Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура», в рамках которого мы также представляем нашим читателям мемориальные памятники, установленные на Аллее почетного захоронения в Баку
Сегодня наш материал посвящен выдающемуся азербайджанскому ученому-исследователю Ширмамеду Гусейнову.
24 июля 2019-го года в СМИ распространилась новость, огорчившая азербайджанский народ. На 95-м году жизни скончался видный научный исследователь, профессор Ширмамед Гусейнов, имевший особые заслуги за изучение творческого наследия основателей АДР. Более 60-ти лет учёный-педагог неразрывно был связан с Бакинским государственным университетом, где он проработал 74 года. На протяжении многих лет большая плеяда азербайджанских журналистов училась у него, став его последователями. Он не дожил несколько месяцев до своего юбилея, который должен был быть в декабре.
Учёный оставил потомкам большое наследие в виде огромного количества трудов, книг и докладов, за каждым из которых стояли годы кропотливой и трудоёмкой работы. Совсем недавно в начале второй декады марта на второй Аллее почётного захоронения в Баку, где похоронен учёный, появился памятник, созданный для увековечивания светлой памяти Ширмамеда Гусейнова.
Об истории создания памятника выдающемуся азербайджанскому учёному рассказывает его автор – Народный художник Азербайджана, профессор Натик Алиев.
К Натику Алиеву обратилась семья Ш.Гусейнова, которая была под впечатлением работ скульптора, поэтому пришла к выводу, что они могут доверить эту ответственную работу именно Алиеву, не сомневаясь в том, что мастерство автора позволит ему создать работу, достойную выдающегося учёного. Члены семьи Ширмамеда Гусейнова, а именно супруга Улькер ханум, заместитель редактора журнала «Наука и жизнь» и дочери Фарах Алиева, начальник отдела гуманитарной политики, диаспоры, мультикультурализма и религиозных вопросов Администрации Президента и Лала Гусейнова, проректор Азербайджанской национальной консерватории и , посетили мастерскую скульптора, где рассказали ему о своём желании, поделились мнением о том, какой они хотели бы видеть будущую скульптуру. Натик Алиев внимательно выслушал своих гостей, и уже во время работы старался учитывать их предпочтения и рекомендации. Однако до того, как начать лепить эскиз, автор зашёл в интернет, нашёл записи выступлений Ширмамеда муаллима и стал просматривать их одну за другой. «Смотря выступления Гусейнова, я в очередной раз убедился, что Ширмамед муаллим был не только выдающимся учёным, но и прекрасным оратором, способным завоёвывать внимание и сердца слушателей, которые словно заворожённые следили за каждым его словом, мимикой и жестами. Его рассказы были настолько яркими и интересными, что нравились всем. Он использовал доступный язык и избегал высокопарных заумных выражений. Его речь не была монотонной, наоборот, захватывающей с использованием юмора и порой даже сарказма. Особенность его ораторского искусства состояла в том, что он всегда подкреплял свои суждения историческими фактами, делающими его документальную речь насыщенной и интересной для слушателей. Особый интерес у меня вызвало интервью турецкому каналу, во время которого Ширмамед муаллим и его супруга Улькер ханум рассказывали интересные факты из своей биографии, жизни и профессиональной деятельности», — вспоминает автор.
Скульптор был искренне рад, но в тоже время чувствовал большую ответственность за то, что ему выпала честь увековечить память столь разносторонне развитого человека, оставившего глубокий след в истории азербайджанской науки и внёсшего огромный вклад в её развитие. Ширмамед Гусейнов, посвятивший свою научную деятельность, главным образом, изучению истории азербайджанской журналистики, является автором свыше 30 книг и монографий, более 800 научных и научно-публицистических статей по печатоведению. Профессор Ш.Гусейнов – автор таких ценных книг, трудов, статей, как «Глашатай истины и справедливости», «М.Э.Расулзаде», «Наше духовное наследие и реальность», «Страницы наследия нашей печати» и других, а также многочисленных учебников и учебных пособий.
