Борис Алексенко: «Не армяне, а русские войска окуппировали Карабах» — Эксклюзивное интервью

Недавно мне посчастливилось познакомиться с интереснейшим человеком с необычной судьбой. В 19 лет, после окончания Сумского машиностроительного техникума, он по распределению попал в Баку. Да так и остался там, вдали от родной Украины, на долгих 40 лет. Карьера украинского парня развивалась стремительно: от мастера Бакинского машиностроительного техникума он прошел блестящий путь до министра бытового обслуживания населения Азербайджанской республики, а потом с нуля создал посольство Украины в Азербайджане и 8 лет активно налаживал дипломатические отношения между независимыми странами – Украиной и Азербайджаном. Гейдара Алиева, который был не только его шефом, а и наставником, он называет «мой учитель», а наиболее ожесточенные бои в Карабахе не прошли мимо его семьи – два сына моего собеседника – военные, и они также принимали участие в борьбе за территориальную целостность Азербайджана. Знакомьтесь – чрезвычайный и полномочный посол Украины в Азербайджане в 1997-2004 г.г. Борис Алексенко.

— Борис Григорьевич, вы приехали в Баку совсем юным парнем. В чужую республику, с совершенно иной религией, с другим менталитетом, без властных покровителей. Стали известным человеком в Азербайджане, много сделали для молодой независимой республики. В чем же заключается ваш успех?

— Да, вы правы, тогда, в Советском Союзе не приходилось выбирать, где работать и волею судьбы я совсем юнцом оказался в Баку. Но всегда помнил замечатальные слова нашего украинского философа Григория Сковороды : «Всякому городу нрав и права. Всякий имеет свой ум голова». Азербайджан — мусульманская страна и конечно же, нужно знать и уважать национальные мусульманские традиции, и я изучал традиции, досконально выучил язык. И все время учился: закончил азербайджанский политехнический институт, Высшую партийную школу при ЦК КПСС, колледж в США по специальности «стратегия национальной безопасности». Я постоянно учился, постоянно глубоко вникал в задачи, которые ставились передо мной, был требователен прежде всего к себе. Не хочу показаться нескромным, но за это меня в Баку уважали. Даже собаки на улице на меня не лаяли (смеется – ред). Мои бывшие подчиненные и сейчас ко мне в Киев приезжают.

— Вы рассказывали, что немаловажную роль в Вашей судьбе сыграл именно Гейдар Алиев.

— Я не устаю повторять, что Гейдар Алиевич был для меня не только наставником, но и всегда тепло, можно даже сказать, по-отечески ко мне относился. Вспоминаю свою первую встречу с лидером Азербайджана. В 1981 году меня пригласили на хозяйственную работу – в Азарэлектротерм – предприятие союзного значения. Он выпускал крупное термическое оборудование для крупных машиностроительных предприятий Советского Союза. Я дал согласие – а без Гейдара Алиева на эту должность не утверждали – это была номенклатура ЦК КПСС. Он вызвал меня к себе на беседу. Казалось бы – кто такой я? Пацан, приехал с Украины, отец у меня плотник. Покровителей у меня нет. Всегда всего добивался сам. Несмотря на это, Гейдар Алиевич встал из-за стола, вышел мне навстречу, застегнул пуговицы пиджака, поздоровался за руку, поинтересовался, как я попал в Азербайджан, кто мои родители, хотя у него на столе лежала папка на меня – он знал все мое досье. Человечный он был человек, уж извините за тавтологию. Я всегда чувствовал его поддержку и отеческую заботу. А он любил спрашивать: ты украинец азербайджанский, или азербайджанец украинский? Я говорил: меня родила Украина, а воспитал Азербайджан.

«Давай мы тебя в ЦК заберем, сказал мне Гейдар Алиев»

— А как же случилось, что вы попали на работу в ЦК КП Азербайджана?

