Азер Рзазаде: «Академия Ла Скала стала для меня школой жизни, где я вырос и как музыкант, и как личность» — ИНТЕРВЬЮ
Первый азербайджанец, прошедший обучение во всемирно известной Академии Ла Скала, лауреат международных конкурсов и участник престижных международных музыкальных фестивалей, выступавший со многими известными оркестрами мира во многих странах — Италии, Франции, Австрии, Великобритании, России, Турции, ОАЭ, Греции, Чехии, Словакии, Хорватии и других Азер Рзазаде.
Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с Азером Рзазаде, который рассказал, когда у него появилось желание петь, как он поступил в престижную музыкальную Академию Ла Скала, как изменила его учеба за границей и поделился планами на будущее.
— Азер, Ваш отец, Заур Рзаев, Народный артист Азербайджана, исполнитель народных песен. Посещали ли Вы его концерты, будучи ребенком? Думали ли Вы тогда, что в будущем свяжите свою жизнь с музыкой?
— Концерты отца я всегда посещал с большим удовольствием и получал наслаждение от его выступлений. Что касается любви к музыке, то она зародилась уже в детстве. Будучи школьником, моим любимым предметом была музыка. Другие дисциплины мне не были особо интересны, а на вопросы учителей о будущей профессии я всегда отвечал, что стану певцом (улыбается). В те годы я даже не мог себе представить, что эти слова когда-то окажутся пророческими, и я полностью посвящу себя музыке.
Я долгое время профессионально занимался кикбоксингом, причем, у меня были довольно хорошие достижения на международном уровне. В 2006 году я стал чемпионом мира в Афинах, был победителем различных соревнований в Европе и Азии. По своей природе я ответственный человек, который всегда доводит начатое дело до конца. Однако, когда в спорте были достигнуты определенные успехи, мне захотелось профессионально заняться пением. Одно время я работал в банке, а когда заявил директору о своем желании стать оперным певцом, он улыбнулся, не восприняв мое желание всерьез (смеется).
— Как отреагировал отец, узнав о Вашем желании петь?
— Первоначально отец возразил, но его опасения были мне понятны, ведь на тот момент папа не знал, какую именно музыку я выберу. Будучи известным исполнителем народных песен, он переживал, а вдруг его сын выберет несерьезную музыку и будет смотреть на это не как на профессию, а лишь как на увлечение, что для папы было неприемлемым, как и для меня (улыбается). Однако, спустя время, когда отец увидел мое желание, я бы даже сказал, стремление посвятить себя классической музыке, он оказал мне всяческую поддержку и вместе с мамой стал настоящей опорой. Несмотря на то, что выбор был сделан мною самостоятельно, именно понимание родителей, их внимание, наставления и забота помогли мне достичь сегодняшнего уровня, крепко встать на ноги и достойно заявит о себе. Именно поэтому я считаю свою семья моим самым близким другом, который меня всегда поддерживает и помогает.
— Когда произошел переломный момент, и Вы поняли, что быть оперным певцом – это Ваше призвание?
— Это был достаточно долгий процесс. Одно время я стеснялся петь прилюдно, а занимался этим лишь наедине с самим собой. Дело в том, что тогда я не знал, есть ли у меня певческий голос. Эти сомнения длились довольно долго, и когда мне исполнилось 19 лет, я понял, что мое решение стать оперным певцом окончательное. Сначала меня прослушал отец, который понял мои истинные намерения. Он даже сделал мне наставления, ведь в свое время папа обучался вокальному искусству у Камала Керимова в нашей консерватории. Однако отец стал исполнителем народных и азербайджанских эстрадных песен, поэтому пожелал мне удачи пройти путь постижения европейской классической музыки и стать оперным исполнителем.
— Расскажите о Ваших первых шагах в музыке?
— Первым меня прослушал Народный артист Азербайджана, прекрасный педагог Азер Зейналов. Одно время со мной работал Азер муаллим, но затем я поступил на подготовительные курсы Бакинской Музыкальной Академии и занимался в классе профессора Гусейна Алиева, который стал моим первым учителем. Спустя некоторое время мы решили, что необходимо проверить силы на конкурсе вокалистов имени Бюль-Бюля, где я стал лауреатом, заняв четвертое место. После этого я решил уехать и продолжить свое обучение в Италии.
