«Несмотря на то, что определенная часть российской публики считает меня своим, в душе я остаюсь…»
Интервью с известным азербайджанским художником, проживающим в Тольятти, членом Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников Байрамом Саламовым. Работы Байрама Саламова, обладателя множества премий и наград, можно найти в Тольяттинском Художественном Музее, частных коллекциях Москвы, Самары, Тольятти, Челябинска, а также в собраниях частных коллекционеров Испании, Англии, Германии, Кипра, Чехии, Италии, Канады и других.
— Байрам муаллим, не могли бы Вы более подробно рассказать, откуда Вы родом? Опишите свой родной край.… Поделитесь своими детскими воспоминаниями….
— Я родился в селе Гохмук древнего азербайджанского города Шеки. Наряду с обучением в сельской школе посещал кружок рисования, а уже потом поступил в Художественное училище имени Азима Азимзаде. Сколько себя помню, всегда что-то рисовал, как и все дети (смеется). Однако, чувствуя увеличивающуюся тягу к рисованию, стал уделять ему больше времени и внимания. Как вы знаете, Шеки очень красивый древний город с оригинальной архитектурой и живописной природой. Поэтому мои первые рисунки были посвящены именно красоте родного края. С детства я наблюдал за деятельностью ювелиров, жестянщиков, кузнецов, керамистов, скульпторов и других ремесленников, что впоследствии отложило определенный отпечаток на мое творчество. Ребенок словно губка впитывает информацию и детские впечатления, воспоминания, зарисовки очень помогли мне сохранить в своем сознании этот удивительный мир народного прикладного искусства талантливых азербайджанских мастеров и очарование родного края – Шеки. Считаю, что среда, в которой растет человек, сильно влияет на него, наполняя или опустошая его внутренний мир. К счастью, в моем случае было наполнение (улыбается).
— Вы окончили Художественное училище имени Азима Азимзаде. Как, по-Вашему, что дало Вам обучение в этом образовательном учреждении, выпускниками которого, в свое время, были многие легендарные азербайджанские живописцы?
— Это было начало 80-х годов прошлого столетия. Именно с того времени началось мое серьезное обучение изобразительному искусству, я постигал азы и изучал основы, как азербайджанской, так и мировой живописи. Моими преподавателями были Лятиф Фейзуллаев, Багир Маратлы и другие, у которых я многому научился. Я благодарен Всевышнему, что мне повезло обучаться у таких мастеров, посещать их мастерские, впитывать знания, преобразовывая их путем активной практики в умения. Попасть в руки хороших педагогов очень важно, каким бы талантливым не был ученик, ведь именно учитель указывает направление, которому следует его подопечный во время творческих поисков. Царство небесное этим личностям!
— Чем Вы занимались после окончания училища имени А.Азимзаде?
— После окончания училища я пошел в армию, но даже во время службы старался не бросать любимое дело, выполнял социальные скульптуры, которые требовались для соцпропаганды. Для меня на тот момент главным было не расставаться с творчеством, не забрасывать его в долгий ящик, ведь искусство не прощает, когда мастер перестает им заниматься. Обратный путь может быть достаточно сложным, даже тернистым, причем, не у всех получается вернуться. Поэтому я использовал каждую возможность, чтобы либо «пообщаться» с холстом, либо заняться скульптурой. По окончании службы, я стал работать в шекинском театре. Здесь пригодились мои умения рисовать…. Однако, вскоре настало время для путешествий….
— Байрам муаллим, расскажите, как Вы оказались в Европе…
— Вообще, это был очень динамичный и довольно продуктивный период моей жизни – период разъездов. Меня пригласили писать картины в Прибалтику – в Ригу. Однако, спустя время я вернулся обратно в Шеки, а уже оттуда поехал в Москву, где на заказ писал портреты, пейзажи, натюрморты и т.д. Вообще, в то время я не мог долго находиться на одном месте, поэтому объездил многие города бывшего Союза.
-Как Вы попали в Тольятти, где проживаете и по сей день?
