Ассоль Мирманова: «Учитывая высокий уровень синофобии у нас, казахи сразу подумают — не отравят ли нас китайцы?!»

На вопросы Информационно-аналитического портала novayaepoxa.com отвечает казахстанский эксперт Ассоль Мирманова:

— Ассоль, как вкратце вы можете оценить прошлый год в общественно-политической и экономической жизни Казахстана на фоне пандемии?

— Мы, как и все страны, пережили сложный период и полагаю, что этот год будет тоже сложным. Потому что запоздалая реакция правительства на кризис выбила общество из стабильного состояния, к тому же просела сфера услуг, в которой занята значительная часть граждан. Длительный период социальной депривации на фоне нерегулярной, к тому же противоречивой информации от министерства здравоохранения, привел к окончательной потере доверия госорганам со стороны общества. Хотя и до эпидемии позиции госорганов в обществе были не самыми убедительными. Казахстанцы верят больше рассылкам в Ватсап нежели официальным ресурсам, предлагающим радужную картину мира. Вырос уровень протестных настроений. Страх смерти и неуверенность в завтрашнем дне в совокупности с непростым бюрократическим процессом получения помощи от государства укрепили негативный настрой казахстанцев. Был период, когда ленты социальных сетей заполонили сообщения о погибших знакомых, родных и это усиливало страх. Сейчас ситуация стабилизировалась, к тому же люди устали бояться. Но наше общество еще не осознало основные уроки эпидемии.

— Какие планы правительства РК на 2021 год? Многие страны, учитывая негативное почти разрушительное влияние пандемии на мировую экономику, подготовили кризисный пакет для выхода из сложившейся ситуации с минимальным ущербом. Как обстоят дела в Казахстане в этом направлении?

— Да, разумеется, есть планы у всех министерств и общая стратегия Правительства. Но ее не знает подавляющая часть граждан. Поэтому стоит вопрос в итоговой эффективности этих программ. Для реализации стратегических задач необходима мобилизация общества. У нас вырос уровень самоорганизации, но для государства это скорее плохо нежели хорошо, потому что граждане научились самоорганизовываться без участия государства. Осознание этого факта обществом может привести к новым сценариям развития. Например, усилить запрос со стороны общества на развитие местного самоуправления и выборность исполнительной власти на местах. Это не в реальных интересах системы, нацеленной на все более жесткую вертикаль власти. Конечно, государством заявляются намерения дать людям больше демократии, но по факту, это не так.

— Вчера между Азербайджаном и Туркменистаном был подписан документ о совместной разработке нефтегазового месторождения Кяпаз, который Ашхабад считал своим, а Баку своим. Запасы месторождения составляют 50 млн. тонн нефти. С точи зрения регионального развития какие еще шаги должны предпринять прикаспийские страны для облегчения деятельности бизнесменов, компаний, работающих в различных секторах экономики? Многие эксперты считают недостаточными существующие отношения и законодательную базу…

— Помимо интересов каждой из сторон, есть национальное законодательство, которое необходимо будет приводить в порядок в случае создания наднациональных экономических объединений. Глядя на то, как вяло продвигаются цели Евразийского экономического союза, сложно представить, что большие инициативы стран каспийского региона будут реализованы активнее. Ведь локальные интересы будут, как минимум, тормозить ратификацию, а потом и реализацию договоренностей. В этом плане двусторонние договоры имеют гораздо более быструю реализацию и итоговую эффективность. А то, что компромиссы искать нужно, полагаю неоспоримым фактом для развития стран. Разработку месторождения Кяпаз считаю отличным тому доказательством. Сотрудничество в энергетической, экологической, культурной сфере даст то самое устойчивое развитие разделяющим Каспий странам. Вопрос только в скорости реализации.

— Во многих странах мира начался процесс массовой вакцинации населения. Где-то это на добровольной основе, где-то обязательно. Вакцину какого производителя покупает Казахстан и как этот выбор повлияет на торговые отношения Нурсултана со своими основными партнерами-соседями, Россией и Китаем, которые ведут между собой и с другими производителями ожесточенную борьбу за рынки других стран?

— Казахстан закупает российский Спутник, но у нас есть разработки своей собственной вакцины, в принципе, очень даже неплохой по сравнению с предлагаемыми аналогами из России и Китая. Казахстанская вакцина от коронавируса KazCOVID-in на второй фазе доклинических испытаний показала эффективность 96 процентов, это на уровне вакцин от Pfizer/BioNTech и Moderna, которым также обещают открыть рынок нашей страны. Но надо отметить, что во время пика пандемии огромную помощь Казахстану оказали и Китай, и Россия. К сожалению, после ослабления жестких карантинных мер всплеск был слишком сильным, и система просто обрушалась, не выдержав давления. В этот момент гуманитарная помощь квалифицированным медперсоналом и лекарствами, элементарными средствами индивидуальной защиты стала неоценимой помощью для казахстанцев.

— На счет борьбы за рынок между странами-производителями вакцины от ковида могу сказать, что это не просто слова. Например, наше правительство заявило, что мы купим вакцину китайского производителя. Переговоры с Москвой велись, и Россия была сильно заинтересована поставить нам вакцину, но наши специалисты отказались покупать Спутник-V, что привело к торговой войне с Москвой и Россельхознадзор ввел запрет на ввоз томатов и яблок из Азербайджана. Ожидается ли аналогичная торговая война между Казахстаном, Россией и Китаем?

— Полагаю, что у нас априори не может быть дележа рынка вакцины хотя бы потому, что есть своя собственная и казахстанское правительство будет продвигать именно наши разработки. В этом плане нам намного проще. Наше правительство закупило вакцины у россиян, полагаю, что в случае стратегической необходимости купят какой-то объем и у Китая. Просто у нас, к сожалению, достаточно высокий уровень синофобии и, даже если китайское правительство нам предложит абсолютно бесплатную вакцину, то это будет сопровождаться слухами, домыслами, всякого рода напраслиной. В худшем случае – волнениями на тему – пытаются ли казахстанцев отравить китайцы или не пытаются.

Полагаю, именно в сохранении «нервов» всем сторонам заключается маневр, обходящий китайскую вакцину. В конце концов, наш рынок не столь привлекателен для Китая, чтобы из-за 1-2 млн. доз потом вкладывать огромные средства в репутационные издержки. Но на мой личный взгляд, у Китая самые полноценные данные по исследованиям Ковида и побочных действий вакцины. Так что, если выбирать, возможно, в китайской вакцине есть наибольший практический смысл.

Беседовал: Кавказ Омаров