Я очень ценю труд Гусейна Аслановича. Во время моих краткосрочных визитов в Баку, я считаю своим долгом навестить своего педагога и поговорить с ним, получить несколько советов и обсудить профессиональные моменты.
— Азер, почему для продолжения своего образования Вы выбрали именно Италию, и что Вам дало обучение в этой стране — колыбели оперного искусства?
— Я не случайно выбрал именно Италию, ведь она является родиной оперного искусства. Таким образом, успешно сдав экзамены, в 2010-ом году я поступил в престижную итальянскую музыкальную Академию Озимо, где в настоящее время обучается наш талантливый соотечественник, замечательный баритон, мой друг Магеррам Гусейнов.
— После окончания Академии Вы вернулись в Баку?
— Да. Дело в том, что Народный артист СССР, ректор БМА Фархад Шамсиевич Бадалбейли меня пригласил выступить на Габалинском международном музыкальном фестивале. Я с большой радостью принял это приглашение. Это был 2011-ый год. Мне тогда было всего 21 год. С того момента меня стали приглашать на культурные мероприятия, включая оперные спектакли и концерты классической музыки, к примеру, в Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, я пел на концертах, проводимых Фондом Гейдара Алиева и Минкультуры. Данный отрезок времени стал довольно продуктивным периодом моей творческой деятельности, после чего меня стали узнавать. Не могу не отметить, что в 22 года на сцене азербайджанского оперного театра я исполнил партию Балаша в опере «Севиль» Фикрета Амирова. После всего вышеперечисленного я даже не думал на этом останавливаться.
— Однако надолго в Баку Вы не остались, и вскоре вновь отправились за границу…
— Да, тогда началось, своего рода, «европейское турне», в рамках которого я объездил многие страны Европы, брал мастер-классы у всемирно известных оперных исполнителей и педагогов. Мне сложно перечислить всех, так как педагогов было действительно много. Это и Рената Скотто (великое сопрано), и Магда Оливейро, и Лео Нуччи, и Ренато Брузон и многие другие, чьи мастер-классы мне очень помогли в профессиональном плане. Понимаете, мною двигала жажда получить образование, новые знания, открывать для себя секреты вокала, в частности оперного искусства. Благодаря занятиям, я вырос до определенного уровня, после чего решил попробовать свои силы и поступить в Академию Ла Скала.
— Расскажите о Вашем поступлении в Академию?
— Для начала скажу, что в конкурсе приняло участие 500 певцов со всего мира и только четверо прошли: девушки из Японии и Норвегии, парень из Италии и я из Азербайджана. Конкуренция, как вы поняли, была очень серьезная, экзамен состоял из трех туров, причем, финал проходил на всемирно известной сцене оперы Ла Скала. Это было большим счастьем для 24-летнего исполнителя. Конечно, я был рад, когда услышал свое имя, но удивлен был не меньше.
Поступление в Академию стало переломным моментом в моей жизни, потому что в меня верило немного людей. В большей степени это была моя семья. Поступление и обучение в Академии позволили мне правильно оценивать свои способности, дав понять, что если я ставлю перед собой цель, я ее добиваюсь, главное работать и заниматься. В мире нет ничего невозможного. Нужно ставить цель, идти к ней, психологически и физически, преодолевая трудности, ведь полученный результат всегда стоит гораздо дороже сложностей, через которые вам пришлось пройти.
— Столкнулись ли Вы со сложностями на начальном этапе обучения?
— Учиться в столь престижном учебном заведении сложно, но при большом желании человек может справиться со всеми сложностями. В Ла Скала обучение ведется исключительно на итальянском языке, который я начал учить еще в Баку, планируя продолжать обучение на родине оперного искусства. Не буду себя хвалить, но сегодня я бегло разговариваю на итальянском, общаюсь, пою, а в самой Италии не чувствую себя иностранцем.
