«Залог мощности диаспоральной организации в ее взаимодействии с посольством»
Сегодняшний гость «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» известный журналист, долго работавший в Москве собственным корреспондентом отечественного телевидения, кандидат филологических наук Анар Гасанов.
— Салам Анар!
— Салам Кавказ!
— Как профессиональный журналист, долгие годы проработавший в России, можете сравнивать сегодняшнее состояние СМИ этой страны с периодом 10-15-летней давности? Что и в какую сторону изменилось?
— Я бы сравнивал состояние российских СМИ до и после правления Владимира Путина. Журналистику в России конца 90-х. оценивают, как период «олигархического плюрализма». Он запомнился информационными разборками, которые ускорили и усугубили августовский кризис 1998 года и приводили к дискредитации правительства. А путинскую эпоху российской журналистики можно называть, как «откат от демократии». Во всех крупных СМИ усилился государственный контроль, или СМИ приобретали близкие Кремлю бизнесмены, или они входили в состав Медиа Групп, созданных ими. Информационная политика большинства федеральных каналов стали жестко контролироваться государством. В этот период мы «потеряли» такое телевидение, как НТВ. Хотя и есть такие примеры, как «Эхо Москвы», когда радиостанция принадлежит Газпрому, но она свободна в редакционной политике. Ну, это уже, как признал главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в интервью каналу Дождь, «на витрину для Запада». В целом сегодняшнее состояние российской журналистики можно описать тремя короткими предложениями, — сильно рос интерес к блогерской журналистике, фейсбук стал главным источником информации и наступает эпоха гибели печатной журналистики. Если 10 лет назад важной приметой стала бурная экспансия в Россию ведущих мировых брендов, как Conde Nast и именно тогда стала выходить русская версия делового журнала «Форбс», общественно-политического Newsweek, то сейчас я не могу привести ни одного удачного образца печатной журналистики. А телевидение стремительно теряет позиции из-за растущей популярности независимых блогеров и собственной профессиональной деградации.
— Положение армян в ведущих российских СМИ всем известно. Но как журналист, непосредственно имевший доступ в редакции многих российских СМИ, можете описать нам ситуацию изнутри? Ведь самые крупные медиа-активы в России принадлежат совершенно другим людям. В чем секрет такого предпочтения российских медиа-магнатов? Почему управление многими ведущими российские СМИ доверено представителям конкретной этнической группы?
— По поводу вопроса привилегий на счет армян в российских СМИ, могу сказать, что это не целенаправленная политика и за их удачами не стоит дирижерская палочка. На мой взгляд, количественное преимущество наших оппонентов в телешоу носит частный и ситуативный характер. Их стало в российских СМИ среди политологических кругов во время конфронтации с Турцией и отсюда вытекает вопрос, как по-Вашему, кому в России должны были дать команду «фас» в информационном противоборстве с Турцией??!! Ну не Орхану Джемалю или Рустаму Арифджанову же…
Причин их сравнительной успешности можно объяснить также социологическими процессами. В отличие от армян, мы – новая диаспора. Старожилов, то есть переселенцев до распада СССР среди них больше чем у нас. А в российском обществе успехом больше всего выделились в основном те, которые родились здесь, идентифицируют себя с Россией, а не страной предков. А это в основном старожилы, то есть первая волна иммигрантов, которая оказалась в России по ряду обстоятельств еще при СССР или в начале 90-х гг. Влияют также религиозные и исторические факторы, то есть армяне всегда использовались Россией в ближневосточных вопросах, а также в изучении Кавказа.
— В чем причина пассивности азербайджанской диаспоры? Почему наших мало в российских масс-медиа? Ну в сравнении с армянами имею в виду… Что можно сделать, чтобы увеличить вес и влияние Азербайджана в русскоязычном информационном пространстве? Это чья вина? Диаспорские организации пассивны, азербайджанские бизнесмены не рискуют приобретать медиа-активы, или… ну в чем проблема в общем? В чем наша проблема в этом вопросе и как можно ее решить?
