Общественный транспорт — главный атрибут любого большого города и неотделимая часть жизни его горожан. Транспорт для жителя большого города — это мини-дом, где он проводит значительную часть своей жизни, где знакомится с новыми людьми, слушает непонятную музыку, утренние новости, взрослые пассажиры сплетничают, молодые играют со своими смартфонами, сонные шоферы оттачивают свое мастерство ругани и обогащают свой лексикон цензурными словами и фразами.
Одним словом, общественный транспорт — сердце большого города, где происходят самые странные вещи, диалоги, споры, драки, кражи, любовные заигрывания и подростки — нелегальные кондукторы водителей учатся водить большие автобусы, переполненные пассажирами. Да, да вы правильно поняли. После обеда во многих маршрутах Баку уставшего шофера «на несколько оборотов» заменяют молодые «помощники», те, кого с 9-го класса исключили из школы из-за постоянной неявки и или из-за поступков, не соответствующих школьной этикете. Об этом расскажем в завершении нашей статьи, а теперь переходим к состоянию общественного транспорта в нашем большом городе.
Автобусы, которые ходят из центра в различные спальные районы столицы (хотя в Баку уже практически нет спальных районов, так как из-за урбанизации даже самые отдаленные кварталы города кишат людьми и страдают от постоянных пробок) почти пережили свой век, и их давно пора списать и отправить в металлолом. А у нас из них пытаются выжать максимум, последние копейки. За последние 2 года автобусы маршрутных линий 30, 32, 49, 15, 38, 81 (напомним, что все это автобусы марки «Daewoo» не имеют кондиционера и в летний сезон граждане очень справедливо называют их полевыми саунами) часто ломаются на полпути и пассажирам приходится выходить на полпути и добираться до нужного адреса, используя альтернативные средства — например такси или другие маршрутки. Учитывая аномально жаркую погоду, не составляет труда представить себе через какие испытания проходят наши граждане. Я уверен, что каждый житель Баку, который ежедневно пользуется городским транспортом, понимает это.
Утро в бакинском транспорте
Все, кто с утра должен быть на работе, стараются пораньше выйти из дома и застать автобус немного «пустым», чтобы хоть как-то протиснуться и доехать до ближайшей метростанции или до центра. Но с 7 утра на всех остановках Баку длинная очередь. Огромная толпа мужчин, женщин, подростков школьного и вузовского возраста атакуют первый попавшийся автобус, чтобы не опоздать на работу или на учебу потому, что каждый житель спального городского района понимает, что в более страшную соковыжималку ему предстоит попасть ещё и в метро.
Так, что все пытаются влезть в автобус. Шофер кричит: Поднимайтесь, не могу ехать с открытыми дверьми! пассажиры друг-другу: «Гагаш, баджы немного отодвинься пожалуйста, опаздываю…!. Ответ: «Куда отодвинуться?! Автобус безразмерный что ли?!» … так и продолжается городская жизнь, которая течет в общественном транспорте. «Пассажиры, будьте дружнее — мехрибан олун!», — вежливо говорит мужчина средних лет, с седыми усами, вытирая потную лысину. Отодвигаешься и тут же сзади гудит гневная женщина: «Ай бала, осторожно, растопчешь небось?! и добавляет под носом: «Откуда все эти приехали, словно первый раз в автобусе едут…»
«Последняя остановка! 28 мая! Выходите» — все приходят в себя криком сонного водителя, который явно пытается избавится от всех. Звон гяпиков: «За одного», говорит первый. «За двоих», — повторяет второй. Шофер дает сдачи, принимает купюры, возвращает копейки и вдруг: «Ай баджы, откуда у меня с утра столько денег, чтобы вернуть вам сдачи с 20 манатов?! Это автобус, а не супермаркет и не банкомат?! «А у меня других денег нет, что делать?!», — отвечает молодая женщина, украшенная и одетая со вкусом. «Ладно, выходите…», — недовольно и раздраженно говорит шофер. А когда женщина возмущенно отдаляется от автобуса он следом бросает: «Думает тут обмен валюты. С утра имейте совесть! У меня тоже семья!»