— В результате этих разъездов в конце 80-х начале 90-х годов я оказался в Тольятти. В этом году исполняется ровно 27 лет с того момента, как я переехал в этот российский город. Приехал я сюда по работе, но впоследствии остался жить (улыбается).
-Несмотря на то, что на протяжении долгих лет Вы проживаете в России, Вы очень часто обращаетесь к национальной тематике Азербайджана, изображая родной Шеки. Как реагирует российская публика на Ваши картины, посвященные Азербайджану и восточной тематике?
— Выставляться в России я начал с начала 90-х годов прошлого столетия. Эта практика продолжается и сегодня. Обычно в год я провожу 2-3 персональные выставки, причем, в разных городах, как в России, так и за рубежом. Одним словом, работаю довольно продуктивно (смеется).
Считаю, что место рождения художника, среда, в которой он растет, и культура, которую он впитывает, обычаи и традиции народа, к которому он принадлежит, сильно отражаются на его творчестве. Я не могу писать по-другому, ведь в моих жилах течет азербайджанская кровь, которая впитала в себя нашу богатую культуру. Поэтому мой стиль, конечно, отличается от российских художников.
Что касается реакции публики, то, несомненно, вначале было тяжело, но с годами стало намного легче. Этому способствовали мои творческие успехи, признание, положительные оценки российских коллег, критиков и искусствоведов. Понимаете, начинать пробиваться в другой стране, причем одному, не так просто. Поначалу, мои яркие картины, пропитанные жаркими лучами азербайджанского солнца, теплотой родного края, с изображением ярких багряных маков, величественных гор с зеленеющими альпийскими лугами, воспринимались немного тяжеловато, думаю, их просто не до конца понимали. Ведь это две совершенно разные школы. Как правило, большинство российских художников пишут в традиционно сером темноватом стиле. Для Севера характерно использование более холодных тонов, в отличие от нас – южан. Поэтому такая реакция неудивительна.
Но спустя время стало легче. Например, сегодня мои картины хранятся в Тольяттинском Художественном Музее, в Мордовском Музее Изобразительных Искусств, а это уже говорит о многом, ведь туда попадают полотна не каждого живописца. Помимо этого, мои работы находятся в частных коллекциях во многих странах мира. В настоящее время мои картины вызывают большой интерес и бурю эмоций у русского зрителя, что не может не радовать, ведь очень приятно, когда твоя культура нравится представителям другого народа, которые на нее так тепло реагируют. Россияне частые гости в моей галерее, где они смотрят картины, и зачастую приобретают понравившиеся им работы. Однако, нельзя не отметить, что мои картины даже сегодня нравятся не всем. Это относится и к коллегам, и искусствоведам, и обычным зрителям. Здесь также нельзя исключать элемент ревности. Это политика, без нее никак. Недоброжелатели есть везде (улыбается). Творчество, также как и сам человек, не может нравиться всем.
— Россияне Вас часто называют российским художником. Как, по-Вашему, почему они придерживаются такого мнение, и что Вы об этом думаете? Живописцем какой страны Вы себя чувствуете?
— Я являюсь членом Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников ЮНЕСКО. Однако во время персональных и коллективных выставок, большая часть людей считает меня именно азербайджанским художником, что и пишут в официальных документах, каталогах, афишах и т.д., особенно во время зарубежных выставок. В России ситуация обстоит практически также – здесь меня называют художником из Азербайджана. Что касается меня, то я считаю себя азербайджанским живописцем, чем очень горжусь. Но в виду того, что я уже долгие годы живу в России, определенная часть людей считает меня своим. Конечно, это положительный факт, говорящий о том, насколько уважительно они относятся к нашей культуре в моем лице. Я им благодарен, что они не делают разграничений, ведь искусство неделимо, оно объединяет народы и государства. Искусство – это то, что объединяет все человечество. Оно общее!
Как я отмечал выше, считаю себя азербайджанским художником, ведь я люблю свою страну, свой народ и очень благодарен Министерству культуры и Туризма АР, которое провело в Баку две мои персональные выставки. Надеюсь на продолжение этой традиции (улыбается).