— Правительство Азербайджана каждый год отправляет в зарубежные ВУЗы сотни студентов на обучение. В этой связи было бы целесообразно увеличить квоту студентам по специальности журналистика. Получается, опять надежда на государство, так как в этом вопросе не стоит полагаться на поддержку отдельных лиц из диаспоры. Хотя раньше наши состоятельные соотечественники, как Вагит Алекперов, Араз Агаларов, Тельман Исмаилов выступали в качестве меценатов каких-то образовательных программ. Но когда начали назначать во главу организаций, где они состояли инструкторов из Баку или дали руль бездарным людям, которые не харизмой, не талантом, практически ничем не имели права быть лицом организации, эти люди отошли от ВАК. Их уход из ВАК повлиял также на образовательные проекты. А кроме вышеуказанных олигархов я не вижу кого либо, кто будет ежегодно оплачивать учебу хотя бы десятерых соотечественников, а в дальнейшем помочь в их продвижении.
— Как мы знаем, после известного всем инцидента в пресс-центре МИД РФ вас уволили с работы и с этого момента вы практически перестали заниматься журналистской деятельностью и переквалифицировались? Не скучаете по любимой работе? Были предложения со стороны медиа-органов о сотрудничестве?
— Не сказал бы, что не занимаюсь журналистикой. В свободное время пишу статьи и репортажи на тему оккупационной политики Армении. Сотрудничаю с minval.az, moderator.az, выступаю в российских СМИ, однако в силу занятости не могу уделить достаточно времени любимому делу и часто отказываюсь от участия в качестве эксперта разным СМИ России. Я сегодня занимаю должность руководителя главного подразделения в группе строительных компаний и в этой связи отказываюсь от предложений. Есть и другие причины, — скорее всего, человеческий фактор.
— Если память мне не изменяет, в прошлом году во время нашей встречи в Баку вы сказали, что намерены продолжить свою научную деятельность в МГУ. Наблюдаются ли какие-то передвижения в этом направлении?
— Я выпускник журфака МГУ и защитил кандидатскую в своем альма-матере. Еще после защиты мне было предложено работать в Институте Этнологии и Антропологии РАН и РАГхиС. Но я тогда решил продолжить журналистскую деятельность. После увольнения было желание работать в сфере науки и сейчас есть, но пока выбор сделал в пользу бизнеса. Я человек категоричный, — должен отдаться полностью любимому делу или не берусь за него, так вот для ухода в науку у меня пока отсутствует времени.
— Что вы можете сказать по поводу закрытия Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК). Какое влияние оказало ликвидация данной организации на положение азербайджанцев в России? Есть ли в РФ такие азербайджанские организации, на базе которых можно было бы создать мощную, единую диаспору?
— Помните фрагмент с фильма «Шпионский мост», когда агента ведут в расстрел и на вопрос детектива, «будете молчать, ведь вас скоро казнить будут», он отвечает коротко: а это что-то изменит!? Так, вот о виновных ликвидации ВАК писали и представители соответствующих структур, и разные доносчики, а также именитые журналисты. И что? Кого-то наказали?? Нет, наоборот, опять видим попытки восстановить ВАК вокруг тех людей, которые также виновны в закрытии ВАК и утратили доверие диаспоры. Логику не понимаю. В период информационного противоборства нам нужны профессионалы, — не время сейчас набирать команду по хотению рефлексированных особ, если речь идет об интересах народа и государства. Я и раньше говорил, что в ликвидации ВАК виновных надо искать в коридорах посольства АР в РФ. В России многим известно, что мину замедленного действия для подрыва деятельности Всероссийского Азербайджанского Конгресса заложил именно посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы. С первых дней дипломатической деятельности посол из-за напряженных отношений с президентом ВАК академиком Мамедом Алиевым сделал самую сильную организацию аутсайдером вплоть до 28 декабря 2016 года. Ведь ВАК не был организацией, созданной с низов. Он был создан самим Гейдаром Алиевым и отмашки, мол, диаспора – это независимая структура и мы не вмешиваемся в их дела – вызывает лишь смех. Если так, то почему назначили руководителем данной организации гражданина Азербайджана? Положение ВАК, взаимодействие с ним входило в круг интересов официального Баку, а посол, если отвечает интересам Баку, а не Еревана, должен был взаимодействовать с организацией. Не взаимодействовал, игнорировал, враждовал, ставил подножки представителям организации, вел интриги и вот результат – ВАК ликвидирован!!!
Можно создавать мощную структуру, нужна поддержка самого президента Ильхама Алиева, как это делал Гейдар Алиев в 2000 году. Вообще в идеале вопрос может получить новый импульс после смены посла и тех диаспоральных функционеров», которые утратили доверие и просто являются помехой в деле консолидации.
Беседовал: Кавказ Омаров