Воодушевленные Трампом и примером Грузии в Ереване требуют вывода военной базы РФ. Но чтобы это случилось, Путин должен очень сильно «измениться».
Революция в Армении свершилась, однако республика продолжает бурлить. Немудрено: 9 декабря в ней пройдут внеочередные парламентские выборы, результат которых сегодня никто не способен предугадать. Предвыборный период активизировал различные политические силы, их инициативы и агрессивность. Направлена она не только против оппонентов внутри страны, но и России — правда, избирательно. То есть от российских денег и вооружения никто в Армении отказываться не хочет, а вот против дислокации в Гюмри военной базы РФ многие выступают активно. Воодушевили их, что, собственно, не скрывается, два важных момента: отказ Дональда Трампа встретиться с Владимиром Путиным, и победа на президентских выборах в Грузии Саломе Зурабишвили, которая в бытность свою главой грузинского МИД «обставила самого Лаврова» — российские базы покинули республику. О деталях этих «логик» будет сказано ниже.
Здесь же отметим, что Коммунистическая партия Армении, которая не мыслит безопасности республики без нахождения на ее территории российской военной базы, заявила о бойкоте парламентских выборов, поскольку они, во-первых, не обеспечивают равные стартовые условия для всех политических сил. Во-вторых, причиной бойкота коммунисты назвали осуждаемую ими деятельность в стране «антироссийских сил» и уголовные преследования компаний из РФ.
Надо думать, что компартия просто решила не позориться, потому как шансов пройти в парламент в имеющейся политической ситуации у нее нет. Но свою «веру» она не предает и даже физически за нее дерется. Ереван прежде не видел потасовок в День советизации Армении, а тут вот 29 ноября стал их свидетелем.
Коммунисты решили традиционно отметить милую их сердцу дату, когда части Красной Армии вошли в республику 98 лет назад. Но этот день не игнорировали и сторонники европейского курса. Как сообщают армянские СМИ, коммунистов, к которым присоединились представители Объединенной прогрессивной коммунистической партии и партии Социалистический путь, было больше, чем «европейцев». Они возложили цветы к памятнику революционера Шаумяна и мемориалу бойцам Красной Армии, но тут, в сопровождении полицейских, нагрянули сторонники европейской интеграции с плакатами-призывами вывода из Гюмри 102-й российской базы. Плакаты гласили, что «советики» не освободили, а оккупировали Армению. В общем, разницу между СССР и Россией они не провели и попытались толкнуть соответствующие речи. Коммунисты разгневались — произошла «потасовка». Полиция сумела разнять драчунов, однако для этого ей пришлось вызывать подкрепление. Коммунисты, однако, одержали верх — им удалось не подпустить к памятнику «европейцев», которые грозились его «закрыть». Тогда их идеологические противники двинулись в сторону российского посольства, дабы вручить ему ноту протеста в связи с «оккупацией» Армении. Но коммунисты вместе с полицейскими преградили им путь. В общем, «праздник» удался на славу — и впервые с мордобоем.
Но иные нынче времена. Во-первых, во главе республики уже не стоит «ставленник Кремля» Серж Саргсян или другой «пророссийский» политик. Президенту РФ, как считают многие в Ереване, приходится «поджимать губы и терпеть унижения» от президента США. В частности, Lragir пишет, что США воспринимают Россию «как страну третьего мира, у которой случайно оказалось ядерное оружие. … Путину сейчас указывают, что образ мачо, который когда-то действовал на западные умы, перестал работать. И главное — проект „Путин как собиратель земель русских“, закончился». Это подтверждают и Украина, и соседняя Грузия, в которой «после завершения президентских выборов вновь заявили о безоговорочном курсе на ЕС и НАТО, и новый президент Грузии Саломе Зурабишвили сказала, что будет говорить с Россией только при поддержке ЕС и США».
Собственно, Тбилиси никогда не скрывал своей внешнеполитической ориентации, и ничего нового Зурабишвили не сказала. Но Армения на Грузию не равнялась, а теперь, по понятным причинам, — стала. Помимо произошедшей революции, Армения вдохновилась еще и тем, что вывод российских войск из Грузии ассоциируется с именем дамы, которая теперь займет президентский пост. Так что же, она поделится опытом с соседней страной и окажет ей действенную поддержку? И тут есть одно серьезное «но». Как пишет армянское издание, Зурабишвили в интервью ВВС сделала «интересное замечание», сказав, что в 2004—2005 годах, когда она была министром ИД Грузии, Путин был «другим»: «Тогда нам удалось уговорить его вывести базы из Грузии».