— Вообще, насколько перспективно работать в России? Не могли бы Вы в этом плане провести параллель с Азербайджаном?
— Что касается сравнений, то сегодня, в принципе, технологии развились настолько, что можно работать и жить в любой стране мира – главное заниматься любимым делом. Для живописца нет особой разницы, где писать. Посещая Азербайджан, меня радует, что искусству сегодня уделяется достаточное внимание. В стране регулярно проходят художественные выставки, идут концерты классической и эстрадной музыки, в театрах ставятся новые постановки. Это не может не радовать. Конечно, везде люди сталкиваются с трудностями, никогда не бывает все гладко, но я считаю, что в Азербайджане есть большой творческий потенциал и воля, которые позволяют искусству страны выйти на мировой уровень и начать играть большую роль в международной культурной жизни. Этот процесс уже начался, и с годами, по моему мнению, будет только набирать обороты.
— Насколько сложно добиться известности в России, стране с богатыми традициями изобразительного искусства, где наблюдается высокая конкуренция практически во всех сферах искусства?
— Для того чтобы добиться успеха, нужно много, долго и упорно работать. Признание никогда не приходит просто так. Его нужно заслужить. А благодаря чему? Только с помощью каждодневной работы, самосовершенствования и самореализации. Я пишу картины и днем и ночью. Это очень увлекательный процесс, когда ты не замечаешь времени суток, но в то же время достаточно трудоемкий. Тебе приходится выжимать из себя последние капли, полностью опустошаться, теряя энергию и силы. Поэтому я убежден, что творчество – большой труд.
Отмечу, что художнику необходимо выработать свой стиль и направление, использовать свою технику, чтобы его картины отличались от полотен других живописцев. Никто не любит копировальщиков. Зрителя не обманешь! Поэтому нужно постоянно работать над собой, не жалея ни времени, ни сил. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.
Возвращаясь к конкуренции, подчеркну, что искусство – это такая сфера, где всегда наблюдается конкуренция, но порой она не имеет решающего значения. Объясню почему. Если человеку нравятся картины Байрама Саламова, он будет покупать его полотна, говорить красочные эпитеты и искренне восхищаться. Нельзя заставить человека любит твое искусство – это должно идти от сердца. Если мое творчество кого-то не привлекает, я не могу заставить его полюбить мои картины. О вкусах не спорят. Согласитесь, ведь это не связано с конкуренцией. У каждого художника есть свой зритель, свой почитатель, свой фанат.
Например, у оперного или эстрадного исполнителя существуют поклонники, как и у актера, и режиссера. У каждого творческого человека есть своя аудитория, и я не думаю, что мы будем заниматься переманиваем почитателей у своих коллег (смеется).
Конкуренция может быть, например, на конкурсах, где существуют призовые места и каждый участник хочет победить. Отмечу, что существуют мировые тенденции, которые наглядно показывают, что художника ценят, и он востребован. Например, в каких музеях и галереях он выставлялся, в каких международных проектах участвовал, сколько в городе провел персональных выставок, его победы на конкурсах, насколько хорошо его картины продаются на арт-рынке, на аукционах и т.д. Из всех вышеперечисленных факторов и складывается впечатление о художнике, формируется его портфолио, с помощью которого можно судить о его успешности и популярности.
Не могу не отметить, что для проведения, например, выставок за рубежом, необходимы финансы, ведь предложения поступают регулярно, но принимающая сторона не всегда готова взять все расходы на себя, поэтому приходится искать спонсоров, чтобы заявить о себе на мировом уровне.
— Расскажите про свою галерею и мастер — классы, которые Вы проводите? Насколько они востребованы? Кто их обычно посещает?
— В 2010-ом году я открыл в Тольятти свою небольшую студию-галерею, которая совмещает две функции: я здесь работаю и провожу выставки, где представлена постоянная коллекция галереи, которая регулярно обновляется. В год раз или два мы проводим выставки других художников, в частности начинающих, чтобы создавать им платформу познакомить общественность с результатами своей работы и придать стимул для творчества.
