Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура».
В сквере напротив Национальной Академии Наук Азербайджана стоит памятник достойному сыну азербайджанского народа бессмертному поэту Гусейну Джавиду. Он был выполнен по указанию Гейдара Алиева и установлен здесь для того, чтобы мы помнили выдающихся личностей нашего народа. Гусейн Джавид – поэт, писатель, мыслитель и драматург, чья трагическая судьба и творчество стали сокровищницей азербайджанской истории и литературы.
Работа над памятником, а затем и горельефом потребовала от скульптора изучения жизни и творчества писателя. Но по художественному замыслу ректора Азербайджанской государственной академии художеств, Народного художника Азербайджана Омара Эльдарова нужно было увековечить память не только о Гусейне Джавиде, но и о многих других азербайджанцах, ставших жертвами политических репрессий первой половины XX века. Таким образом, Омар Эльдаров при создании памятника поэту воплотил идею круговорота жизни целого поколения нашего народа.
Как создавался памятник, во время нашей беседы рассказывает его автор Омар Эльдаров:
«Когда Гейдар Алиевич поручил мне создать памятник Гусейну Джавиду, мне вновь захотелось сделать что-то необычное и не традиционное. Несмотря на то, что, будучи драматургом, Джавид в своем творчестве затрагивал философские, исторические и политические темы, он всегда оставался романтиком. Глубоко изучив жизнь и творчество мастера, я не забывал, что у него была довольно тяжелая судьба, ведь поэт Джавид был сослан, драматург трагически погиб. Его можно назвать символом репрессии, сломленных судеб, а точнее постоянной борьбы. Он жил в период революции, и это не могло его не затронуть.
Я общался с дочерью поэта, изучал материалы о нем. То, что человек был писателем, в то время уже означало, что он вовлечен в политический круговорот, даже будь он вне политики – а все творчество Гусейна Джавида свидетельствует об этом. Но аполитичность приравнивалась к вражеской идеологии. Я уверен, весь тогдашний Союз писателей одобрил его арест… Сейчас модно быть аполитичным, а в то время это не поощрялось.
Работая над скульптурой, мне захотелось отразить все вышеперечисленное на памятнике. В итоге, получилась следующая композиция — драматург на небольшом пьедестале оказался в центре большого круга из известных персонажей и событий, некоего круговорота или бури, в которую довелось попасть Джавиду. На такую композицию меня натолкнул весь непростой сюжет его жизни. Романтизм в работе отражен следующим образом – это настрой самого мастера, ведь в правой руке он держит розу.
Помню реакцию Гейдара Алиева на эскиз памятника Гусейну Джавиду, когда он зашел ко мне в мастерскую. Именно он и поручил мне создание данного монумента, но, думаю, ожидал увидеть что-то традиционное. Не буду скрывать, что мой эскиз его сильно удивил. Но принимая во внимание то, что Гейдар Алиевич был человеком прогрессивным и дальновидным, любящим искусство, он был впечатлен памятником, когда я объяснил ему смысл своей задумки. В связи с этим Алиев дал согласие, чтобы памятник создавался именно по данному эскизу».
Процесс создания скульптуры оказался сопряженным с большими трудностями. Работы начались ещё в советском Азербайджане, а завершились уже после распада СССР в независимой Азербайджанской Республике. Создание монументального бронзового памятника-комплекса было дорогостоящим делом. Поначалу с выделением средств не было проблем, но с распадом СССР финансирование работ по сооружению памятника приостановилось. Лишь после восстановления Азербайджаном своей независимости работу над памятником, несмотря на разгоревшийся армяно-азербайджанский конфликт, удалось завершить.
Памятник Гусейну Джавиду был установлен и торжественно открыт 27 мая 1993 года в сквере, носящем имя поэта перед НАНА, расположенном на проспекте Гусейна Джавида. Авторы — Народный художник Азербайджана, скульптор Омар Эльдаров, архитекторы — Юсиф Гадимов и заслуженный архитектор, лауреат Государственной премии и премии имени Гусейна Джавида Расим Алиев. Высота – 5,5 метра. Материал – бронза.
