Артем Гориславец: «Мастерская Мир-Теймура — главная достопримечательность «моего Баку»!» — ИНТЕРВЬЮ

Интервью Novayaepoxa.Com с известным керамистом из Казахстана, постоянным участником выставок, симпозиумов и фестивалей по керамике Артемом Гориславцем.

— Артём, давайте начнем со следующего вопросы, где Вы родились, откуда Ваши корни?

— Я родился в Южном Казахстане, в небольшом городке под названием Кентау.

— Чем Вы любили заниматься в детстве? Насколько активным ребенком Вы были?

— Наверное, главное мое увлечение детства — это конструирование. В раннем детстве я много времени проводил в песочнице, где из песка создавал различные постройки, домики, дороги, какие-то полуфантастические лабиринты, из которых порою вырастали целые города! В возрасте постарше, учась в художественной школе, я периодически лепил из пластилина старинные замки и увлекался созданием различных конструкций из бумаги и картона.

— Когда у Вас впервые появилось желание вылепить что-то из глины? Как произошло Ваше знакомство с глиной?

— Учась в университете, мне посчастливилось, совершенно случайно, оказаться в керамической студии, где я, разумеется, сразу начал лепить большой старинный замок из отдельных башен-стен и постепенно, где-то в течение года, объединив их в одну большую композицию, у меня получился большой замок! Этот мой первый керамический замок до сих пор хранится у нас в студии, как память о моих первых керамических опытах!

— Где Вы обучались керамическому искусству? Кто были Вашими учителями и, лучше сказать, наставниками, повлиявшими на Ваше формирование, как человека и керамиста?

— Это довольно длительный путь, в котором прослеживается какая-то незримая закономерная цепочка, в которой можно увидеть личности замечательных людей, послуживших мне примером и, в определенные периоды жизни, помогавших мне становиться лучше и профессиональнее. Жаль, что не всех можно упомянуть в этом коротком интервью, но самое важное, наверное, то, что все интересные люди на моем пути, навсегда оставили добрый след в моей памяти! Возможно, это важно для меня, так как искусству керамики я учился не в учебном заведении, а у самой Жизни, и этот процесс еще продолжается и будет, наверное, продолжаться бесконечно, ведь в Мире Керамики столько интересного, что хочется все попробовать лично! И каждая новая встреча с интересным Человеком, Творцом и Художником — это для меня своего рода настоящий маленький праздник Жизни!

— Помните ли Вы свою первую серьезную работу?

— У меня в памяти нет отчетливого образа первой работы, также как и нет образа последней. Наверное, это объясняется принципом, что «Свой лучший кувшин гончар лепит всю жизнь». Также и мои скульптуры! Они рождаются из предыдущих работ, порою трансформируются, видоизменяются, в них появляются новые образы из окружающего мира. Для меня одна работа это словно цепочка, связующая Прошлое с Будущим, какой опыт я в нее внес из Прошлого, и что я в ней хочу сказать в Будущее. Именно так оценивая свой творческий путь в потоке Времени, довольно интересно наблюдать за всем этим процессом Жизни и экспериментировать с Глиной!

— Как проходили Ваши творческие поиски? Вы сразу стали делать скульптуры из глины или этому предшествовали сосуды, кувшины, горшки и т.д.?

— Вот именно, что КУВШИН простой и обычный, но такой удивительный кувшин. Конечно, я их делал бесконечное множество, сначала стараясь строго по канонам изучая пропорции и гармонические построения, изучая различные стилистики разных стран мира. Потом вдруг откуда-то, наверное, после первой тысячи сделанных кувшинов, появился такой немного странный и неожиданный вопрос… — А почему кувшин должен быть круглым? Хорошо, это любопытно, но мне захотелось представить кувшин в немного непривычном для большинства из нас формате. Я начал делать плоские кувшины. Спустя время, у меня получилась целая серия самых разных плоских кувшинов, напоминающих, своего рода, приплюснутые бутылочки или фляжки.

