О возможной войне в Карабахе рассказал в своем интервью Novayaepoxa.com политолог Зардушт Ализаде.
— О чем свидетельствует резкий рост учений ВС Азербайджана? Баку готовится к новой войне или это средство психологического давления на армянскую сторону и посредников?
— Карабахский вопрос, что со стороны Армении, что со стороны Азербайджана, полностью привязан к политическим планам Кремля. Вы совершенно правильно отметили, что в последний месяц идет ужесточение риторики и даже локальных стычек. Но это в большей степени связано с тем, что в результате народной революции пришел Никол Пашинян и Москва не совсем уверена в его лояльности к себе и опасается в том, что он может сделать крен в сторону Запада, а потому она закрывает глаза на выпады азербайджанской армии. Таким образом, она дает понять Пашиняну, что, если он сделает шаг не желательную России, то Москва может дать добро Азербайджану на возвращение части территорий. Именно для этого приехали в Азербайджан депутаты, политологи, общественные деятели в прифронтовую зону Физулинского района. Параллельно с этим мы видим грандиозный парад и заявления наших политиков.
— С чем связана напряжённость на относительно спокойной до недавнего времени азербайджано-армянской границе на Нахичеванском участке?
— В 1991 году, когда Горбачев проводил референдум об обновленном союзе, 6 республик – три прибалтийских и три южнокавказских, они не приняли участие в референдуме и отказались. Тогда Горбачев, для того, чтобы наказать Армению, руками азербайджанского ОМОНа провел операцию «Кольцо» по депортации армян из Шаумянского и Гардрудского района и тогда все проклятия были направлены в сторону Аяза Муталлибова, и армяне и даже НФА выступили с осуждением, но надо признать тогда народ радовался. Тогда Горбачев, который дал приказ, был не причем, а Аяз Муталлибов становился героем нашего народа. Сейчас складывается почти такая же ситуация, когда Россия хочет наказать Армению, но пока не за что это делать. Пашинян говорит, что он не будет менять внешнеполитическую линию прошлого руководства. Россию обмануть не получится, и они по новым кадровым назначениям много понимают. Кремль хочет привентивным методом запугать и его и армянское общество.
— Насколько реальна возможность новой войны или какой-то крупной эскалации наподобие апреля 2016 года в краткосрочной перспективе?
— Это не зависит ни от Армении, ни от Азербайджана. Апрельская операция 2016-го года не прошла без согласия глобальных игроков и России в том числе. Тогда в Армении шли антироссийские митинги. И после операций азербайджанской армии в Армении был ШОК. Они азербайджанскую армию вообще ни в что не ставили. Они вдруг осознали, что азербайджанская армия способна воевать, завоевывать и так далее. У них было жесткое понимание о непобедимости армянской армии. И когда они поняли, что ситуация не проста, и тут же антироссийские выступления прекратились. В Армении должны понимать, что им одним выйти из-под контроля России не получится и им надо, чтобы и Азербайджан вышел из-под влияния России. И Азербайджану и Армении нужно убедить свое общество, что мы не враги. Но не надо уповать на надежды того, что нас ждет Европа, мы им не нужны. Но нам надо строительство нормального демократического общества и государства.
— В случае новой войны рискнёт ли Азербайджан начать боевые действия против территории Армении или ограничится лишь Нагорным Карабахом? Дабы не дать повод России для вмешательства. И как вообще на возобновление войны отреагирует Россия?
— Азербайджанские власти находятся под большим влиянием России. Пашинян не является пророссийской номенклатурой, но даже сегодня в армянском политическом и военном истеблишменте, доминирующая сила – это пророссийские чиновники и они рано или поздно скажут свое слово и ради Карабаха можно пожертвовать и демократией. Никто не может предсказать какое развитие событий будет и уже. Все планы обработаны, и какой план будет осуществлено никто не знает. Возможно и будут обстрелы из Нахчывана.
Анар Гусейнов