— Мы беседовали с Гейдаром Алиевым, я ему рассказывал о своей манере управления, о систематизации процесса (я тогда был секретарем парткома Бакинского машиностроительного завода им Кирова). Он слушал меня внимательно, а потом вдруг спросил: «А как ты посмотришь на то, если мы тебя в ЦК заберем?». А ведь меня приглашали на совсем другую должность – зам. главы Бакинского машиностроительного завода. Я, долго не думая, отвечаю: «Гейдар Алиевич, Вы знаете, у меня отец в Сумской области живет, в украинской глубинке. Если я ему скажу, что я работаю замглавы генерального объединения – инженер – ну что такое инженер? Но если я ему скажу, что в ЦК работаю, он даже спрашивать не будет, чем я там в Азербайджане занимаюсь. Тем более под Вашим руководством. К тому же, я знаю Ваш характер. Если я скажу «нет», Вы мне и туда не разрешите, и сюда не возьмете». Он улыбнулся и сказал: «Молодец, Борис, уверен, я не пожалею о своем выборе». Вот так я начал свою работу сначала инструктором в ЦК компартии Азербайджана, потом председателем республиканского комитета профсоюза, ну а потом уже министром министерства бытового обслуживания населения. В подчинении у меня было 40 тысяч человек.

«До Алиева в Азербайджане была безнаказанность, безответственность»

— Но ведь какой-то ключик Вы знали, Борис Григорьевич, как расположить Гейдара Алиевича к себе?

— Никакого особенного ключа не было. Гейдар Алиев уважал знания, авторитет, к нему надо было заходить и знать, где мы находимся в мире, где наш корабль в океане находится, где мы находимся в стране по показателем, чтобы от зубка все отскакивало. Он уважал профессионализм. Но и к себе он был очень требовательный. Прежде, чем выносить какой-либо вопрос на бюро, мы с ним много часов работали вместе, анализировали, и только потом вопрос обсуждался на самом высшем уровне. Ну и главное для него было не только досконально знать ситуацию в хозяйстве, но и чтобы были предложения, рецепт выхода из положения, если в какой-то отрасли были отставания. Ведь почему Гейдар Алиевич был так затребован в Азербайджане? Потому что до Алиева в Азербайджане была безнаказанность, безответственность. А Алиев был философом, мудрым человеком, он всегда знал все проблемы, знал причинно-следственные связи. И вот такой человек возглавил республику в то время, когда Азербайджан по экономическим показателям занимал практически последнее место среди всех республик Советского Союза. Он вывел Азербайджан на качественно-новый уровень. Достаточно привести один пример: до его прихода страна вырабатывала 360 тыс тонн хлопка, а когда он уходил – миллион тонн. Этот показатель о чем-то говорит, не так ли? И это только один пример. Он действительно реформировал Азербайджан, заработала промышленность, были построены сотни предприятий, оснащенных самым технологическим оборудованием. В сельском хозяйстве провели тысячи километров оросительных систем, промыли землю, сельское хозяйство возродилось, уже начиная с ранней весны свежие овощи поставлялись во многие республики Союза. И это все за счет правильной расстановки кадров, усиления борьбы со взяточничеством, кумовством, землячеством. Все начало пресекаться.

«Если бы Гейдар Алиев стал Генсеком ЦК КПСС СССР бы не распался»

— Сегодня бытует мнение, что если бы Гейдар Алиев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, тогда бы и нынешняя Россия развивалась Россия развивалась совершенно по другому сценарию…

— Если бы было так, то были бы проведены реформы, которые он в свое время провел в Азербайджане, и в разы бы увеличился уровень жизни и тогдашнем СРСР, и нынешних независимых стран. Может быть, даже СССР не распался. Он всегда уделял огромное значение развитию науки, технологии. Он 3000 абитуриентов отправлял в вузы страны вне конкурса. Сейчас экономика Азербайджана базируется на этих людях. А по пятницам он нас, членов ЦК КПА собирал в филармонии, вызывал из Москвы Шестаковича, музыковедов, композиторов, мы слушали классическую музыку, лекции. Этот человек был совсем другой формации.

