Бутунай Хагвердиев: «Было приятно видеть на выставке столько ценителей творчества моего отца…» — ИНТЕРВЬЮ
Недавно в Музее живописи Азербайджана ХХ-ХХI веков завершилась впервые представленная Пространством современного искусства YARAT широкомасштабная музейная ретроспективная выставка азербайджанского художника Уджала Хагвердиева под названием «Общение в присутствии» («Mövcudluqda ünsiyyət»).
О выставке в интервью Информационно-аналитической онлайн газете «Новая Эпоха» рассказывает сын Уджала Хагвердиева, молодой азербайджанский художник Бутунай Хагвердиев.
— Бутунай, давайте начнем с самого начала – как появилась идея провести выставку «Общение в присутствии» и какие другие важные события ей предшествовали?
— Я думаю, что эта мысль родилась одновременно в головах у нескольких людей. Дело в том, что мы дома обсуждали вопрос проведения большой выставки Уджала Хагвердиева. Несмотря на то, что отец участвовал в групповых выставках, персональной выставки у него при жизни не было, но хочу рассказать про один интересный случай. Однажды, когда отец начал ремонт в мастерской, он вынес свои картины на улицу и расставил их во дворе дома художников возле Олимпа. И эта импровизированная экспозиция простояла несколько часов, вызвав большой интерес у прохожих. Вспоминая этот случай, отец шутя говорил – «Вот моя персональная выставка».
После кончины У.Хагвердиева в Баку прошли две его персональные выставки галерейного формата, на которых были представлены живописные и графические работы. Но тогда был показан неполный спектр творчества моего отца, который никогда не ограничивал свою деятельность определенными рамками и любил свободу в творчестве, давая волю фантазии и экспериментам. Поэтому хотелось провести выставку, чтобы показать разные грани таланта У.Хагвердиева.
В итоге в Баку прошли сразу две замечательные выставки, которые планировались примерно одновременно. Я бесконечно благодарен всем, кто участвовал в их организации и внес свой вклад в реализацию этих проектов. Примечательно, что все смогли найти общий язык и полюбовно определить последовательность мероприятий, какие экспонаты и в каком количестве будут представлены публике и другие важные моменты.
Незадолго до того, как нам поступило предложение сделать выставку У.Хагвердиева в YARAT, мы поговорили с директором Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликовой. Итогом нашей беседы стала выставка «Одна судьба на двоих», посвященная творчеству моих родителей — Елены и Уджала Хагвердиевых, где наряду с сериями работ Елены Хагвердиевой, зрители получили возможность познакомиться с новыми сторонами творчества Уджала — впервые широкой публике были представлены его работы в вышивке, керамике, дереве и камне.
Пользуясь случаем, от нашей семьи хочу выразить слова благодарности Ширин ханум и ее творческой команде за организацию выставки в возглавляемом ей музее, заботу и внимание по отношению к творчеству представителей семьи Хагвердиевых. Мы это очень ценим!
— А теперь давайте подробнее поговорим о выставке, прошедшей в Музее живописи Азербайджана ХХ-ХХI. Расскажите о ее предыстории…
— Как я отметил выше, к нам обратились из YARAT — куратор Фарах Алекберли и проект-менеджер Лейла Агаева с предложением провести выставку, которое мы приняли с большим удовольствием и приступили к подготовке. Мы встречались в YARAT, подробно обсуждали, что хотим показать на этой выставке, какие у нас амбиции, что мы можем позволить себе, а что нет, какие экспонаты будем выставлять и т.д., путем дискуссии приходили к общему знаменателю. Было пересмотрено и отобрано большое количество имеющегося материала. Творческая команда YARAT проделала поистине колоссальную работу, контактируя с нами, Азербайджанским национальным музеем искусств, коллекционерами, друзьями и знакомыми отца. Составлялись списки относительно того, какие работы и у кого находятся в наличии, включая нашу коллекцию.
Итог проделанной работы позволил показать широкий спектр творчества У.Хагвердиева, представленного в неузнаваемом для многих формате как экспериментатора. Было показано много того, что хранилось в мастерской, у друзей, знакомых, таким образом раскрыв для публики совершенно нового У.Хагвердиева.
