Анатолий Гусев: Казахстанцы – это поющая нация с чистым звуком — ИНТЕРВЬЮ

Маэстро оперного пения, профессор, международный коуч Анатолий Гусев, чьи ученики поют в самых знаменитых театрах Европы, проводит вокальную подготовку с солистами «Астана Опера» в преддверии премьеры оперы Г. Доницетти «Любовный напиток».

— Вы основали школу оперного пения в Милане, преподаете академический вокал, дайте свою профессиональную оценку исполнительскому мастерству артистов «Астана Опера»?

— Об артистах «Астана Опера» могу сказать только самое хорошее. Сколько я помню себя, казахстанцы всегда были поющей нацией, с чистым звуком, с большой склонностью к умению воспринять другой язык – прекрасно петь на итальянском, французском языках. Достаточно вспомнить таких знаменитых артистов, как народную артистку СССР Бибигуль Тулегенову, народного артиста СССР Ермека Серкебаева, замечательного тенора Алибека Днишева – совершенно потрясающие исполнители. Поэтому в Казахстане прекрасные голоса, хорошая подготовка. Я счастлив работать в театре «Астана Опера», с вашими голосами, потому что они очень красивые. И так как мы имеем дело с оперой, которая родилась в Италии, солистам необходимо добросовестно учить итальянский язык.

— Как проходит подготовка к предстоящей премьере «Любовный напиток»?

— «Любовный напиток» Г. Донцетти – это буффонная двухактная опера, написанная в 1832 году к венецианскому карнавалу, композитор создал ее за 2 недели — очень короткое время, но несмотря на такой небольшой срок, получилась она гениальной. Музыка развлекательная с знаменитой по всему миру арией Una furtiva lagrima для тенора. Я уже отрепетировал с двумя составами, среди которых легкий лирический тенор Жан Тапин и Меир Байнеш, у меня пела Салтанат Ахметова, а также Айзада Капонова и Альфия Каримова. Совершенно потрясающий баритон, который, как я понимаю, будет исполнять свою партию в первом составе – это обладатель красивого мягкого голоса с очень интеллигентным отношением к звуку Талгат Мусабаев. Также мы поработали с молодым исполнителем Ержаном Саиповым, с эффектным плотным голосом. Евгений Чайников готовит партию афериста Дулькамара, который выдает за любовный напиток старое вино. Также мне очень понравился прекрасный голос вокалиста с интересной живописной внешностью — Шынгыс Расылхан. Кроме того, у вас замечательно подготовлен штат пианистов, солисты уже выучили свои роли, я доволен тем, что мы свели первый акт.

— Вы считаете, оперные певцы должны учиться всегда?

— Абсолютно с этим согласен, они действительно учатся всю свою жизнь.

— Анатолий Алексеевич, какие составляющие дают возможность артисту блистать на сцене?

— Всегда очень трудно ответить на этот вопрос. Безусловно, это наличие голоса, терпения к учебе, склонность к языкам, и не к английскому языку, а именно к романской группе языков – итальянский, французский, латынь. Умение играть на сцене, а также отсутствие боязни сцены и полный диапазон голоса.

— Поскольку наше интервью адресовано широкой аудитории, дайте свои советы начинающим певцам, что им нужно делать, чтобы стать частью высокого искусства?

— Учиться, учиться и учиться, изучать языки, найти хорошего педагога, слушать много музыки, но самое главное любить ее!

— Как Вы относитесь к современным постановкам, в которых пытаются «актуализировать» оперные сюжеты?

— Исключительно отрицательно. Потому что тот человек, который ставит итальянскую или французскую оперу должен быть в курсе, что в партитуре везде стоят ремарки композитора, которые говорят, что «дверь находится справа» или «дерево посередине», «храм слева». Я считаю, что можно поменять диспозицию на сцене, но при любых обстоятельствах должно сохраняться классическое отношение к классическому искусству. Потому что тогда, когда публика не подготовлена с точки зрения классического искусства, приходит в театр для того, чтобы получить удовольствие и вдруг видит, что в опере «Риголетто» Джузеппе Верди, вместо дворца герцога Мантуанского показывают бассейн, а в баре сидят женщины легкого поведения, то я категорически против этого. Опера – это элитарное искусство и на сцене должно быть красиво, логично и если что-то переделано, а в Европе переделывают очень часто, то все теряет смысл. Современные режиссеры должны понять, что им следует заниматься режиссурой, а не переделыванием того, что само по себе гениально.

— Интересно, что первое образование у Вас высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова. Как получилось, что морские дали Вы сменили на оперное искусство?

— Мой покойный отец — Алексей Гусев — прошел Великую Отечественную войну, работал в разведке, был награжден. И я поначалу, как все молодые парни, был помешан на флоте, кораблях, парусниках, пиратах, оружии, поэтому и пошел в военно-морское училище, но музыка перевесила. Папа всегда играл на рояле, а мама пела чудным колоратурным сопрано, поэтому в семье о музыке знали, просто этим делом не занимались так профессионально, как этим делом занялся я.

Напомним, что премьера комической оперы «Любовный напиток» пройдет на сцене «Астана Опера» 25 и 26 декабря.