— Не только крепкий хозяйственник, а еще и делал все возможное, чтобы нация культурно развивалась…

— Он мне говорил: я думал, что очень сложно экономику поднять. Я ошибался. Сложно поднять нравственность, мораль, честность. Нас варварами считали древние греки. А если мы варварами бы были, тогда нам бы оставалось два виранта: или хаос, или тирания. И азербайджанцы избежали и первого, и другого.

— Гейдар Алиев ведь сыграл большую роль и в Вашей дипломатической карьере?

— Назначить меня послом Украины в Азербайджане была инициатива именно Гейдара Алиевича. В 1994 году, во время своего пребывания в Баку, президент Украины Кучма договорился со своим азербайджанским коллегой открыть посольство. А на тот момент там даже представительства не было. В стране происходила ожесточенная карабахская война, страна было обескровлена… И вот тогда Алиев порекомендовал назначить послом именно меня, который знает не только проблемы Азербайджана, но и культуру, ментальность, язык азербайджанского народа.

«У нас общие проблемы сепаратизма, у нас проблема с Россией, вот и мы создали ГУАМ»

— Тяжело Вам приходилось в роли посла в то время…

— С одной стороны, безусловно, не просто, ведь страна была в состоянии войны, а с другой стороны — мне там было легко работать, потому что у нас национальные интересы примерно одинаковые. Во-первых, мы должны укреплять свою независимость, территориальную целостность, у нас общие проблемы сепаратизма, у нас проблема с Россией. Мы создали и ГУАМ и должны и дальше развивать тесное сотрудничество в этой организации. Тогда очень близкие отношения были у Кучмы с Алиевым. Они с большим уважением друг к другу относились. Было взаимопонимание, Гейдар Алиевич был награжден орденом Ярослава Мудрого, Кучма был награжден азербайджанским орденом. 100 документов было подписано между Азербайджаном и Украиной, во всех международных организациях мы всегда поддерживали и поддерживаем друг друга. У наших двух стран быльшие переспективы сотрудничества в разных отраслях.

— Возвратимся к периоду, когда вы стали послом Украины в Азербайджане. Тогда Вас перебросили на очень сложный участок работы, в страну, которая находится в состоянии войны. Вам все нужно было строить с нуля, налаживать дипломатические отношения. И не только с властями Азербайджана, а и, возможно, лавировать между теми, кто рассеивал сепаратистские взгляды…

— Когда армяне захватили Карабах, Украина, как и большинство мирового сообщества, естественно, не признали и никогда не признает легитимность НКР. Тогда была та же история, что и сейчас происходит в Украине с Крымом. К слову, ведь даже не армяне захопили Карабах, а русские войска окуппировали Карабах. Все события происходили на штыках российских солдат. Я был у истоков карабахских проблем. Ведь я тогда был министром. В Карабахе всегда было напряжение. Всегда армяне мечтали, чтобы границы Армении протягивались от моря и до моря. У них карты такие даже были изданы.

«Приехал я в Карабах, а на первом же объекте меня встречает патриарх Вазген 1-й»

— Ведь такие конфликты, как Карабахский, как Крымский референдум, как так называемые «ДНР – ЛНР» в Украине, то, что у нас сейчас на Донбассе происходит – они же не возникали на ровном месте. Перед непосредственным вторжением чужеземных войск, ведется огромная психологическая прокачка, информационное зомбирование населения…