На мой взгляд, получился довольно интересный проект. Хочу отметить работу куратора Фарах Алекберли, которая, разработав концепцию вернисажа, собрала работы в единую целостную экспозицию. Это живописные и графические произведения, этюды, альбомные зарисовки, стихи, личные вещи, фотографии из частных и государственных коллекций, общим числом около 250 экспонатов, охватывающих все грани творчества художника. Большинство из этих произведений были впервые представлены широкой общественности. Каждая работа уникальна и интересна по-своему.
Я благодарен Фарах за ее кураторское решение, ведь она предприняла достаточно смелый шаг – решила показать работы, которые вряд ли были бы представлены на такой площадке. Это не самые выставочные работы – огромное количество рисунков и зарисовок, которые отец делал постоянно, имея привычку носить с собой блокнот, карандаши и ручки. Эти работы, которые прекрасны и ценны, но выставить их где-то довольно непросто, поскольку это некоммерческие работы, однако в случае с выставкой в YARAT для них нашлась замечательная площадка и достойное место в экспозиции наряду с живописью, графикой и др.
— Среди личных вещей, вошедших в экспозицию, была и шляпа художника, ставшая неотъемлемым его атрибутом.
— Творческая команда, работавшая над выставкой, и мы в том числе, хотели показать более личную сторону отца, представив его вещи, и, конечно, шляпу, с которой он никогда не расставался. Эти атрибуты составляли колоритный образ У.Хагвердиева, по которому его можно было всегда узнать.
В экспозиции также вошли письма, которые У.Хагвердиев писал своей супруге Елене, проходя службу в армии. Их вполне можно назвать произведением искусства, ведь там замечательная каллиграфия, прекрасные рисунки, романтичные стихотворения. Одним словом, это частичка личного, касающегося нашей семьи.
Стихи – это отдельная грань творчества У.Хагвердиева, которые были изданы поэтическим сборником с рисунками и фотографиями. Думаю, в его молодости среди бакинских художников была мода на декламацию и сочинение стихов, поэтому они использовали поэзию как еще один способ выражения своих мыслей, чувств, переживаний и настроений.
— Расскажите немного о церемонии открытия…
— Открытие прошло просто замечательно. Было приятно видеть на выставке столько ценителей творчества моего отца, друзей и знакомых.
Поскольку значительная часть жизни и творчества У.Хагвердиева была связана с работой в церкви (он трудился над созданием фресок в церкви Михаила Архангела в Баку), то было необходимо не только представить его работы, но и создать соответствующую ауру, которая бы показывала, каким он был человеком, чем интересовался, затрагивая его личностные особенности. Поэтому приглашение церковного хора, на мой взгляд, стало оптимальным решением. Эта духовная музыка создала невероятную атмосферу.
На вернисаже была также представлена 3D модель этой церкви. По моему мнению, проект получился просто потрясающим, позволяя максимально подробно рассмотреть все детали росписи в достаточно хорошем разрешении, надев специальные очки.
К слову, само название выставки «Общение в присутствии» передает идею о «нахождении в пространстве» художника, освещая все аспекты его творчества, давая возможность зрителю как бы вести с ним безмолвный диалог.
— Расскажите немного о планах на будущее…
— Мы планируем и дальше заниматься продвижением творчества У.Хагвердиева. Учитывая то, что у нас осталось еще достаточно много живописных полотен, которые не выставлялись, думаю нам удастся удивить ценителей творчества У.Хагвердиева новыми интересными проектами, избегая повторов и дублирования работ с уже прошедшими выставками.
Отмечу, что в настоящее время идет работа над сайтом, где будет размещена подробная информация о жизни и творчестве У.Хагвердиева. В наших планах также несколько документальных фильмов о жизни и творчестве художника, каждый из которых будет иметь свою сюжетную линию с акцентами на определенные моменты из его биографии и творческой деятельности.
Хотя отца давно нет, его помнят, любят, его творчеством восхищаются. И это очень приятно и ценно! У.Хагвердиев продолжает жить в сердцах и умах людей благодаря своему многогранному творчеству и человеческим качествам, которыми он обладал. Думаю, такие мероприятия, как выставки, позволяют освежать эту память и люди, которые его не знали лично, не были знакомы с его творчеством, будут открывать для себя У.Хагвердиева как человека, и как художника.
Напоследок, вновь бы хотел поблагодарить великолепную команду, которая трудилась над проектом «Общение в присутствии»: Фарах Алекберли, Лейла Агаева, Фахрия Мамедова, Мина Аббасова, Захра Мамедова, Александр Статкевич, Ризван Алескер, Али Рзаев.
Рустам Гасымов