Догадываетесь, сколько можно сделать самых разнообразных и увлекательных вариаций, например, одного обычного кувшина! Затем, как-то незаметно появилась новая любопытная мысль: — А почему у кувшина горлышко должно быть сверху? И тут стали появляется серии кувшинов с самыми причудливыми отверстиями горлышек: то сбоку, то снизу. И вот, наступило главное откровение, когда появился вопрос: — А почему вообще, кувшин? И так постепенно из года в год мои кувшины плавно трансформировались в абстрактные скульптуры. Этот процесс увлекательного эксперимента продолжается и сегодня! Я постоянно нахожусь в творческом поиске. Наверное, именно здесь кроется ответ на популярный ко мне вопрос: — Почему вы чаще всего лепите вертикальные композиции… а, наверное, потому что когда-то они были кувшинами, устремленными ввысь!

— Обычно керамисты, спустя долгие годы работы, находят свой авторский состав глины, чтобы из нее можно было делать керамические изделия. Получилось ли это у Вас?

— Я живу в Южном Казахстане – крае, богатом на историю Земли и Человека. Еще в глубоком детстве я приезжал к папе на работу на основную базу геологоразведочной экспедиции, где было много причудливых станков, железа и главная химическая лаборатория со своими нереальными причудливостями. Место, где можно было рассматривать коллекции камней, рыться на всяких интересных полках, изучать новое и неведомое! Кстати, там я впервые увидел муфельную электрическую печь и узнал, что это чудо высокого обжига. Однако, глины там еще не было. Она появилась позже, а до нее были частые походы в горы, тоже вместе с папой. Долгие переходы по ущельям, изучение наскальных рисунков, участие в археологических экспедициях. Все эти моменты влияли на меня, и сейчас я люблю путешествовать — находить новые виды глины, благо разных сортов в наших краях много. Это важная «кухня» керамиста уметь самому приготовить вручную «свою» глину для работы!

— Можно ли сказать, что глина привязала Вас к себе навсегда? Не хотели бы Вы попробовать себя, к примеру, в изобразительном искусстве?

— Глина, как ключевое направление, вовсе не исключает параллели творчества. В моей мастерской много красок, в первую очередь для глин, а также и совсем для другого направления. Мне очень нравиться экспериментировать с декоративными фактурами. Я часто создаю абстрактные выкрасы, выкрасы – картины, декоративные панно. Это тоже интересно!

— Артем, расскажите про наиболее значимые выставки и симпозиумы, в которых Вы принимали участие?

— Самый первый – 2005 год и моя поездка в Польшу на международный симпозиум керамической скульптуры в городе Болеславец. Это был хороший старт. Я впервые оказался в компании профессиональных керамистов, где были огромные печи выше человеческого роста, от размера которых просто захватывало дух! На следующий год меня пригласили в Эстонию, где я впервые попробовал дровяные обжиги, и с тех пор стараюсь хотя бы раз в год участвовать в новом проекте. Цепочку моих путешествий можно проследить на сайте: www.artego.kz.

— Как Вы познакомились с Мир-Теймуром Мамедовым?

— Мы познакомились в нашем любимом Фейсбуке, общаясь на тему общих керамических симпозиумов, где мы бывали. Меня сразу привлекли работы Мир-Теймура своей сакральностью, историчностью, смысловой наполненностью сюжетов, наряду с новыми и интересными керамическими техниками. Ведь в них знания и история человечества, которые он так старательно закладывает в свои произведения. Здесь подходит хорошая цитата из одной интересной исторической книги, которую я сейчас читаю: «Историю изменить нельзя, она уже отшелестела или отгремела, пронеслась над земным шаром. Лишь в земле или на дне морском, оставляя немых свидетелей былого – камни развалин, вещи, которыми пользовались люди, в лапидарных строках, рукописных книгах, знаках, устных преданиях, письменных источниках. Но история продолжается в каждом из нас, корнями уходя в древнее и древнейшее прошлое». Это многогранный процесс по сути всего керамического творчества – изучать глину, ее свойства, изучать природу, ее пластику, изучать человечество, его историю и изучать саму жизнь. Вот так в «глине» и замешивается эта причудливая алхимическая смесь, состоящая из материального и нематериального.