Скажу вам честно, когда начались занятия, я немного испугался, поняв, насколько высок уровень обучения в Академии. Я понял, что меня ждала работа с маститыми режиссерами и пианистами, великими оперными певцами — Ренато Брузоном, одним из известнейших итальянских баритонов, и меццо-сопрано Лучано Динтино, которые были моими главными педагогами. Они всегда верили в меня, поддерживали и очень помогли, за что я им безмерно благодарен. На протяжении этих лет меня поддерживали Фонд Гейдара Алиева и Минобразования АР, которым я очень благодарен. Это стало для меня стимулом движения вперед.
В Академии царит особая аура, там преподают лучшие педагоги и музыканты, это одно из лучших учебных заведений, где можно получить хорошее образование и ключ к мировой сцене. В Ла Скала никому не делают поблажек и то, что Всевышний наделил тебя голосом, здесь этого недостаточно. Чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, нужно учиться, причем, долго и упорно. Понимаете, помимо голоса оперный исполнитель должен владеть актерским мастерством, чувствовать сцену, быть интеллектуально развитым, всегда работать над расширением границ своего мировоззрения. Если у человека есть голос, но внутри он пуст, это всегда чувствуется. Мы любим конфету не за ее красивую этикетку, а за начинку, поэтому нужно быть личностью, и только тогда ты сможешь передать зрителю истинные эмоции и переживания, которые есть у твоего персонажа. Помимо вышеперечисленного, для оперного певца важны харизма, обаяние, сила воли, что так любят и ценят слушатели. Поэтому Академия стала для меня настоящей школой жизни, где я вырос не только как музыкант, но и как личность. Первый год был настоящим кошмаром, я часто не спал ночами, но в итоге мой труд был оценен педагогами и руководством Академии. Я стал одним из немногих учеников Ла Скала, который проучился в Академии три года, хотя нередко многих студентов отсеивают уже после первого или второго года обучения.
Если оглянуться на три года назад, то изменения очевидны. В первую очередь, я изменился, как человек. Я работал и пел на одной сцене со всемирно известными музыкантами, видя, каким должен быть настоящий артист и человек, как нужно вести себя на сцене. Конечно, не каждый человек замечает эти тонкости. Это в состоянии разглядеть лишь тот, кто действительно хочет чему-то научиться.
Раньше я смотрел концерты и слушал легендарных музыкантов, в частности концерты трех теноров под руководством дирижера Зубина Мета в YouTube, а спустя пять лет на сцене «La Scala», среди корифеев мировой оперной музыки я исполнял партию гонца в опере «Аида», под руководством все того же великого Мета. А в прошлом году на той же сцене я пел вместе с легендарным Пласидо Доминго. В такие минуты ты понимаешь, что мечты имеют свойства сбываться. Считаю, что нужно ценить каждый шанс, который тебе выпадает.
— Расскажите о Вашем общении с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом…
— Доминго очень прост в общении человек, несмотря на его мегапопулярность и известность. Между мной и маэстро Доминго завязался разговор, во время которого маэстро отметил, что у меня хороший голос и даже в небольшой партии, которую я исполнял, мне довелось раскрыть некоторые музыкальные моменты и показать свой потенциал. После этого корифей дал мне конфетку (смеется). Пообщаться с таким человеком, а главное разделить с ним сцену было очень приятно. Что касается Хосе Каррераса, то с ним мы побеседовали до концерта. К сожалению, сейчас он уже не поет в театре и даже оперные арии, поэтому мне не довелось разделить с ним сцену.
— А что касается конкуренции?
Как вы знаете, в Италии огромная конкуренция, и если ты позволишь себе слабинку, у тебя мгновенно возрастают шансы затеряться в толпе, ведь вокруг тебя много талантливых и целеустремленных вокалистов, каждый из которых готов проявить себя. Принимая во внимание этот факт, ты не перестаешь себе повторять, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь стоит остановиться, как тебя уже обогнали, и придется потратить много сил, чтобы вернуть былую форму и наверстать упущенное.
— Благодаря Вам впервые в истории Ла Скала прозвучала музыка азербайджанского композитора Гара Гараева. Расскажите об этом историческом событии, и как итальянская публика восприняла азербайджанскую музыку?
