Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура», в рамках которого мы также представляем нашим читателям мемориальные памятники, установленные на Аллее почетного захоронения в Баку и не только.
Наш сегодняшний материал посвящен успешной и талантливой женщине, которая вошла в историю не только, как замечательная актриса театра и кино, посвятившая свою жизнь служению искусству, но и как режиссёр, общественный деятель. Речь идет о Народной артистке Азербайджана, выдающейся актрисе, лауреате Государственной премии СССР и Азербайджана, кавалере орденов «Шохрат» и «Шараф», заслуженном работнике науки и культуры Европы, профессоре Государственного университета культуры и искусств, докторе искусствоведческих наук Амалии Панаховой.
Об истории создания мемориальной скульптуры выдающейся актрисы рассказывает ее автор – Натик Алиев, выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, кавалер ордена «Шохрат» и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства).
«К большому сожалению, Амалия ханум покинула этот мир. Это произошло 8 ноября 2018-го года. По прошествии сорока дней ко мне обратилась семья Народной артистки — ее сын дипломат, бывший посол Азербайджана в Мексике Ильгар Мухтаров. Мы знаем друг друга уже много лет. Он сообщил, что семья хочет увековечить светлую память своей матери и предлагает мне взяться за это дело. Я охотно принял предложение, ведь Амалия ханум была красивой женщиной, сильной харизматичной личностью, прожившей долгую яркую жизнь, настоящим мастером своего дела», — говорит автор.
«О вкладе актрисы в азербайджанский кинематограф можно говорить часами. За более, чем 50-летнюю творческую деятельность в театре и кино, она создала множество ярких образов, среди которых Томрис, Хуршидбану Натаван, Мехсети Гянджеви, Медея, Бурла Хатун, Лариса, Офелия и другие, которые вошли в золотой фонд нашего искусства. Более 500 ролей в театре и кино, а также постановка около двадцати спектаклей в качестве режиссера, говорят сами за себя. Амалия Панахова, будучи многосторонней личностью, занималась и активной общественной деятельностью. В Милли Меджлисе была председателем Межпарламентской комиссии СНГ по вопросам культуры, туризма и информации. К тому же, Амалия Панахова была председателем межпарламентской группы дружбы Италия-Азербайджан, постоянным членом Комитета по социальной политике и почетным академиком Международной академии наук исследований тюркского мира. Колоссальный труд вложила в работу над законом «О театре и театральной деятельности»», – отмечает Натик Алиев.
Здесь стоит отметить, что другая сторона таланта Амалии Панаховой – её большие организаторские способности. Создав Бакинский муниципальный театр, наряду с актёрами среднего и старшего поколения, она привлекла и молодых талантливых ребят, создала все условия для развития их творческих способностей. «Несмотря на то, что мы не были лично знакомы, я неоднократно смотрел фильмы с ее участием, поражаясь актёрскому мастерству Амалии ханум. Поэтому образ актрисы мне был очень близок. Никогда не забуду приятный голос Амалии Панаховой, по которому ее можно было узнать, даже не видя», — вспоминает автор.
«Принимая во внимание все особенности личности актрисы, я приступил к работе. Конечно, Ильгар муаллим неоднократно посещал мою мастерскую, как и другие члены семьи. Он не только предоставил мне фотографии своей матери, но рассказывал об особенностях ее характера, интересные истории из жизни, чтобы я мог получить как можно больше информации, работая над образом, который, в принципе, был мне знаком так как Амалия Панахова является нашим современником, актрисой, которую мы видим на экране. Одним словом, имеем представление, что это за человек и какие у него характерные черты. Тем не менее, чем большим количеством фактов и информацией владеет автор, тем легче ему понять, как должен выглядеть образ героя, в честь которого сооружается мемориальная скульптура», — поясняет скульптор.
Изучив весь имеющийся материал, скульптор приступил к созданию эскизов. Ввиду того, что Амалия ханум была актрисой театра/кино и обаятельной женщиной, Натик Алиев решил, что образ должен отражать вид ее деятельности. «По завещанию Амалии Панаховой, ее похоронили на Ясамальском кладбище города Баку рядом с мужем, которому установлен памятник. Мне пришлось учесть этот аспект, а именно, монумент супруга актрисы. Необходимо было привязать скульптуру Амалии ханум к местности, чтобы два памятника не противоречили друг другу, а, наоборот, дополняли и являлись элементами целостной композиции. Например, было необходимо соблюсти гармонию взглядов и поворот тела, высоту монументов и прочие моменты. Одним словом, монумент мужа Амалии ханум стал отправной точкой (доминантой), от которой я отталкивался, работая над скульптурой, подчиняя ей некоторые моменты композиции. Поэтому я решил показать полуфигуру, развернутую по диагонали в левую сторону», — рассказывает Натик Алиев, отмечая, что выбор материала уже заранее предопределил некоторые особенности будущей скульптуры.
