В минувшие выходные в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета публике был представлен балет «Дон Кихот» на музыку выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева, сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.
В 1957 году Григорий Козинцев снял фильм «Дон Кихот», музыку к которому написал Гара Гараев. Позже композитор переработал ее в самостоятельное симфоническое произведение «Симфонические гравюры «Дон Кихот» (1960).
Несмотря на то, что в этом сочинении Гара Гараев заимствует часть материала из своей музыки к кинофильму, в нем нет подробной литературной программы. Вместе с тем музыка «Дон Кихота» портретно конкретна, каждой из восьми гравюр даны названия: «Странствия», «Санчо-губернатор», «Странствия», «Альдонса», «Странствия», «Павана», «Кавалькада», «Смерть Дон Кихота».
Гара Гараев развивал тенденцию обогащения азербайджанской музыки классицистскими средствами выразительности. К произведению, где эта тенденция особенно рельефна, относятся пронизанные испанской интонационностью симфонические гравюры «Дон-Кихот» (1960, по М. Сервантесу) — цикл из восьми пьес, в последовании которых вырисовывается трагически прекрасный образ Рыцаря печального образа.
В спектакле были задействованы: заслуженный артист АР Макар Ферштандт – Дон Кихот, Аян Эйвазова – Дульсинея, заслуженный артист АР Самир Самедов – Монтесинос, Эмиль Азизов — Санчо Панса и другие артисты театра.
Дирижер спектакля — лауреат международных конкурсов Орхан Гашимов. Балетмейстер-постановщик — Народный артист России и Украины Георги Ковтун (Россия). Художник – постановщик – Народный артист АР Таир Таиров. Художественный руководитель балетной труппы – Народная артистка АР Камилла Гусейнова. Ведущий спектакля – Заслуженный артист АР Юрий Лобачев.
Благородный рыцарь Дон Кихот делится с верным другом Санчо своими переживаниями о том, как вероломные и коварные существа досаждают ему, сделав его мишенью, в которую попадают стрелы злой судьбы. Он рассказывает, что прекраснейшая Дама его сердца Дульсинея Тобосская оказалась в руках злейшего врага — волшебника Монтесиноса, и, не желая мириться с таким коварством, клянется освободить ее. Злой Монтесинос не дремлет, и, чтобы помешать Дон Кихоту, воздвигает множество препятствий на пути благородного идальго — от столкновения, с которыми Дон Кихот то и дело терпит поражения.
Вот и сейчас раненный в войне рыцарь в грезах видит Даму своего сердца. Откликаясь на зов Дульсинеи, он, собрав силы, вновь отправляется на ее поиски.
Город. Праздничный карнавал. Веселятся горожане. Появляется Дон Кихот — он ищет возлюбленную. Здесь и злой Монтесинос: он старается убедить участников карнавала в том, что идальго безумен и, поверив ему, народ поднимает на смех столь необычного рыцаря. Вдруг в толпе появляется Дульсинея. Дон Кихот хочет привлечь к ней внимание горожан — мол, вот она, она существует, но толпа не замечает Даму его сердца. Вмешавшийся Монтесинос снова сыграл злую шутку с рыцарем — он превратил Дульсинею в куклу.
Толпа и Монтесинос потешаются над Дон Кихотом, а он, веря в существование своей прекрасной Дамы, кричит: «Она живая, посмотрите, это Дульсинея!», но его никто и не слышит. Праздник окончен. Народ расходится. А перед Дон Кихотом снова образ возлюбленной — она зовет его в путь на подвиги.
Верный друг Дон Кихота Санчо Панса посвящен в оруженосцы. Теперь друзьям казалось, что для них открыт путь к новым подвигам и не страшен Монтесинос, но злой волшебник посылает на них сто своих помощников. И снова Дон Кихот побежден, он на грани смерти. Монтесинос торжествует победу над Рыцарем печального образа, но новое появление Дульсинеи возвращает Дон Кихота к жизни. Она вручает ему меч и просит продолжать путь. Пока в мире держат свой путь Дон Кихоты, будут жить Дульсинеи!
Классик мировой величины Гара Гараев создал великолепные произведения, которые до сих пор востребованы. Его наследие живет. Постановка балета «Дон Кихот» по его «Симфоническим гравюрам» прямое этому доказательство.
Рустам Гасымов