Айтен Бахшиева-Ибрагимова: «Ариф Меликов мастерски сочетал в своей музыке национальное и современное начало…» — ИНТЕРВЬЮ

Сегодня день рождения лауреата Государственной премии Азербайджана, Народного артиста, кавалера орденов «Славы», «Независимости» и «Гейдара Алиева», Золотой медали имени Низами Гянджеви, профессора Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, известного композитора Арифа Меликова.

В связи с этим событием о жизни и творчестве корифея азербайджанского музыкального искусства Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха побеседовала с ведущим научным сотрудником Средней специальной музыкальной школы-студии Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, доктором философии по искусствоведению, музыковедом Айтен Бахшиевой-Ибрагимовой.

— Айтен ханум, сегодня Арифу Меликову исполнилось бы 87 лет. Этот человек, уже при жизни стал легендой азербайджанского музыкального искусства и не только. Но, представьте себе, что перед Вами человек, например, иностранец, впервые услышавший — «Композитор Ариф Меликов». Как бы Вы представили собеседнику Арифа Джангировича, подчеркивая его творческие и личностные особенности?

— Личность Арифа Меликова – это, прежде всего, личность музыканта. Конечно же, он был разносторонним творческим человеком, строгим и в то же время очень добрым, требовательным к себе и к окружающим, достойным любви и уважения. Он не только композитор, написавший большое количество прекрасной музыки, но и художник – автор удивительных полотен, педагог, воспитавший не одно поколение музыкантов. Но, самое главное, что очень редко встречается, Ариф Джангирович отличался своей простотой и искренностью. Это подтвердят все его студенты и люди, которым посчастливилось с ним дружить и общаться.

— Ариф Меликов у большинства наших сограждан ассоциируется, прежде всего, с произведением «Легенда о любви», балетом, ставшим визитной карточкой композитора. Не могли бы Вы выделить из столь богатого музыкального наследия Арифа муаллима несколько наиболее знаковых сочинений автора, заслуживающих не меньшего внимания?

— Это правильно. И хотя весь мир знает его как автора балета «Легенда о любви», у Арифа Джангировича немало других произведений, как балетной, так и симфонической, камерной и вокальной музыки мирового уровня. Кроме «Легенды» композитор написал еще два балета – «Поэма двух сердец» и «Двое». У него 8 симфоний, 3 вокальных цикла, много симфонических и камерных произведений. Он мастерски сочетал в своей музыке национальное и современное начало, умело использовал концепции музыки ХХ века и интонационную основу азербайджанской народной музыки.

Взять бы, к примеру, симфонии композитора. Отмечу, что он – великолепный симфонист, это проявляется и в его балетной музыке, и музыке к кинофильмам, спектаклям, и даже произведениях малой формы. Он по-разному трактует музыку современности и по-своему связывает ее прямыми нитями с национальной. Если в шестичастной Второй симфонии, посвященной выдающемуся русскому советскому композитору Дмитрию Шостаковичу, современные художественно-стилистические средства (серия, сонористика, алеаторика) соединяются с различными национальными истоками, то в одночастной Четвертой симфонии наиболее ярко видна опора на стилевые черты мугама. Здесь не только используются мугамные интонации (например, речитация скрипок напоминает звучание кяманчи), но и сама концепция симфонии, связанная с мугамом, раскрывает философско-лирическую образность. И в композиционном отношении симфония обнаруживает связи с мугамом.

В отличие от предыдущих, Шестая симфония имеет программный замысел «Контрасты», раскрывает образы добра и зла, то есть контрасты в музыке отражают контрасты в реальной жизни. Заключительная музыкально-интонационная сфера Шестой симфонии отталкивается от мугама «Хумаюн» (используется тема из балета «Легенда о любви» в ладе «Хумаюн»).

История создания Третьей симфонии связана с югославским камерным оркестром «Свята София». Это – камерная симфония для небольшого струнного состава исполнителей.

