В сквере по улице Истиглалият возле здания Исмаилия, стен Ичери Шехер, здания Конституционного суда и дома Монолит установлен памятник замечательному поэту – сатирику, мыслителю, общественно-политическому деятелю Мирзе Алекперу Таирзаде — Сабиру.
Вначале там стоял другой памятник, который был установлен в 1922 году в связи с 10-летием со дня смерти поэта. Его автором был Яков Иосифович Кейлихис, а архитектором Я.Сырыщев. Кейлихис был замечательным скульптором, основоположником монументальной скульптуры в Азербайджане. В 1908 году он вместе с семьей приехал в Баку по приглашению меценатов, которые пеклись о развитии искусства в городе. В 1909 г. в Баку Кейлихис организовал первую в Азербайджане Студию лепки и камнерезного дела, где преподавал лепку, теску камня, а также вел занятия по рисунку.
Кроме преподавания, этот замечательный скульптор продолжал творить, а в 1912 г. совместно с другими художниками учредил Бакинское художественное общество, в дальнейшем внесшее немалый вклад в распространение и развитие изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане.
Заказ на памятник Сабиру получил именно Яков Кейлихис. Постамент высотой в 3 м 75 см был очень хорошо сделан в традициях национального зодчества в виде четырехугольного основания, украшенного выразительными нишами со сталактитами. Он был первым памятником человеку в полный рост, и первым памятником, изображавшим мусульманина.
Из-за того, что со временем железобетонный постамент обветшал и имел неприглядный серый цвет, было решено заменить его новым. Скульптор Джалал Магеррам оглы Каръягды сделал памятник М.А.Сабиру, а постамент архитекторы Г. Ализаде и А. Исмайлов. Установлен он был в 1958 году в сквере, носящим имя поэта.
Первый же был отправлен в Балаханы. Его покрыли серебряной краской, поставили на более низкий постамент и установили в поселке Балаханы, в садике имени поэта, напротив школы, где Сабир работал учителем.
Новый памятник Мирзе Алекперу Сабиру был из бронзы и установлен на постаменте из темного полированного гранита – лабрадора. На фронтоне золотыми буквами была высечена надпись: «Мирза Алекпер Сабир Таирзаде. 1862—1911 гг.» Сегодня на постаменте установлена бронзовая табличка с тем же мемориальным текстом выпуклым шрифтом на азербайджанском языке латинской графикой.
Прекрасный скульптор, один из самых выдающихся скульпторов-монументалистов Азербайджана Джалал Каръягды работал над проектом около трех лет. Сделал три варианта, все время что-то дорабатывал, пытаясь отразить в памятнике саму суть замечательного поэта.
В итоге Каръягды вдохновился стихотворением Сабира, где тот сравнивает себя со скалою на море, в которую бьют волны, но она непоколебимо противостоит всем ударам. Именно этот образ рождает и монументальная компактная сидящая фигура, и мощный камень, на котором поэт сидит. Каръягды удалось точно передать портретное сходство. Он изобразил Сабира сидящим в спокойной позе с книгой в руках, глубоко задумавшимся.
А теперь хочу ближе познакомить вас с автором памятника Джалалом Магеррам оглы Каръягды. Это азербайджанский скульптор-монументалист, народный художник Аз. ССР. Каръягды родился 2 июня 1914 года в городе Шуша — одном из живописнейших уголков Азербайджана, известного тем, что здесь с давних времен жили и творили многие видные деятели науки и искусства, хорошо известные на Ближнем и Среднем Востоке и сыгравшие немалую роль в развитии культуры Азербайджана. Будущий скульптор родился в семье музыканта, его склонность к искусству, особенно изобразительному, была замечена еще в детстве.
Каръягды окончил Азербайджанское художественное училище в Баку. Учась на живописном отделении, он увлекся скульптурой. С самого начала своего творческого пути Джалал Каръягды стоял на реалистических позициях, которым следовал всю свою творческую жизнь.
Затем он поступил в Тбилисскую Академию художеств в класс скульптора и педагога профессора Якова Ивановича Николадзе. Именно он воспитал в Каръягды умение видеть натуру, передавая ее четкие пластические формы. С творчеством Николадзе мне удалось познакомиться в Национальной галерее Грузии в Тбилиси, где представлены некоторые из его многочисленных работ, а также исторические снимки, отражающие жизнь и деятельность гениального грузинского скульптора, ученика легендарного Огюста Родена.
После возвращения в Баку Джалал Каръягды начал самостоятельную творческую деятельность, которая была очень плодотворной. Его значительные работы – портретный барельеф Шота Руставели, статуя «Колхозника», памятник поэту Вагифу, рельеф «Фархад, рассекающий скалу», скульптурный портрет снайпера Зибы Ганиевой, бюст композитора Кара Караева, композиционные портреты «Кеманчист», «Тарист», памятник Нариману Нариманову, генералу Ази Асланову, поэту-сатирику Мирзе Алекперу Сабиру и прочие. Многие годы он преподавал в Азербайджанском художественном училище им. Азим Азимзаде.
Памятники, созданные Джалалом Каръягды, украшают города и села Азербайджана, он запечатлел в высокохудожественных образах многих известных людей своей страны.
Каръягды скончался в 2001-ом году, и похоронен на Аллее Почетного захоронения в Баку.
Рустам Гасымов