Ширмамеду Гусейнову, как учёному и педагогу, принадлежат особые заслуги во всестороннем изучении и доведении до подрастающего поколения наследия таких выдающихся деятелей азербайджанской журналистики как Гасан бек Зардаби, Али бек Гусейнзаде, Мухаммед Эмин Расулзаде, Узеир Гаджибейли, Ахмед Агаоглу, Джалил Мамедкулизаде. Исследования учёного, связанные с деятельностью основоположников Азербайджанской Демократической Республики, имеют особое значение в изучении истории Азербайджана. Ширмамед муаллим с особым пиететом относился также к личности Омара Фаига Неманзаде, сооснователю журнала «Молла Насреддин» и издательства «Гейрят», чей вклад в журналистику, в журнал «Молла Насреддин», в просветительское движение в Азербайджане и участие в Правительстве АДР трудно переоценить. Сам Джалил Мамедкулизаде писал, что без Омара Фаига журнала «Молла Насреддин» просто не было бы. Ширмамед Гусейнов посвятил изучению и популяризации личности и трудов Омара Фаига немалую часть своих исследований, и всегда говорил, что во времена СССР значение личности Омара Фаига намеренно и абсолютно незаслуженно преуменьшалось.
Особенность деятельности Гусейнова в период независимости заключалась в том, что он возвысил традиции азербайджанской классической публицистической школы до уровня новой школы. Учёный, снискавший славу как учитель сотен журналистов, внёс большой вклад и в подготовку научных кадров. Неоценимы заслуги Ширмамеда Гусейнова в деле пропаганды идеологии азербайджанства, воспитания молодого поколения журналистов в духе национальной приверженности, гражданского достоинства, объективности. И сегодня его студенты в Бакинском Государственном Университете, а также в других научных и учебных заведениях, средствах массовой информации успешно продолжают путь своего учителя.
Многолетняя плодотворная деятельность Ширмамеда Гусейнова в развитии азербайджанской журналистики получила высоко оценку. Он был удостоен ряда наград, включая самую почётную из них — орден АР «Шараф».
Несмотря на то, что Ширмамед муаллим был достаточно скуп на движения и менее динамичен во время разговора, скульптор внимательно следил за всеми движениями учёного во время его выступлений, чтобы выбрать свойственную ему позу. В итоге скульптор решил запечатлеть учёного с немного поднятой вверх левой рукой, словно он застыл на миг во время беседы. «Если бы я решил использовать правую руку, то она визуально перекрыла бы пространство возле грудной клетки, и эстетика была бы нарушена. Это связано с особенностями расположения могилы ученого на Аллее почётного захоронения. Ввиду того, что люди подходят к могиле с правой стороны, было необходимо поднять вверх именно левую руку, что я и сделал. А в правой ученый держит книгу, которая стала его верным другом по жизни и неотъемлемым атрибутом. Этот декоративный элемент помог показать вид деятельности учёного. Поэтому, показав Ширмамеда Гусейнова с поднятой вверх левой рукой, скульптура не отталкивает, а, наоборот, притягивает зрителя, словно призывает его к диалогу. Данное композиционное решение раскрыло тему и образ. Поэтому особый акцент был сделан именно на кисти ученого, которая концентрирует на себе внимание зрителя. Именно в данном положении кисть смотрится красиво и выразительно, дополняя художественный образ. Вообще, кисти, как и портрет выражают чувства и внутреннюю динамику созданного образа. Ведь с помощью рук можно создать одну целостную композицию и полностью раскрыть замысел скульптуры. А две кисти приравниваются к портрету (образу)», — объясняет скульптор.
«Особенность подобных работ заключается в том, что для скульптора достаточно мало деталей, за которые можно зацепиться. Современный костюм мужчины отличается своей строгостью, а вот одежда, к примеру, людей XVIII-XIX веков отличалась своей сложностью, как у мужчин, так и у женщин, где использовалось множество всевозможных аксессуаров, например, бабочки, головные уборы, украшения, драпировка, отделка и многие другие элементы. Это позволяло сделать работу более богатой и разнообразить её оригинальными деталями. Однако в случае с Ширмамедом Гусейновым возможности для вариации в плане одежды не было, так как человек был учёным, который всегда ходил в костюме. Несмотря на то, что поза учёного была выбрана, надо было показать его в динамике, которая чувствовалась бы во внутреннем состоянии скульптуры. Внешне учёный выглядит спокойным, но внутри у него заряд бесконечной энергии, это вулкан, который извергался на протяжении его жизни в виде огромного количества трудов, созданных авторов. Получается, что внешне скульптура статична, а внутри – динамична», — объясняет Натик Алиев.