Яркими симфоническими полотнами являются Седьмая и Восьмая симфонии. Седьмая симфония посвящена турецкому меценату Ихсану Дограмаджи, по заказу которого за 11 месяцев построили концертный дворец специально для исполнения этой симфонии (отмечу, это большое событие). Картина Арифа Меликова «Ветка миндаля», которую он нарисовал для Ихсана Дограмаджи, была выставлена на этом концерте.

Последнее крупное произведение композитора – Восьмая симфония «Вечность», посвященная Общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. В состав этой симфонии Ариф Меликов включил симфонизированный третий цикл романсов на слова Назыма Хикмета. Завершается симфония балладой «Азербайджан» на слова Алмас Илдырыма.

Как видим, в каждой симфонии Ариф Меликов по-разному подходит к этому жанру, и каждый из них является шедевром мировой музыкальной культуры.

— Ариф Джангирович был учеником выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева. Говоря о творчестве А.Меликова, не могли бы Вы объяснить, в чем проявляется Гараевская школа? Что главного взял ученик у своего учителя?

— Гара Гараев был прекрасным педагогом и воспитал огромное число композиторов и каждый из них шел своим путем, впитывая как «губка» то, чему учил их наставник. Он всегда поддерживал своих студентов, правильно направлял, учил не отрываться от своих национальных корней. Либретто всемирного известного балета «Легенда о любви», который был поставлен на сценах самых лучших театров мира, дал Меликову именно его учитель – Гара Абульфазович. Может быть – это судьба…

— Помимо творческой деятельности, на протяжении 30-ти лет Ариф Меликов возглавлял кафедру композиции Бакинской музыкальной академии им Узеира Гаджибейли. Нашим читателям было бы интересно узнать о наиболее известных учениках Мэтра, последовавших по стопам своего маститого педагога.

— Да, много лет наряду с композиторским творчеством Ариф Меликов занимался и педагогической деятельностью, а также заведовал кафедрой композиции в Бакинской музыкальной академии. Педагогом он начал работать ещё с 17-ти лет, а заведующим кафедрой композиции – с 1983 года. За это время через его руки прошло много студентов. Среди них: Джейхун Аллахвердиев, который многие годы учился у него, а затем стал его ассистентом, а сейчас профессор кафедры; Арзу Мамедова, ныне являющаяся доцентом кафедры, доктором философии по искусствоведению; Гюльнара Мамедова, много лет работающая на кафедре композиции старшим преподавателем. А также такие, как Кямаля Али-заде, Пикя Ахундова, Нармина Зейналова, Аяз Гамбарли, Сеид Ганиев, Керем Акбаров и многие другие (конечно, всех сейчас не могу перечислить). Например, Кямаля Али-заде продолжила учебу в Италии и сейчас ее произведения исполняются как нашими, так и итальянскими исполнителями. У нее много вокальной музыки, очень яркие и мелодичные обработки азербайджанской народной песни «Сары гялин». Пикя Ахундова – одна из редких современных композиторов, которая написала оперу (обычно, сейчас все тяготеют к малым формам). Она является автором оперы «Мехсети», премьера которой состоялась в сентябре 2019-го года. Ариф муаллим был бы рад увидеть постановку и гордился бы ею…

— А каким педагогом был Ариф муаллим? Как он относился к своим студентам? Как складывалось общение преподаватель-студент?

— Студенты очень любили и уважали мэтра. Он был и строг с ними, и очень доброжелателен. Любил дисциплину, сам не пропускал уроки и требовал этого от своих учеников. Несмотря на то, что многие студенты давно окончили класс композиции, продолжали учиться у выдающего композитора и впитывать искорки его таланта до конца его жизни, постоянно общаясь, советуясь с ним во всех своих начинаниях. Он поддерживал их, ходил на их концерты, слушал и оценивал их произведения. Некоторые выпускники оставались в дальнейшем работать на кафедре, многие продолжили свою деятельность за рубежом.