— Я обратился к директору Академии и руководству театра Ла Скала с просьбой спеть азербайджанскую музыку. Они сразу согласились, уважая меня, но я предложил им предварительно послушать произведение, а лишь потом принять окончательное решение. Я спел им романс «Я Вас любил» на стихи А.С.Пушкина и музыку нашего гениального композитора Гара Гараева. Они были в восторге. Таким образом, произведение азербайджанского композитора было включено в программу концерта и прозвучало наряду с произведениями таких композиторов, как Малер, Шуман, Шуберт, Рахманинов. Я был горд тем, что наша красивая азербайджанская музыка прозвучала под сводами легендарного Ла Скала. Среди зрителей находился директор оперного театра. Я был рад возможности познакомить итальянских ценителей музыки с произведением азербайджанского композитора. Очень приятно, что музыку Гараева исполнял итальянский пианист Микеле Дэлиа.
Что касается реакции, то она превзошла все ожидания. Наша музыка произвела фурор. У меня даже попросили ноты, что было приятно. Я рад, что мне удалось внести свой вклад в популяризацию азербайджанской культуры за рубежом. Считаю это своим долгом не только, как музыканта, но и как гражданина.
— Назовите Ваши любимые оперы зарубежных и азербайджанских авторов, и главное — почему именно они?
— Из азербайджанских мне очень нравится опера «Севиль» Фикрета Амирова, где я пел партию Балаша, и опера «Кероглу» Узеира Гаджибейли, исполнить главную партию в которой мечта моя и моей мамы. Думаю, в будущем эта мечта сбудется (улыбается).
Среди европейских – «Тоска», мой дебют в которой состоится в ноябре, «Турандот», «Отелло», «Аида» и другие. Конечно, чтобы исполнить Отелло нужно дорасти психологически до этого персонажа, а для этого нужно набраться опыта и лучше понять жизнь, чтобы максимально точно передать характер и особенности главного персонажа данной оперы. Здесь не просто вокал, а философия.
— А какие требования предъявляются к оперному слушателю?
— Опера — это не каждодневная музыка. Люди, идущие на оперный спектакль, должны быть подготовленными. Дома необходимо почитать либретто и знать сюжет, главных героев, основной посыл того или иного произведения. Тогда зрителю самому будет интересно слушать оперу.
— Согласитесь, что петь на итальянском языке для местной публики занятие не из легких. Как Вы работаете над собой, добиваясь идеального результата?
— Если итальянец тратит на оперу в день 1-2 часа, то я в два раза больше. Бывает так, что сами итальянцы порой неправильно ставят ударение во время пения. Несмотря на то, что это для них родной язык, им нужно заниматься. Конечно, носителям языка намного легче, но мы, иностранцы, берем своим усердием и кропотливой работой, включая многочасовые репетиции. Я, например, не представляю, чтобы итальянец пришел и чисто без акцента спел «Qarabağ şikəstəsi». Конечно, это сложно. Однако, как я говорил выше, с итальянским языком у меня порядок. Нередко после концертов меня спрашивают – «Из какого Вы города?» и очень удивляются, узнав, что я иностранец. Меня часто принимают за своего (смеется).
— За свою насыщенную карьеру Вы успели выступить в разных странах мира. Есть ли страна, где бы Вам хотелось выступить в будущем? В каком концертном зале?
— Я выступал в разных странах, как по приглашениям, так и по линии Фонда Гейдара Алиева, но я еще не был в США, где мне бы хотелось спеть в знаменитом Метрополитен Опера.
— Вы неоднократно выступали на Габалинском международном музыкальном фестивале. Как Вы считаете, насколько важны подобные мероприятия для популяризации классической музыки и оперного искусства? Какое влияние оказывает данный фестиваль на имидж Азербайджана на международной арене?
— Мне очень нравится этот фестиваль. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что он проводится на высшем уровне. На него приезжают всемирно известные музыканты со всего света. Очень приятно, что у нас на Родине проводится столь масштабное культурное мероприятие. Не знаю почему, но Габалинский фестиваль какой-то другой. Он стал для меня родным, ведь я там пою с 2011-го года. Понимаете, на нем царит очень приятная теплая аура, а выступления на свежем воздухе под открытым небом это нечто непередаваемое. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Народному артистку СССР Фархаду Шамсиевичу и другим организаторам за их труд и любовь к своей культуре.