Каков российский президент сейчас? По версии армянского издания — «уступающий», что «можно заметить по глухому ропоту в среде российской великодержавной элиты. В кругах, близких к спецслужбам и „дворянству“, говорят о „стареющем“ Путине, которого уже пора менять. Даже сравнения с Медведевым уже делаются не в пользу Путина». Прозвучал также вопрос: «Как при „новом“ Путине, которого Трамп заставляет глотать горькие пилюли, Россия будет относиться к новой Армении? … Не случайно тема денонсации русско-турецких договоров, определяющих границы Армении, стала актуальной в предвыборной кампании Армении. Не случайно беспокойство России по поводу того, кто войдет в парламент Армении, и будут ли новые силы требовать вывода российской базы из Армении».
Заметим, что все это пишется и говорится на полном серьезе. То есть если Путин действительно «изменился и ослаб», ситуация сложится, как считается, в пользу Армении, и база будет выведена. Что же касается требования «новых сил», они будут звучать все громче и громче, в отрыве от текущих политических реалий. Голоса «за» усилятся, если в парламент попадут представители партии «Сасна црер», ядром которой являются члены одноименной вооруженной группы, захватившей летом 2016 года полицейский полк в Ереване, что привело к гибели трех стражей порядка. После революции члены группы были выпущены на свободу и теперь намерены принять участие в парламентских выборах. В программе партии, среди прочего, значится полная ревизия региональной системы взаимоотношений, смена внешнеполитического курса Армении, и вообще «пересмотр» политической карты региона. В частности, партия ориентирована на признание недействительными Московского и Карского договоров от 1921 года, по которым Турции отошли Карский и Сурмалинский уезды, находившиеся в то время в составе Армении, а также Азербайджану была передана нынешняя Нахичеванская автономия. Более того, Нагорный Карабах, полагает «Сасна црер», должен быть присоединен к Армении.
Что же касается собственно России, еще недавно «Сасна црер» выступала за вывод ее базы с армянской территории, выход республики из всех постсоветских интеграционных проектов, запрещение вещания российских телеканалов в РА и т. д. На данном же этапе она предлагает выстраивать отношения с РФ в соответствии с принципами «равноправия и взаимного уважения». Расшифровка такой размытой формулировки может быть самой неожиданной, однако вряд ли устраивающей Москву. А вот стратегическое партнерство партия намерена развивать с Ираном и США. «Это как?» — поинтересуется, наверно, каждый. И вообще «Это как?» в армянской политике вопрос частый, ответа на который пока никто не дает.
Его можно задать и революционному исполняющему обязанности премьер-министра Николу Пашиняну, который после прекращения полномочий генсека ОДКБ от Армении (из-за заведенного на него на родине уголовного дела) не видел на этом посту никого, кроме опять же представителя от своей республики, и даже собирался «требовать разъяснений» с несогласных президентов Белоруссии и Казахстана. И тут вдруг перед самым саммитом ОДКБ и ЕАЭС, а также неформальной встречей лидеров государств СНГ, анонсированных на 6 декабря в Санкт-Петербурге (говорят, саммит военного блока может быть отменен), армянский лидер вдруг заговорил о том, что «должность генсека… отходит на второй план». И «что это меняет, если до 2020 года генсеком будет представитель Армении». «А это как?» — интересуются те, кого волнует данный вопрос. Но Пашинян ответствует: «Проблема гораздо шире: речь идет о наших обязательствах перед ОДКБ и обязательствах ОДКБ перед Арменией». Стоит заметить, что тенденция к непониманию обязательств сторон по отношению друг к другу действительно имеет место.
Но кто и почему стал «другим» в данном случае? Уж не Пашинян ли, делая априори непопулярные для поддерживающего его электората заявления? Путин «совсем другим» не станет — это с гарантией. А вот Пашинян — может, если, утвердившись в роли не революционного лидера, а фактически первого лица государства, сумеет адаптировать свои слова и действия к имеющимся геополитическим реалиям.
А пока он, наезжая на одни работающие в Армении российские компании, приваживает другие. В частности, из его же уст на днях прозвучало, что правительство подписало меморандум о сотрудничестве с российской компанией «Экотехпром» — объем ее инвестиций в республику составит порядка 340 миллионов долларов. На эти деньги российский бизнес построит промышленный комплекс — будет производить соду, стекло и техническую соль, обеспечив армян 1200 новыми рабочими местами. Отметим, что «Экотехпром» занята в химической промышленности, строительной индустрии, в сфере утилизации отходов.
В общем, после 6 декабря, а, скорее, после парламентских выборов в Армении будет известно, «изменился» ли кто, насколько сильно и в какую сторону. Может, Путин «подобреет», если Ереван поработает над «исправлением ошибок» по его лекалу? Но выводить базу из Армении он точно не станет. Разве что ситуация в республике радикально изменится, и он решит наказать ее выводом российских военных из Гюмри.
Андрей Николаев, Росбалт