— С проблемами неприкрытого сепаратизма в Карабахе я столкнулся еще задолго до того, как стал послом. Работая в ЦК я курировал экономические вопросы. И вот я видел, что Карабахская автономная республика не выполняет основные экономические показатели, хотя на тот момент это был один из богатейших регионов в республике. Богословский, который в тот момент был вторым секретарем обкома партии Нагорного Карабаха, как раз курировал промышленность. Русский по национальности. Я ему постоянно звонил и говорил: «Мне неудобно, что вы автономная область, вы имеете полномочий больше, чем другие регионы, а план не выполняется. Исправляйтесь». Ему надоело, что я каждый раз звоню и требую. А с меня ведь тоже спрашивают. Он мне тогда каждый раз отвечал, что им давали нереальные, завышенные планы. Я говорю: «Как же так, это же вы план утверждали». «Приезжайте, посмотрите на месте, разберись здесь,» — говорит мне Богословский. Приехал в Карабах, а на первом же объекте меня встречает патриарх Вазген 1-й, Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Я тогда возмутился: «Как же так, не руководители предприятий, не первые лица автономной карабахской области мне докладывают о ситуации, а армянский патриарх меня встречает. Там же в автономной области не только армяне проживают, у которых своя религия, а большинство мусульман! Вы находитесь в составе Азербайджана, а армянскую религию ставите выше мусульманской!». К чему я это все говорю? Уже тогда в 1986 году там сознательно формировались у населения сепаратистские настроения. Карабахская земля была самой плодородной в Азербайджане, это была житница республики, а в Армении не было земли, поэтому у них всегда была одна цель – забрать себе Карабах, украсть его у азербайджанского народа.

Сепаратистские взгляды тогда еще подогревались и армянской интеллигенцией — известные армянские писателя – Агабекян, Карапетян — в своих произведениях писали о необходимости воссоединения Армении с Карабахом, начали раздраконивать народ . Уже тогда были территориальные претензии. Там всегда было напряжение. А рабочему человеку что нужно? Ему все эти претензии до лампочки, ему нужно на хлеб зарабатывать. Плюс население ассимилировалось, перемешались семьи. И вместо того, чтобы местный партийный орган пресекал все эти сепаратистские поползновения, он только сопутствовал этому. Уже позже потом я узнал, и об этом сейчас почему-то мало кто говорит, что президент Сибирского отделения академии наук СССР Аганбекян, тоже армянин по национальности, написал Горбачеву записку, в которой обосновал, что лучше передать автономную область Карабах Армении. Ну и Горбачов, не долго думая, не разобравшись в сути вопроса, поставил резолюцию «согласен».

— В Украине ведь тоже аннексия Крыма и оккупация части Донбасса начались не с вооруженного вторжения в 2014 году, а намного раньше. Ведь тогда ни президент Кучма, ни президент Ющенко не придавали особого значения тому, что местное население нужно превращать в «украинскую веру». Ведь мы знаем, кто в-основном населял Донбасс. После Голодомора в 32-33 года, все коренное украинское население было практически уничтожено голодом или выслано в Сибирь. И донбасские земли были заселены каторжниками, неблагонадежными россиянами, присутствие которых было нежелательно на территории РСФСР. Вот им нашли применение на Донбассе. Но ведь украинская культура им изначально была чужда. Они в большинстве своем никогда не считали Украину родной землей, всегда тяготели к Росси. И вот вместо того, чтобы постепенно, шаг за шагом, прививать им украинскую культуру, обучать украинскому языку, информационно развивать, сближать Запад и Восток, президенты Украины предпочитали не замечать донбасского сепаратистского очага, который рано или поздно может вспыхнуть, что, собственно, и произошло. В Азербайджане ведь тоже происходило по такому сценарию?

— Азербайджан уделял очень большое внимание Карабаху, потому он был намного более развит, как я уже говорил, чем вся остальная территория республики. Но Армения все равно была заинтересована в приобретении азербайджанских плодородных земель. И поэтому армяне всеми возможными и невозможными способами добивались присоединения Карабаха к Армении. Это для них была задача №1. Когда был Гейдар Алиев во главе республики, за счет его мудрой экономической политики им не удавалось этого достичь. А когда его устранили ото всех должностей – и из политбюро вывели, и из правительства – вот тогда и начался полномасштабный конфликт. Горбачев сознательно устранил Алиева от власти. Потому что этот человек был на две головы выше него. Это выдающийся человек, которому в Советском Союзе тяжело было найти равных.

