арменией.

В рамках операции азербайджанская армия ведет наступление в трех основных направлениях, а именно: с севера, северо-востока и юго-востока. По результатам боевых действий с 27 сентября с. г. вооруженные силы Азербайджана прорвали первую линию обороны армянских войск на нескольких участках фронта и продолжают выполнение поставленных задач.

Крупнейшие успехи были достигнуты на юге зоны конфликта, что связано с равнинным характером местности в этой части театра военных действий. Так, Азербайджану удалось освободить около 15–20 населенных пунктов в Джебраильском и Физулинском районах, включая город Джебраил. По оценкам военных экспертов, благодаря закреплению своих позиций в этом районе Азербайджан сможет продолжать наступление в направлениях города Физули и административного центра Нагорного Карабаха — города Ханкенди.

В то же время на севере Азербайджан освободил несколько поселков в Тертерском районе, его военные подразделения перекрыли дорогу Варденис — Агдере, которая соединяет Армению с Нагорным Карабахом, а также взяли под контроль ряд господствующих высот. Последнее позволило азербайджанской армии существенно улучшить свое положение на линии фронта, а именно — выйти из низин, где она находилась ранее, на возвышенную местность, которая была в руках армянских войск. Тем самым Азербайджан получил удобные плацдармы для дальнейшего развития наступления в глубину оккупированных территорий.

Правда, наступление азербайджанской армии усложняется с ее выходом в высокогорные районы, где в организации обороны сохраняют свои преимущества армянские войска. Поэтому Азербайджан активно использует ударные БПЛА для уничтожения армянской военной техники, а также переходит к более масштабному применению тяжелых вооружений (в частности, тяжелых огнеметных систем «Солнцепек») и фронтовой бомбардировочной авиации. Кроме того, обе стороны используют оперативно-тактические комплексы для нанесения ударов по тыловым объектам.

Следствием этого является усиление интенсивности боевых действий между Арменией и Азербайджаном, увеличение количества жертв среди мирного населения, возникновение угрозы разрушения объектов критически опасной инфраструктуры.

Сценарии развития ситуации в зоне конфликта в Нагорном Карабахе

Приведенные обстоятельства позволяют спрогнозировать возможное развитие ситуации в зоне конфликта в Нагорном Карабахе по нескольким основным сценариям, а именно:

• первый — достижение Арменией и Азербайджаном (при посредничестве представителей Минской группы ОБСЕ) соглашения о перемирии. В этом случае конфликт вернется в «условно замороженное» состояние с возможностью его новой активизации;

• второй — стабилизация линии фронта в Нагорном Карабахе на новых рубежах и переход боевых действий в затяжную позиционную форму. В такой ситуации стороны будут обмениваться ударами, однако без значительных продвижений;

• третий — развитие Азербайджаном достигнутых успехов, прорыв второй линии обороны армянских войск и продолжение активных действий по освобождению оккупированных территорий;

• четвертый — перерастание конфликта между Арменией и Азербайджаном в большую кавказскую войну с прямым вмешательством в нее России и Турции. На стороне Турции может выступить НАТО.

Сегодня ситуация развивается по второму и третьему сценариям. Дальнейший ход событий будет зависеть от того, каким будет соотношение сил Армении и Азербайджана; какой будет политическая воля сторон конфликта; как повлияют на ситуацию внешние силы и вмешаются ли они в конфликт.

Несмотря на потери обеих сторон, сейчас Азербайджан превосходит Армению по своему военному потенциалу. С учетом этого, азербайджанское руководство придерживается твердой линии и продолжает наступательные действия. При этом, оно соглашается с возможностью мирного решения конфликта только после вывода армянских войск из Нагорного Карабаха и других оккупированных азербайджанских территорий.
В свою очередь, Армения оказывается перед нарастающей угрозой поражения в Нагорном Карабахе. Реальность таких перспектив заставляет ее переходить от жестких деклараций в адрес Азербайджана к попыткам мирно решить конфликт. В то же время Армения пытается укрепить свои позиции за счет военной помощи России и ОДКБ. Для этого Ереван утверждает о ведении Азербайджаном агрессивных действий непосредственно против Армении, а также о вмешательстве в конфликт Турции.