Помню свое выступление с «Royal Philharmonic Orchestra» под управлением Народного артиста Азербайджана, маэстро Ялчина Адигезалова, когда я пел «Vətən nəğməsi» гениального Ниязи. Было приятно видеть, как англичане играют замечательную азербайджанскую музыку. Это правильный метод популяризации культуры и искусства. Мне сложно описать возникающее чувство, когда за границей на фестивалях, концертах или оперных спектаклях, к тебе подходят музыканты, говоря «Мы были у Вас в Баку». В такие минуты тебя переполняет чувство гордости за свою страну и ее культуру. В этой связи не могу не отметить фестиваль М.Ростроповича, У.Гаджибейли и т.д.
— Вы общаетесь с нашими соотечественниками, проживающими в Италии?
— Наших соотечественников в Риме много. Что касается Милана, то их здесь поменьше. Здесь живёт мой друг и коллега Эльчин Гусейнов, с которым мы часто общаемся, ходим друг другу на концерты, вместе пьем чай, делимся воспоминаниями о Родине и ностальгируем по ней (улыбается). Мы всегда стараемся поддерживать друг друга.
— Азер, Вас нередко называют «азербайджанским Паваротти». Не добавляет ли это Вам дополнительной ответственности?
— Паваротти был и остается моим кумиром, это огромный талант, человек-космос. Голос, который был у этого гениального исполнителя, большая редкость, принимая во внимание его великолепный тембр и краску голоса. Паваротти спутать с кем-то просто невозможно. Мне не раз говорили, что наши голоса чем-то похожи. Конечно, я ему не подражаю, потому что это просто невозможно. Паваротти великий певец и мне невероятно приятно, что меня сравнивают с корифеем. Наверное, благодаря ему, я и влюбился в оперу. Я уже успел пообщаться с Доминго и Каррерасом, но, к моему большому сожалению, Паваротти уже нет с нами. Мне очень жаль, что мне не удалось пообщаться Муслимом Магомаевым и Рашидом Бейбутовым. Это были гениальные люди, с которых нужно брать пример. Замечательно, когда молодых музыкантов сравнивают с кем-то из них, но подобное сравнение накладывает определенную степень ответственности на них. Чем больше я выступаю, тем больше я думаю о том, что необходимо каждый раз поднимать свой уровень.
— Азер, Вы считаете себя талантом?
— Нет (смеется). Мне вообще сложно понять людей, которые говорят – «Я талант!». По моему мнению, это могут сказать профессионалы, чье мнение не предвзято. По природе я скромный и самокритичный человек, который старается довести свои навыки до совершенства. Звездная болезнь мне никогда не грозит (смеется). Для меня важно быть профессионалом своего дела, поэтому нужно постоянно учиться, ведь я буду заниматься пением до конца жизни.
— Не поделитесь планами на будущее?
— 13-го сентября в Париже пройдет концерт, посвященный памяти Марии Каллас, где я буду петь со своими коллегами Федерико Ломбарди, которая дебютировала в Ла Скала в опере «Богема» Джакомо Пуччини и Анна Болейн Гаэтано Доницетти. У меня состоится дебют в Наварра, где я буду петь партию главного персонажа оперы Жоржа Бизе «Кармен» Дона Хосе. Затем будет «Тоска», потом снова «Кармен», а также «Богема» в Венеции и т.д. У меня очень плотный график концертов и спектаклей, все расписано буквально до 2019-го года. Я знаю, куда и когда я еду.
Конечно, хорошо, что все расписано, но порой меня это немного пугает. Дело в том, что я человек, который привязан к своей семье, поэтому я не могу долго находиться вдали от родных и близких. Из-за того, что в последнее время у меня участилось число перелетов, прослушиваний, спектаклей, концертов, я все реже бываю дома, а про отдых вообще приходится забыть (смеется).
— Азер, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи и творческих успехов.
— Спасибо!
Рустам Гасымов