«Горбачев поддерживал армян, брал у них взятки»

— Но ведь Алиев в свое время поддержал Горбачева, когда того выбирали генеральным секретарем ЦК КПСС. Таким образом, устраняя Алиева от власти, Горбачев так сказать его «отблагодарил»…

— Горбачев поддерживал армян, брал у них взятки. Этот конфликт разжигали специально, проводили различные идеологические мероприятия, листовки распространяли там, газеты, и достигли такого результата, какой мы сейчас имеем. Всю вину за Карабахский конфликт я целиком и полностью возлагаю на совесть на Горбачева. Ведь по своей ментальности азербайджанцы на Кавказе самый толерантный, спокойный народ. Они по сути не воины. Не такие, как скажем, армяне, грузины, дагестанцы, чеченцы. В советское время была даже такая шутка: «Приходит русский солдат в армию и первым делом спрашивает: « где столовая?». Приходит украинец и интересуется: «где школа младших командиров?». Приходит азербайджанец, спрашивает: «где медчасть?». Чтобы комиссоваться с армии. Они по сути своей не агрессивные, но в Азербайджане существует такое понятие, как кровная месть. У зятя с тестем, у брата с братом иногда до оружия могло доходить. Мне приходилось неоднократно урегулировать подобные конфликты. Потому что нужно с людьми работать. А в Карабахе наоборот такие настроения подогревались.

«Захват земли произошел насильно, и освободить Карабах можно только вооруженным путем»

— Карабах – это открытая, животрепещущая рана азербайджанского народа уже 27 лет. Сейчас в Армении поменялась власть. Народная революция добилась своего, свергла Сарксяна и Пашинян пришел ко власти. Как Вы считаете, то, что карабахский клан в лице того же Сарксяна сейчас отошел от власти, по крайней мере формально, может ли это привести к возобновлению мирных переговоров или же мирным путем карабахскую проблему невозможно решить?

— Захват земли произошел насильно, и освободить Карабах можно только вооруженным путем. Но Азербайджан сейчас не в силах противостоять России, слишком не равные силы. Но есть и другой путь выхода из сложившейся ситуации. Карабах можно вернуть еще и путем усиления экономики, повышением жизненного уровня азербайджанцев, и тогда карабахцы увидят, что отсоединение Карабаха – это была глубокая дурь, так же, как и крымчане, когда увидят увидят и поймут, что Украина развивается, что там намного лучше живется, чем под оккупацией – тогда они приползут сами.

— А вы исключаете например, что новое правительство Армении потребует от России вывести войска из их территории?

— Да вы что! Никогда армянское правительство, какое бы не пришло к власти, никогда не будет отдавать Карабах. Никогда. У них очень сильная диаспора по всему миру, и она также финансирует военный конфликт. Карабах будет возвращен Азербайджану только в случае распада России.А ведь что посеешь, то и пожнешь, тоесть, логично, что Россия обречена на развал.

«Русские захватили Крым, они украли часть Грузии, Карабах у Азербайджана»

— Это лично вы так считаете. Но что же сейчас может послужить толчком к ее распаду?

— Основной космический закон – это причинно-следственная связь. Русские захватили Крым, они украли часть Грузии, Карабах у Азербайджана, и я верю, что я еще доживу до того времени, когда все воздастся сторицей и Россия начнет распадаться. Ведь эти процессы уже пошли. 30% территории России уже банкрот, только лишь Крым стоит России 90 млрд долл каждый год, это не включая Керченский мост, который как бы открыли помпезно на этой неделе. А Дагестан, а Чечня – это же колоссальные растраты из государственного бюджета!

«Президент Путин — это гибель для России»

— Тем не менее, у Путина в России колоссальная поддержка среди населения. И вот он уже четвертый раз он стал президентом…

— Президент Путин — это гибель для России. Во что превратилась Россия при Путине? Результат почти двадцатилетнего его правления – отсутствие науки, технологий, производства, промышленности, они только лишь сидят на газовой трубе и на добывающих ресурсах. Россия содержат Чечню, а Татарстан, Калмыкия – чем хуже эти республики? Там люди уже начинают прозревать и этот процесс будет распространяться по всей России. Вспомните мои слова. Холодильник в результате победит зомбоящик.

Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева