Брешь на корпусе Запада — дело рук Анкары

Представления о предопределенности взаимоотношений между Турцией и Западом безнадежно уходят в прошлое. По крайней мере, сегодня мало кто возьмется утверждать, что в системе означенных расчетов все будет так, как того пожелает Запад.

Добиться такого удалось благодаря настроенности Анкары смягчить удавку зависимости на своей шее. Турция смело прибавляет обороты в осуществлении курса на независимую политику, и многое у нее получается. Решение складывается из логики реалий, когда проводником для получения искомого выступают кризисные тенденции.

Тофик Аббасов

Сирийский конфликт сыграл для Турции роль мотивации, чтобы оформить заявку на одну из первых ролей в региональной партии. С головой уходя в дебри проблемы, президент Эрдоганприступил кизбавлению от лекал, что были навязаны Западом. И тут произошла важная трансформация, о которой мало кто мечтал.

Показав негодность старых стандартов и схем, Анкара добилась дифференциации, выстроив два автономных вектора действий в западном направлении. Сегодня понятие Запад для лидера мусульманского мира – это уже не единое целое, а два полюса. США и Европа в контексте глобальных рисков зачастую выступают двуединым блоком. Но Турции пробила две разные повестки, где читаются фундаментальные различия.

Такой расклад есть следствие успешного прорыва турецкой дипломатии, которая примерила на себя одеяние важного регионального игрока. В этом бесспорная заслуга президента Эрдогана, который заявляет цели и добивается их реализации. Есть издержки, порой очень даже болезненные. Однако без них достижение результата было бы немыслимым.

В США и Европе смирились с тем, что Анкара избавляется от болезни уничижительного соглашательства, потому вопрос договороспособностинекогда предсказуемого союзника стала головной болью. Анкару это все меньше заботит.

Громкое заявление Эрдогана о возможном присоединении его страны к Евразэс, скорее, так и останется прожектом. Однако брошенный клич и дальше будет играть роль шантажного средства, способного расширить поле маневра. На фоне активных действий на российском направлении задачей стратегического свойства останется закупка ЗРК С-400. США до последнего будут пытаться дожать Эрдогана, чтобы соврать сделку, однако результат окажется в пользу Анкары.

Цена вопроса растет не только потому, что Турция впервые приобретет дорогостоящую технику у заклятого врага Америки. Анкара ставит цель окончательно перейти свой Рубикон, застолбить за собой право на самостоятельные решения в вопросах, которые гарантируют необратимость программы геополитической автономизации.

На сирийском театре, в региональной раскладке с началом операции «оливковая ветвь» Анкара показала, что уже не будет слепо следовать императивам Вашингтона. Она нашла свои смыслы в следовании курсу, отвечающему реалистичным ожиданиям. Итоги контактовс американцами на высоком уровне, периодические «наезды» турецких лидеров на Вашингтон в связи с провалами на Ближнем Востоке, участие в Астанинском процессе уже создали прецедент.

Не отказываясь от союзничества с США и Европой, Анкара уверенно переформатирует рамки взаимодействия в пользу увеличения доли самостоятельности. Эрдоган дает Америке знать, что не только не разделяет ее взглядовна проблему региональной безопасности, но и считает важным своей участие в процессе.

С Европой тоже Турция демонстрирует непоколебимость в отстаивании собственных видений. Это касается и судьбы курдского вопроса, и будущего Северного Кипра, и положения с правами человека, и прочего. Расширение окна возможностей с мусульманским сообществом, Шанхайской Организацией сотрудничества (ШОС), с той же Евразэс есть в своем роде сигналы, которыми Анкара презентует базу гарантированных альтернатив. В свете продолжающихся мытарств, связанных с вступлением страны в ЕС, Турция выглядит очень даже аргументированной.

Геополитическая самодостаточность Анкары, о которой всегда грезила часть национальной элиты, свершается на глазах. На пути к ней Анкара прошла трудный экзаменационный цикл. Но время тестов еще не завершилось. Впереди, пожалуй, самый трудный экзамен. Речь о судьбе палестино-израильского конфликта, где Вашингтон продвигает чреватый сценарий, да еще и с участием арабских консерваторов во главе с Саудовской Аравией.

Идея примирения палестинцев с израильтянами с привязкой к ней территориальных уступок арабов и с отказом для беженцев в праве возвратиться в родные очаги, сыграет роль лакмусовой бумажки для всех акторов региональной партии, а для Турции в первую очередь. Даже проверенные партнеры Вашингтона наподобие короля Иордании Абдуллы Второго выказывают острое недовольство планом, который предает интересы палестинцев. От того, какую позицию займет Анкара, будет зависеть многое. И речь тут не только о вековом соперничестве турок с арабами за лидерство в регионе, а о судьбе межцивилазиционного противостояния.

Исход многолетней тяжбы позволит выяснить, кому в будущем будут принадлежать эксклюзивные права на формирование регионального порядка. А еще, станет известно – можно ли положить конец порочной практике поддержания конфликтов на медленном огне ради блажи вездесущих гегемонистов.

Специально для Novayaepoxa.com политолог, Тофик Аббасов

www.novayaepoxa.com

2323
virtonnews.com