Посещение галерее бесплатное. Наши посетители — это горожане и иностранцы. Как я отмечал выше, здесь мы провидим разные мероприятия, в частности, мастер-классы. Отмечу, что сегодня многие проводят подобные мероприятия – это художники, скульпторы, фотографы и другие творческие люди, которые хотят поделиться своим опытом с другими.
Людей, желающих обучаться живописи, я стараюсь максимально оснастить техническими навыками живописи, чтобы они не тратили долгие годы на освоение технического мастерства, а смогли в течение буквально трех часов написать полноценную картину. Отмечу, что интерес к рисованию довольно высокий, желающих много, что не может не радовать. Мастер-классы проходят весело, интересно, а главное продуктивно. Думаю, количество моих учеников с каждым годом будет возрастать. Мне нравится обучать людей, стремящихся писать картины и развивать свои творческие навыки. Чем больше мы учимся, тем больше мы развиваемся и совершенствуемся. Это для творческого человека очень важно.
— Говорят, что человек находясь на чужбине, больше любит Родину, тоскует и скучает по ней. Что Вы об этом думаете?
— Скажу следующее: Родину невозможно забыть! Дело в том, что я очень люблю мугам. В моей галерее много дисков. Перед тем, как приступить к работе, я включаю музыку, и пишу картину, слушая мугам. Поэтому, погружаясь в это удивительное состояние, я как бы переношусь в Азербайджан, попадаю в этот удивительный мир, который мне не хочется покидать. Это удивительное состояние, которое сложно передать словами. Творческий посыл позволяет мне всегда поддерживать связь с Родиной. Поэтому в своих картинах, я воспеваю Азербайджан, мои картины пропитаны любовью к Родине. Азербайджан всегда в моем сердце. Он часто снится мне во сне…
— В этом году исполняется 27 лет как Вы живете в России. Какие впечатления произвел на Вас изменивший свой облик Баку, когда Вы провели в азербайджанской столице свою персональную выставку?
— Хотя я живу на чужбине, которая стала для меня второй Родиной, я никогда не забываю Азербайджан, куда я, практически, каждый год приезжаю с семьей и детьми. Нам нравится отдыхать, гулять, осматривать достопримечательности Азербайджана, встречаться с родственниками, друзьями, коллегами. Смотря на Азербайджан со стороны, мы сразу замечаем изменения, отражающиеся в облике страны, ее городах, инфраструктуре. Баку с каждым годом становится все краше, и это не может не радовать. Аналогичное могу сказать и о наших регионах, например, Шеки, Габале, Гусаре и т.д. Особо приятно слышать восторженные отклики от людей других национальностей. В такие минуты меня переполняет чувство гордости за свою Родину.
Эти успехи не могу не радовать. Думаю, что и другие проблемы, в скором времени, также найдут свое разрешение, в частности, нам удастся вернуть азербайджанские земли, находящиеся под армянской оккупацией, чего мы все ждем с нетерпением. Ин ша Аллах все получится!
— 2014 и 2016 годы запомнились нам Вашими выставками в Баку. Насколько успешными, по-Вашему, они были, и какие впечатления они оставили у Вас?
— Я бы очень хотел продолжить эту замечательную традицию, ведь выставляться в Азербайджане для меня большая радость! Я бы с большим удовольствием представил азербайджанской публике свои новые картины (улыбается). Я всегда мечтаю о персональном вернисаже в Баку!
Помимо этого, в настоящее время, я готовлюсь к другим выставкам, например, в столице Чехии – Праге. Конечно, сейчас в мире сложная ситуация, кризис и прочее, но я думаю, что у нас все обязательно получится. Мы прорвемся (смеется). Главное – это желание и вера в хорошее!
— Байрам муаллим, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи, творческих успехов и выставок в самых престижных музеях и галереях мира. Всегда рады видеть Вас в Баку!
— Спасибо!
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com