Новая Эпоха представляет интервью с российским политологом Анаром Гасановым.
-Анар бей расскажите, пожалуйста, какова основная цель вашего визита в Азербайджан?
— Как вы знаете, 3 ноября на Филологическом факультете Российского университета дружбы народов была открыта аудитория азербайджанской литературы имени Н. Гянджеви, которая является местом проведения гуманитарно-образовательных проектов в сфере азербайджано-российских отношений. Основной целью визита является детальное обсуждение плана мероприятий в этой аудитории в 2023 году.
-Как на ваш взгляд выглядят российско-азербайджанские отношения? На какой они стадии?
— Азербайджано-российские отношения имеют два измерения: властное и общественное. На властном уровне наблюдается конструктивность. Достаточно ознакомится с риторикой официальных лиц России и Азербайджана. Но два других субъектов политики, а именно общество и СМИ устанавливают недружественную повестку.
И главная тема противоборства между обществами двух стран — Карабах. То, что во властных и лояльных к властям СМИ России и Азербайджана есть антироссийская и антиазербайджанская риторика, — это значит, что наши национальные интересы в карабахском вопросе не совпадают.
Российский подход, который полагает, что зафиксированный статус-кво надо обязательно сохранить, — главное препятствие для полного контроля Азербайджана над Карабахом. Это очень опасная позиция и она играет на руку заинтересованных сил в том, чтобы Азербайджан стал «Антироссией».
Ситуацию осложняет еще одно важное обстоятельство, а именно, и Азербайджан, и Россия опираются на «жесткую силу» взамен «мягкой силы». Значит, дипломатическими контактами вопрос решить будет невозможно. России целесообразно уступить.
В конце концов, Москва может и дальше играть ведущую роль на Кавказе, не применяя двойных стандартов в отношении территориальной целостности Азербайджана. Другими словами, и без Карабахского рычага Азербайджан будет ориентирован на Россию.
Но препятствуя Азербайджану в полном контроле над Карабахом, Россия в результате может ухудшить отношения с союзником. Надо согласиться с тем, что в отличие от Армении, у Азербайджана есть альтернативы и серьёзный тыл.
«Лачинское стояние» подтверждает то мнение, что Азербайджан времени президентства Алиева отличает беспрецедентный уровень независимости поведения. И эта политика не только по отношению к России, но и по отношению ко всем.
-Все мы наслышаны о работе лоббистов армянской стороны в российских Масс Медиа. Скажите, пожалуйста, могут ли они повлиять на мнение простых российских граждан в свою пользу, и против Азербайджана?
— Да, однозначно, представители армянской диаспоры в России пользуются своими ресурсами против Азербайджана и Турции. Но, должен сказать, что все обоюдно. Российское медиа пространство является местом баттлов для двух диаспор.
Дело в том, что армяне смотрятся сильнее по той причине, о чем я говорил выше: политика России в Карабахском вопросе совпадает с их претензиями. В этом преимущество политических оппонентов Азербайджана и диаспоры.
Но все могло и быть иначе. По идее Азербайджан и Россия в отличие от Армении не являются членами «демократического альянса» и скорее всего, между двумя странами есть больше точек соприкосновений, но проблема России в том, что ее история написано ни как история национального государства, а как история Российской империи — и это сильно влияет на позицию Москвы по карабахскому вопросу.
С другой стороны, негативный образ Азербайджана создают лидеры общественного мнения либеральных взглядов в рамках своей транснациональной борьбы. То есть, Азербайджан ни на хорошем счету российской оппозиции из-за либеральных взглядов, а официальная Москва препятствует Баку исходя из государственных интересов.
— Будет ли подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией? Когда, по-вашему, это может произойти?
— Нет, не думаю, что без физической демилитаризации Армения откажется от своих претензий. Сначала должна совершиться капитуляция безоговорочная, а потом уже можно заставить страну агрессора подписать мирный договор. Но, думаю, после потери контроля над Карабахом, а все к этому и идет, отношения между странами останутся напряженными.
Армения не откажется от Карабаха и препятствий Зангезурскому коридору. Нам следует понять, что в отношении Армении «доброе слово не работает » — и это уже аксиома.
Джамиля Чеботарёва