— В прошлом году Вы принимали участие в симпозиуме по керамике в Баку. Чем он Вам запомнился? Обогатило ли Вас знакомство с азербайджанской культурой? Были ли сделаны новые открытия и полезная информация, которую Вы стали применять в своем творчестве?

— Это была вторая заключительная часть нашего большого экспериментально-керамического проекта, который мы разделили на два мини « Дуэт — симпозиума». Именно так мы назвали формат нашего мероприятия, опираясь на весь наш совместный опыт участия в крупных международных симпозиумах. Дуэт, потому что всего лишь два участника, но мероприятие проводилось по всем канонам настоящего симпозиума – две недели плотной работы с утра и до ночи в мастерской, обжиги, глазуровка и снова обжиги на высокую температуру и в результате двухнедельной плодотворной совместной работы была сделана серия творческих скульптур и по окончании проведена выставка-презентация. А первый проект прошел у меня дома в Казахстане, в городе Шымкенте, где я встречал в гости Мир-Теймура, и на следующий год в Баку приехал уже в гости к Мир-Теймуру.

— Какие впечатления остались от знакомства с Баку? Где успели побывать и что увидеть? В чем, по-Вашему, схожи азербайджанский и казахский народы в плане культуры и обычной жизни?

— Помимо насыщенной работы в мастерской, симпозиумы всегда интересны и своими экскурсиями по новым местам, где ты не бывал ранее. Мир-Теймуру я показывал свою Среднюю Азию, то, как я вижу ее своими глазами и своей душою, чувствующую голос глубоких предков из этих мест. Мы посетили несколько старинных крепостей на Великом Шелковом пути, который центральным маршрутом проходил через наши места, посетили нашу местную святыню – Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане, побывав среди коллекции старинной керамики. Потом перенеслись в другую эпоху, побывав в середине прошлого века на старинном руднике Миргалимсай, где добывали руду. Это для меня сакральные места, в которых я нахожу много интересных смыслов, знаний, знаков, фактур и рисунков природы и человечества.

В Баку Мир-Теймур, в первую очередь, повез меня на грязевые вулканы Гобустана. Я словно побывал на керамическом «Марсе». Это нереальное место удивительной глиняно-природной красоты! Потом была отдельная поездка на горящую гору Йанардаг и храм огнепоклонников Атешгях. Было много прогулок и путешествий по улочкам старого Баку – это тоже яркое впечатление и приятная память! А главное – это мастерская Мир-Теймура. Вот это главная достопримечательность «моего Баку»! Удивительное место, где тоже живет Любовь к глине, которая нас объединила и подвигнула сделать совместный проект!

— Как в Казахстане относятся к керамике? По-Вашему, уделяется ли должное внимание этому замечательному древнему искусству?

— Историческая керамика традиционна для Казахстана, как и для Средней Азии, впрочем, как и для всей географии человечества, еще с тех времен, когда она начала нести важное утилитарное назначение для человека. Это то удивительно древнейшее, что связывает незримой цепочкой как самые современные технологии, где многогранно используется керамика и по сей день, так и самые древние, где керамика принесла из глубины веков память, сохранив ее в современной истории. Моя керамика это синтез прошлого и будущего. В Казахстане восхищает и вдохновляет этот историко-керамический пласт! Ну а делать новую арт-керамику, новую историю — это уже жизнь нашего поколения, и теперь слово в духовную копилку цивилизации – за нами!

— Не поделитесь планами на будущее?

— Я совсем недавно приехал с нового замечательного симпозиума с впечатлениями от лепки огромной огненной скульптуры более двухметровой высоты. Это был новый уникальный опыт. В планах — пробовать новые композиции в огненной скульптуре, мечтать о новом предстоящем симпозиуме и встрече с интересными людьми, которые наполняют мой жизненный путь настоящим Счастьем!

— Артем, спасибо Вам большое за интересную беседу. Мы желаем Вам удачи, творческих успехов и участия в новых керамических симпозиумах.

— Спасибо!

Фотографии предоставлены Артемом Гориславцем

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com