«В качестве материала был выбран гранит, поэтому при создании эскизов я учитывал характерные свойства этого камня. Было необходимо сделать не объемный, а компактный менее динамичный памятник. Рубка гранита отличается своей сложностью, поэтому от некоторых элементов пришлось отказаться. В итоге я сделал пять эскизов. Родственники выбрали один из сложных вариантов. Работа над проектом шла восемь долгих месяцев. Во время творческого процесса семья приходила и интересовалась ходом работы, делала свои предложения. Естественно, я принимал во внимание их предпочтения, но вносил свои изменения для создания грамотной скульптуры, соблюдая основные каноны монументальной пластики», — отмечает скульптор.
Если говорить о возрасте актрисы, то автор решил изобразить Амалию ханум в самом расцвете сил. «Посмотрев многие фотографии актрисы, я решил, что ее нужно представить в возрасте, в каком ее помнят поклонники. Это средний возраст, когда Амалия ханум была особенно неотразима. Моей целью было создать скульптуру, вызывающую не горечь и печаль, а ностальгию и теплые воспоминания у людей. Ввиду того, что руки актрисы были свободны, я решил сделать одну из них (левую) поднятой, которой она грациозно держит накидку, покрывающую ее спину. Лепка одежды и создание драпировки достаточно сложный процесс, требующий обязательной работы с натурой на этапе зарисовок, этюдов и прочего, на основе которых и создается будущая скульптура. Эта информация пропускается через призму внутреннего восприятия скульптора и используется при лепке будущей работы. Если складки драпировки на скульптуре повторяются, значит, автор их делал от себя, не используя натуру. Я не говорю, что нужно копировать натуру, нет, необходимо ее изучить, включая складки одежды, чтобы в необходимый момент перевести их в нужном ритме в гранит. В этом случае работа получается богатой с интересными пластичными формами», — рассказывает Алиев.
По словам родственников Амалии ханум, она очень любила цветы. Ввиду того, что автор создал полуфигуру, было необходимо показать плавный переход из каменной глыбы (постамента) в скульптуру, и здесь мастеру помогли цветы, являющиеся элементом красоты, гармонии, радости, добавляя памятнику эстетику, а для скульптора являются важным техническим элементом, показывающим плавный переход. «Размер скульптуры вместе с постаментом составил 2,3 м. Смотря на памятник, мы видим следующее. Идет отполированный каменный блок (на нем имеется надпись имени и фамилии нашей героини), затем полированные цветы, переходящие в матовую скульптуру. Здесь стоит отметить, что лепестки цветов полированные, а между ними имеются и матовые. Ни те, ни другие не приклеены, а вырезаны из того же цельного гранитного блока, что и скульптура, а это сложная и филигранная работа с технической точки зрения. Ввиду того, что скульптура развернута по диагонали, ее можно рассматривать на протяжении всего дня. Даже, когда солнце заходит за скульптуру, оно продолжает еще долго освещать определенные части ее лица», — говорит Натик муаллим.
Во время нашей беседы Натик Алиев также рассказал про историю создания мемориальной доски в честь Амалии Панаховой. Руководством страны было принято решение об увековечивании памяти увековечивании памяти Народной артистки, согласно которому, за заслуги в развитии азербайджанского театра и киноискусства, за продолжительную плодотворную творческую деятельность на здании, где проживала Амалия ханум (город Баку, улица Фикрета Амирова, 1), будет установлена мемориальная доска.
«Зная образ, подробно изучив главные особенности личности актрисы, мне было легко работать над мемориальной доской, имеющей свои особенности: она расположена на плоскости и имеет ограничения в размерах. Сделав 3-4 варианта, мне удалось найти идею и понять, как будет выглядеть моя героиня. Дело в том, что композиционное решение помогает автору раскрывать основной замысел работы и показать ее суть. Главное, чтобы зритель не ломал голову, кто перед ним, а сразу бы узнал человека. Для скульптора очень важно, чтобы работа нравилась людям», — отмечает Алиев.