Некоторые художники иногда разговаривают со своими работами. Натик Алиев за собой такого не замечал, но скульптура Ширмамеда муаллима заставила его вздрогнуть. Как-то вечером, посмотрев на созданную из глины работу, автор даже испугался, причём это повторялось несколько раз. Ему стало немного не по себе. Автору удалось не только передать портретное сходство, что очень важно, ведь Ширмамед Гусейнов был нашим современником, и все помнят, как он выглядел, но и смог создать очень реалистичную скульптуру. Особенно это ощущается в пронзительном взгляде учёного, устремлённого вдаль. Глаза выглядели настолько реалистичными, что, смотря на скульптуру, казалось, что она вот-вот оживёт и начнёт с тобой разговаривать. Когда полуфигура была готова, её перевели в гранит, который как нельзя лучше подчеркнул художественную выразительность скульптуры, раскрыв её сильные стороны.
Ш.Гусейнов всегда был сторонником истины, справедливости, свободы слова, высоко ценил правду, прожив достойную и славную жизнь. Он был выдающимся представителем азербайджанской интеллигенции, всегда высказывая своё мнение. Был мужественным, смелым человеком, который в советскую эпоху прививал студентам любовь к своей нации. Многие помнят, как Ширмамед Гусейнов грудью встал на защиту гениального Бахтияра Вагабзаде, когда великий поэт подвергся несправедливым нападкам. Эту мужественность скульптор отразил с помощью пронзительного взгляда учёного, полного решимости и несгибаемой силы воли.
Нам также удалось побеседовать с супругой Ширмамеда Гусейнова Улькер ханум, которая поделилась своим впечатлением о памятнике её мужу. «Памятник превзошёл все наши ожидания, скульптор Натик Алиев прекрасно справился с поставленной задачей. Он создал содержательный образ Ширмамеда Гусейнова, достойный выдающегося азербайджанского учёного, передав не только визуальное сходство, но и наделив скульптуру энергетикой, благодаря которой она словно живая. Алиев основательно подошёл к делу, изучив личность Ширмамеда муаллима. Это позволило ему не просто создать монумент, а передать характер и особенности моего супруга. Я ему очень благодарна. Несмотря на то, что мы раньше лично не были знакомы, я очень рада, что мне удалось это сделать, когда было решено увековечить память Ширмамеда муаллима. Натик Алиев мастер своего дела!», — отметила Улькер Гусейнова.
«Каждый раз, приходя на Аллею почётного захоронения, я вижу, что возле памятника лежат свежие цветы. Ещё раз убедилась в том, что у Ширмамеда муаллима много последователей. Студенты очень его любят и продолжают выказывать ему уважение даже после смерти. Помню, как читая их воспоминания, была готова расплакаться, настолько они искренние и трогательные. В жизни есть люди, которые оставляют после себя неизгладимый след, как Ширмамед муаллим. Это счастье выпадает на долю не каждого. Я выражаю большую благодарность всем тем, кто с такой любовью чтит память о нём», — сказала Улькер ханум.
Стоит отметить, что 17 декабря в Бакинском государственном университете (БГУ), перед кафедрой истории печати вуза состоялось открытие барельефа видному учёному Ширмамеду Гусейнову по случаю 95-летней годовщины со дня его рождения.
По словам родственников учёного, торжественное открытие скульптуры, скорее всего, состоится этим летом. Светлая память о Ширмамеде Гусейнове, известном учёном, педагоге и публицисте, истинном интеллигенте, всегда будет жить в сердцах тех, кто его знал.
Фотографии предоставлены Натиком Алиевым
Рустам Гасымов