В таких условиях Россия продолжает призывать стороны конфликта к перемирию и пока воздерживается от прямой военной поддержки Армении. Как и раньше, из-за своего нежелания вступать в прямую конфронтацию с Турцией, а также давать повод для дальнейшего осложнения отношений с Западом. Кроме того, экономические проблемы России вынуждают ее сокращать военные расходы. При этом она ссылается на невозможность применения Договора о коллективной безопасности, поскольку Нагорный Карабах формально не входит в состав Армении. В то же время, по опыту войны 1991–1994 годов, Россия может поставлять Армении вооружения, а также направлять наемников. Со своей стороны Турция оказывает политическую поддержку Азербайджану (в т. ч. по вопросу возможности мирного урегулирования конфликта только после вывода Арменией своих войск из Нагорного Карабаха) и не прекращает поставки вооружений азербайджанской армии. Вместе с тем Турция также воздерживается от непосредственного вмешательства в конфликт.

Без изменений остается позиция ООН, ОБСЕ, ЕС, США и ведущих европейских стран. Они выступают за прекращение боевых действий, однако не вмешиваются в данный конфликт. Впрочем, Вашингтон и Париж оказывают моральную поддержку Армении, что может быть следствием активной работы армянского лобби в США и Франции, а также американских и европейских противоречий с Турцией.

Рассмотренная ситуация может измениться в том случае, если Азербайджан займет ключевые позиции в Нагорном Карабахе (в т. ч. освободит Степанакерт), или боевые действия переместятся на армянскую территорию. Это может подтолкнуть Россию к прямому вмешательству в конфликт с привлечением ее военной базы на армянской территории. Кроме того, Россия может усилить свои войска в Армении, перебросив дополнительные подразделения через Иран. Не исключается возможность атаки России на Азербайджан с Прикаспийского направлении (из района общей границы между двумя странами). На сегодня данный вопрос уже озвучивается отдельными российскими политиками.

При таких обстоятельствах в конфликт на стороне Азербайджана обязательно вмешается Турция. Так, ее руководство в случае необходимости уже готово оказать военную помощь.

Вместе с тем США, Франция и Россия оказывают давление на Азербайджан по дипломатическим каналам, пытаясь убедить его в необходимости прекратить боевые действия. Причем они вероятно угрожают ему санкциями. В частности, по инициативе Москвы Евразийский экономический союз уже повысил пошлины на азербайджанскую сталь.

Как следствие, Баку может пойти на мирные переговоры с Ереваном, однако только с позиции силы. Тем более, что захват господствующих высот на линии фронта в Нагорном Карабахе, а также освобождение ряда населенных пунктов уже позволило Азербайджану частично достичь своей цели. Но перемирие между Азербайджаном и Арменией никогда не будет устойчивого характера.

В целом развитие событий вокруг Нагорного Карабаха дает возможность сделать следующие выводы:

• в текущем году кризисные процессы в мире, связанные с эпидемией COVID-19 и дестабилизацией мирового рынка нефти, стали причиной изменений во всей системе международных отношений, в т. ч. в контексте нарушения баланса сил в зонах кризисов и вооруженных конфликтов;

• приведенные тенденции характерны и для постсоветского пространства, о чем свидетельствует обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха до самого высокого уровня со времен войны в 1991–1994 годах;

• с одной стороны, возобновление масштабных боевых действий между Арменией и Азербайджаном подтверждает фактическую невозможность политического урегулирования конфликтов в странах бывшего СССР, а с другой — демонстрирует, что Россия продолжает терять свое влияние в мире;

• по сути, полностью недееспособной оказалась и ОДКБ, которая не смогла оказать помощь Армении в ее противостоянии с Азербайджаном. Это нивелирует попытки Москвы представить недавние стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2020» в качестве элемента демонстрации единства участников Организации Договора о коллективной безопасности.

www.novayaepoxa.com

1565
virtonnews.com