Скульптор хотел показать ее актрисой, чтобы человек, не знающий, чей барельеф перед ним, мог почувствовать, что перед ним человек искусства. «Артистическое начало Амалии ханум я решил показать с помощью руки, кистью которой она дотрагивается до своего подбородка. Мне удалось добиться желаемого, показав актрису в профиль и сделав акцент на кисти ее руки. Барельеф любит профиль, в этом случае образ героя на доске смотрится в выгодном свете под любым ракурсом», — отмечает скульптор, добавляя, что был очень счастлив, когда ему удалось найти композиционное решение для своей работы, ведь нахождение задумки является ключевым моментом при создании скульптуры. Главное в работе – это идея.
Композицию также дополняют декоративные элементы, под которыми скрывается схема построения композиции. Нежная кисть руки напоминает нам скульптуры эпохи Возрождения, ярчайшего всплеска в истории искусств, которой восхищается автор, используя свои знания при создании работы, являющиеся основой для современной интерпретации.
По словам Ильгара Мухтарова, выбор Натика Алиева для увековечивания светлой памяти его матери был не случайным. «Натик муаллим – Народный художник Азербайджана, известная личность и яркий представитель отечественной интеллигенции, который пользуется большим уважением. Мы знаем друг друга на протяжении долгих лет. Я знаком с творчеством этого Мастера, а именно с памятниками, установленными не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами, украсившими многие города мира. За годы кропотливого и самоотверженного труда он зарекомендовал себя, как настоящий Мастер своего дела, обладающий большим талантом, творческим мышлением, широким кругозором и эрудицией, а главное огромным трудолюбием. Его яркое творчество является результатом наличия у скульптора вышеперечисленных аспектов, необходимых творческому человеку для создания настоящих шедевров.
Скажу больше, нам довелось работать вместе, когда в Мексике, первой стране, на законодательном уровне официально признавшей события в Азербайджанском городе Ходжалы 1992-го года, как акт геноцида. Я не буду говорить, насколько сложно установить памятник в другой стране, посвященной светлой памяти погибших в тех кровавых событиях, но скажу одно, нам удалось это сделать, а Натик Алиев смог увековечить память жертв Ходжалинской трагедии в виде монумента, полностью отражающего скорбь людей, переживших эти ужасные события», — говорит Ильгар муаллим.
Сын прославленной азербайджанской актрисы также отмечает, что скульптору удалось раскрыть образ Амалии ханум. «Честно говоря, работа над памятником шла долго, и на протяжении этого времени мы вместе с сестрой Айнур ханум, высказывали свои предпочтения и пожелания относительно того, какой образ нашей дорогой матери нам бы хотелось видеть. Здесь нужно отдать должное Натику муаллиму, который принимал во внимание наши советы. Самый главный вопрос при создании памятника — В каком возрасте показать Амалию ханум: в более раннем, среднем или относительно пожилом? После долгих обсуждений мы пришли к выводу, что лучше всего – это момент расцвета сил, когда она выглядела неотразимо, сочетая в себе врожденный талант актрисы и женское обаяние. Конечно, образ – это не только портретное сходство, но и взгляд человека, его поза, положение рук, одежда, художественное оформление и многое другое, из чего складывается целостная картина. Натик Алиев полностью оправдал наши ожидания, создав одухотворенный образ нашей мамы, передав в скульптуре внутренне состояние замечательной актрисы. Несмотря на то, что скульптура выполнена из гранита, она получилась очень теплой, полностью раскрывающей образ актрисы», — подчеркивает Мухтаров.
Семья Амалии ханум благодарна всем, кто приложил усилия для реализации этого проекта, направленного на увековечивание памяти легендарной азербайджанской актрисы. «Пользуясь случаем, от лица всей семьи и от себя лично, хочу выразить благодарность Фонду Гейдара Алиева и лично первому Вице-Президенту Азербайджана, первой леди страны Мехрибан ханум Алиевой, которая с первого и до последнего дня взяла на себя все расходы, связанные с лечением нашей мамы Амалии ханум. Фонд также взял на себя расходы, связанные с созданием мемориальной скульптуры, чтобы увековечить память азербайджанской актрисы. Памятник уже установлен и его открытие запланировано на годовщину Амалии ханум – 8 ноября. Открытие же мемориальной доски запланировано на следующий год, когда будет отмечаться 75-летие мамы. Говоря о доске, хочу отметить, что она тоже получилась изящной и предложенный скульптором артистичный образ Амалии ханум, показавший грациозность, нежность и красоту азербайджанской женщины, превратился в роскошную художественную композицию. Скульптору удалось передать грацию и утонченность Амалии ханум», — сказал Ильгар Мухтаров.
Рустам Гасымов