Городские развалюхи
Кто ездил на этих маршрутках знают, автобусы просто в плачевном состоянии. И по ходовой части, они в аварийном состоянии, и салон этих транспортных средств — идеальное место, где можно прихватить любой микроб или бактерию. Многие скамейки уже развалились. Полы у этих автобусов порванные. Во время езды по запыленной дороге или по лужам после дождя пыль и вода попадают прямо в салон. Поручни в салоне этих автобусов тоже в основном сломанные, а главное, они настолько грязные, что когда прикасаешься к ним, ладонь к ним словно прилипает. Такое впечатление, что их никогда моют. Ну чему тут удивляться, эти автобусы вообще никогда не моют!
Ближе к обеду за рулем многих из этих маршруток сидят уже другие «шофера». Подростки, нелегальные-кондукторы, о которых мы говорили выше, уже с дымящейся сигаретой в руках, под полный ход непонятной музыки, в темных дешевых китайских очках, в вьетнамке, в одной руке бутылка с каким-то прохладительным напитком, возят пассажиров! На одной из остановок, где стоит будка с донером, он выскакивает из-за руля и быстро кричит донершику: Один донер, без томата! Быстро, пассажиры ждут!». Через минуту донер его готов. Теперь за рулем он кушает донер, с другой запивает соком, а автобус водит практически локтями…
Я однажды пришел в ужас, но сел в этот автобус, за рулем которого сидел знакомый пацан лет 16-17, нелегальный кондуктор этого же автобуса, и наблюдал до конца. Доехали до метро «Халглар Достлугу». На остановке у метро подошел к нему один человек, потный и пьяный, в рубашке минтранспорта и спросил: «А где Байрам!?», на что ответил его сменщик-кондуктор: «Голова болела у него, попросил меня несколько оборотов делать. Через час выйдет на работу». Я ужаснулся и подумал, что, там в компетентных органах, инстанциях, которые отвечают за безопасность в транспорте, притом «интеллектуально управляют» городским транспортом, думают. Кому доверена судьба наших граждан?!
«Интеллектуальное управление»
Много лет назад, когда был создан Центр Интеллектуального Управления Транспортом при Министерстве Транспорта, все подумали, что это такое, и многим представились новые виды транспорта, новые дороги, новые совершенно, отвечающие мировым стандартам автобусы, метро-вагоны с климат-контролем, в салоне которых наконец наши граждане не будут задыхаться, мучиться. А оказывается это очередная афера, интеллектуальный метод отката и отмывания денег под красивым и оригинальным названием. Все остановки с цифровыми мониторами и электронными досками информации о городской транспортной сети, установленные этим Центром, практически развалились. Мониторы давно не работают. Многие из них разбиты. Некоторые остановки даже демонтированы неизвестно кем.
А во всех этих развалюхах-автохламах гортранспорта установлены камеры видеонаблюдения. В свое время на них были потрачены большие деньги, но жаль, что многие из этих камер просто не работают, а висят там как украшение, иначе в Центре Интеллектуального Управления Транспортом увидели бы, как подростки-кондукторы нелегально заменяют шоферов во время обеденного перерыва и что вытворяют за рулем, рискуя жизнями пассажиров. Ну, что сказать, наверное, городской транспорт одновременно — это и центр подготовки шоферов, реальный полигон для испытания и проверки не имеющих даже удостоверения личности новых «автобусных шумахеров» из-за которых на улицах нашего города почти каждый день происходят ДТП, иногда и со смертельным исходом. Кто будет за все это отвечать, за погубленные жизни совершенно невиновных людей?! Кто наконец покончит с беспределом, беззаконием в транспортной сфере?! Это является большим вопросом для всех нас!
Кавказ Омаров