— Ариф Меликов, будучи невероятно плодовитым в творчестве, продолжал писать музыку практически до конца своих дней. Расскажите про последнее произведение, над которым работал композитор…

— Он очень хотел написать оперу «Иосиф Прекрасный» по Назыму Хикмету. Всегда говорил, что начал «Легендой» Назыма Хикмета и хочет завершить «Иосифом» тоже по произведению Н.Хикмета. Делал даже какие-то наброски, эскизы. Но, к сожалению, не смог завершить. Еще отмечал, что работает над Девятой симфонией.

— Айтен ханум, Вы долгие годы общались и работали с Арифом Джангировичем, а не так давно написали книгу «Ариф Меликов: история и современность», посвященную этой выдающейся Личности. Расскажите, каким человеком был Ариф муаллим в обычной жизни, каким другом, отцом, мужем, дедушкой, так как во время работы над изданием Вы часто общались с его родными и близкими.

— Работая на кафедре, я наблюдала, как он относится к своим студентам. Всегда готов был поделиться своим знанием, поддержать их на экзаменах, в учебе, вообще в жизни. Помню, в первый день учебного года мы всегда делали ему приятный сюрприз. В этот день урока не было, это был настоящий праздник, накрывался стол, на котором чего только не было! Все по очереди поздравляли Арифа Джангировича с днем рождения. Часами сидели и слушали его интересные истории о Ниязи, Рашиде Бейбутове, Шовкет Алекперовой, Назыме Хикмете, Ю.Григоровиче и многих других личностях. Было невероятно интересно, никто не хотел уходить. Нам будет не хватать всего этого, но эти дни навсегда останутся в нашей памяти.

Что касается моей книги, он знал, что она готовится в печать, часто спрашивал, беспокоился. Мне премного жаль, что он не увидел ее, но работая над изданием, чувствовала его присутствие, словно он рядом и наблюдает за мной. Это давало мне стимул, ведь после кончины композитора я немного поменяла формат книги. С архивным материалом помогли супруга Арифа Джангировича Эсма ханум и внучка Амина за что я их благодарю. Знаю, он был чудесным дедушкой, любящим отцом и прекрасным внимательным супругом. Им сейчас его очень не хватает…

 

Другом он был очень преданным. Достаточно отметить его дружбу с Ниязи, Назымом Хикметом, Ихсаном Дограмаджи, Гейдаром Алиевым, Юрием Григоровичем и многими другими. О каждом можно долго рассказывать.

— Работая на кафедре композиции, не могли бы Вы рассказать про интересные случаи и истории, произошедшие между Арифом Джангировичем и его коллегами, студентами и т.д.

— Интересных случаев было много. Все не перечислить. На кафедре каждый год проводились концерты студентов. Здесь каждый мог показать свое произведение и послушать своих друзей. Этот день был праздником для кафедры. Однажды одна из его студенток перед концертом умудрилась сломать пальцы. Времени было мало, отменить не могли. Она выступила с гипсом, правда сыграла хорошо, наверное, адаптировала музыку под свои пальцы. Это было отмечено Арифом муаллимом в конце исполнения и с пониманием воспринято слушателями.

Однажды за несколько дней до концерта у меня пропал голос. Для меня это было шоком, ведь я была ведущей. Представьте, какой у меня был стресс! Что я только не делала, чтобы вылечить горло и вернуть голос. Слава Богу, в день концерта все наладилось, и мероприятие прошло благополучно.

Коллеги очень любили и уважали Ариф муаллима. Очень интересно и весело проходили собрания кафедры, экзамены студентов. Воспоминаний много…

— Айтен ханум, спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Светлая память выдающемуся азербайджанскому композитору Арифу Меликову.

— Хочу выразить свою благодарность. Спасибо Вам, Рустам бей, что почтили память великого мастера. Сегодня день его рождения, но без него. Это – непривычно, но надо как-то привыкать… Его нет физически, но, если музыка живет, если живет любовь и память о нем в наших сердцах, значит, он жив духовно, он – рядом, он – в мыслях, в воспоминаниях. Можно не видеть, но можно чувствовать и я чувствую его, моего любимого Арифа Джангировича. Все это для Вас, Ариф муаллим, для Вашей памяти.

Allah Sizə rahmət eləsin! Ruhunuz şad olsun! Amin!

Рустам Гасымов