На церемонии открытия выступила дочь Гусейна Джавида Туран Джавид. Она вспоминала: «Я запомнила навсегда тот страшный день 4 июня 1937 года, когда был арестован мой отец. И вот сейчас, в дни празднования нашим народом, уже в условиях свободы, годовщины независимости Азербайджана, моему отцу, отдавшему жизнь за эту свободу, воздвигнут памятник…».
Митинг, посвященный открытию памятника, завершился исполнением впервые прозвучавшего в этот день «Марша патриотов», написанного сыном поэта Эртогрулом Джавидом.
Коснемся описания памятника. Гусейн Джавид в крупной 5,5-метровой статуе изображен в полный рост, склонившим в раздумьях голову. Базовой основой композиции послужили произведения Гусейна Джавида «Иблис» и «Родина». Скульптурно-архитектурный ансамбль состоит из бронзового памятника и каскада фонтанов. Основной идеей художественной композиции памятника-монумента является борьба добра и зла в душе человека. Внизу композиции Иблис, олицетворяющий зло, падает головой вниз на землю с мечом в руках. В верхней части композиции находится образ Родины-матери, олицетворяющей добро. Между Иблисом и Родиной-матерью расположен образ Человека, пытающегося оторваться от Иблиса и устремиться наверх, к добру. В памятнике-композиции Омар Эльдаров подчеркнул любовь Джавида к розам.
Гусейн Джавид (Гусейн Абдулла оглу Расизаде) – один из ярких представителей основоположников прогрессивного романтизма в Азербайджане. Азербайджанский поэт, писатель и драматург, создавший новый стиль и форму психологической и философской драмы, оказавший сильное влияние на формирование азербайджанской литературы XX века и развитие национального театра. Своими произведениями, в которых нашли отражение мотивы философской лирики, вопросы гуманизма и человеколюбия, исторические драмы, Гусейн Джавид открыл новую страницу в литературе и драматургии Азербайджана.
Гусейн Джавид родился 24 октября 1882 года в Нахчиване. Изучал в Тебризе арабский и персидский языки, классическую литературу Востока. Учился в Стамбульском университете на литературном отделении. Преподал азербайджанский язык и историю литературы в азербайджанских школах Тифлиса, Гянджи, Нахчывана.
Жил в Баку, потом — в Берлине. Впечатления от пребывания в Западной Европе отразились в его большой поэме «Азер», над которой поэт трудился в 1926 -1937 гг.
Гусейн Джавид раскрыл власть темных сил и контрасты эпохи в своих драматургических произведениях «Шейда» (1913), «Шейх Санан» (1914), «Дьявол» (1917-1918), «Князь» (1929), «Сиявуш» (1933), «Хайям» (1935) и других, представив в них целую галерею сильных, протестующих неординарных героев, бунтующих против несправедливости, тирании, произвола. Именно эти пьесы стали важным достижением романтизма, его ведущим жанром, сохранившим на десятилетия обаяние и идейно-эстетический мир этого направления, возникшего в азербайджанской литературе.
4 июня 1937 года Гусейн Джавид был арестован за то, что отказывался изображать «достижения» социализма. В обстановке начавшихся репрессий и травли передовой части творческой интеллигенции он был объявлен «врагом народа» и в 1939 году сослан в Магадан. Скончался 5 декабря 1941 года в доме заключенных инвалидов № 21 села Шевченко Тайшетского района. Был похоронен в гробу № 59 по мусульманским обычаям (лицом в сторону Мекки) 7 декабря, на похоронах присутствовали заключённые азербайджанцы.
Посмертно реабилитирован в 1956 году. В 1982 году останки Гусейна Джавида были возвращены на родину и перезахоронены в Нахчыване рядом с отчим домом. Здесь в 1996 году был воздвигнут Мавзолей (архитектор Расим Алиев), в котором похоронены все члены семьи Гусейна Джавида: сам поэт, его супруга Мюшкюназ, дочь Туран Джавид и сын Эртогрул Джавид.
В Баку есть проспект и сквер, названные в честь поэта.
Были выпущены марки на 125-летие и 130-летие Джавида.
На стене здания Института рукописей в Баку, где расположился дом-музей поэта, был установлен барельеф. Здесь в 1920-1937 гг. жил Гусейн Джавид. В фойе музея находится изображение планеты, носящей имя поэта.
Рустам Гасымов