Альфия Каримова: «Я мечтаю о партии Шамаханской царицы, где много роскоши, золота и …» — ИНТЕРВЬЮ

Интервью Novayaepoxa.Com с известной оперной певицей, заслуженной артисткой Башкортостана, ведущей солисткой театра «Астана Опера» (Казахстан), обладательницей роскошного сопрано Альфией Каримовой.

Альфия Каримова — лауреат многочисленных международных конкурсов. В числе ее наград — престижная премия «The Opera Ball Award» (номинация «Лучший женский голос»). Певица поет в театрах США, Италии, Канады, Нидерландов, Бельгии, Казахстана, России и участвует в международном фестивале «Оперные ночи» (Испания), работает в жюри международных конкурсов и ведет педагогическую деятельность.

— Альфия ханум, с чего началась Ваша музыкальная карьера? Кто и когда обнаружил у Вас вокальные данные?

— Изначально я хотела стать балериной. Мама поддержала меня, отвела в хореографическое училище. Педагоги посмотрели, оценили мои способности и дали положительный ответ. И вдруг я передумала, попросила маму отдать меня в музыкальную школу, где бы я могла заниматься фортепиано. Спустя семь лет окончила ее в качестве пианистки. Во время учебы участвовала в различных вокальных ансамблях, уже тогда я понимала, что мне нужно петь. Не думала, что уйду в оперное направление, но, когда по-настоящему влюбилась в этот вид искусства, то ничего другого мне не хотелось, теперь я в профессии 20 лет.

— Как семья отреагировала на Ваше желание стать оперной исполнительницей? Есть ли в Вашей семье творческие люди помимо Вас?

— Профессиональных музыкантов нет. Но моя мама – меломан, активно следит за театральными новинками. По специальности она филолог, в юности мечтала быть актрисой драматического театра и кино. Так сложилось, что кто-то из ее знакомых сказал ей, что для поступления на театральный факультет необходимо владение музыкальным инструментом. Конечно, это было не так, но мама поверила на слово. Что касается меня, то она очень хотела, чтобы я связала свою жизнь с искусством, хотя отец был против, потому что я училась в специализированной школе с языковым уклоном, изучала английский и французский языки. Он хотел, чтобы я стала переводчиком. В моей профессии очень пригодилось знание языков. Когда ты общаешься с зарубежными режиссерами, коллегами-певцами, необходимо владение хотя бы одним иностранным языком. Я постоянно работаю над улучшением итальянского, английского, французского языков.

— Где Вы получили образование? Насколько важно для оперного исполнителя постоянно совершенствовать свои навыки? В каких странах и городах Вы стажировались и почему выбрали именно их?

— Я – уроженка Уфы, поэтому базовое образование получила там: вначале была музыкальная школа, затем окончила Уфимское училище искусств по двум специальностям: «Сольное пение» (класс педагога Н.Г. Юсуповой) и «Хоровое дирижирование». На этом не стала останавливаться и поступила в Уфимскую государственную академию искусств на специальность «Вокальное искусство», в 2008 окончила аспирантуру УГАИ им. З. Исмагилова (класс Заслуженного деятеля искусств РФ и РБ, профессора М.Л. Муртазиной). Мне очень повезло с педагогами, я благодарна им за то, что они научили меня работать. В нашей профессии важно развиваться, учить новые партии, готовить концертные программы. Что касается повышения квалификации, то я каждый год езжу в Италию, работаю над партиями. В 2015 году я ездила в Пезаро на Россиниевский фестиваль, где мне посчастливилось работать с великим маэстро А. Дзедда. В прошлом году я спела партию Донны Анны в театре Карло Феличе (Италия) в опере В.А. Моцарта «Дон Жуан». Италия – это колыбель оперы, я убеждена, что работать над партиями нужно с носителями языка.

— Определенное время Вы выступали в Алматы, но затем стали ведущей солисткой театра «Астана Опера», как это произошло и почему? Вам нравится работать в Астане?

— В Алматы я работала по приглашению, почти 6 лет прожила там, спела весь репертуар. Мне всегда хотелось приехать в Астану. Астана – это моя любовь. Считаю большой удачей и счастьем, что здесь открылся наш театр «Астана Опера», мы стоим у его истоков. Люблю этот театр, город. Хотелось бы, чтобы также активно пополнялся репертуар. Радостно, когда билетов нет за 2-3 недели, хочется, чтобы всегда были аншлаги.

— Как бы Вы оценили развитие оперного искусства в Казахстане?

— Отмечу, что в Казахстане открываются новые театры, имею в виду не только «Астана Опера», но и новый театр в Шымкенте, продолжает жить и процветать театр имени Абая. Тот факт, что появляются новые площадки, говорит о том, что высокое искусство востребовано. Надеюсь, что молодое поколение оперных артистов будет достойным. Я занимаюсь преподавательской деятельностью в Казахском национальном университете искусств, где мы с коллегами обучаем молодое поколение, студенты готовятся стать артистами театров и филармоний. Абитуриенты с удовольствием поступают на кафедру классического вокала, это еще раз подтверждает, что оперное искусство Казахстана активно развивается.

— Поступают ли Вам предложения петь в других театрах?

— Безусловно! Выступления на других площадках всегда дает артисту опыт, стимул развиваться. Практически ни от чего не отказываюсь: гастроли в страны ближнего зарубежья, в Европе, Азии, – с большой радостью соглашаюсь поработать где-то еще. Раз приглашают, значит, ты востребован, а когда хотят, любят и платят, нужно ехать, я узнавала…

— Вы бывали в Баку? Вам поступали предложения выступить в Азербайджане?

— Никогда не была в Баку, но наслышана об оперном театре. Мои друзья говорят, что он отстроен в колоратурном стиле: все в золоте, роскошно. С удовольствием бы выступила у вас.

— Расскажите про Ваше выступление в знаменитом американском концертном зале Карнеги-холл. Как встретила Вас нью-йоркская публика? Что значит для Вас выступление на одной из самых престижных музыкальных сцен мира?

— Выступление состоялось в рамках Мирового турне театра «Астана Опера», не только на сцене Карнеги-холла, но и в Сони-центре (Канада), Опера Бастилия (Париж), в оперном театре Антверпена, в концертном зале De Doelin в Роттердаме. Это было очень мощное заявление о нашем молодом, амбициозном театре «Астана Опера». Выступление на престижнейших сценах мира всегда льстит, дает стимул стать лучше, заниматься и быть в форме. Кроме всего, поездка укрепила командный дух. Это были достаточно утомительные гастроли: перелет через океан, мы ехали практически всю ночь из Нью-Йорка в Торонто, смена часовых поясов. Но наша безграничная любовь к искусству побеждает все, для каждого солиста этот тур был событием. Что касается публики, то она встретила нас очень тепло. На всех вечерах и в Карнеги-холл, и в De Doelin (это залы-трехтысячники) были аншлаги, публика принимала нас восторженно. Мы представили не только классику, но и эксклюзив – казахскую музыку. Это вызвало большой интерес, тем более, в этих странах есть наши соотечественники, которые подходили после концертов и выражали нам свою благодарность.

— Альфия ханум, Вы выступали в самых разных странах мира. Выступление в какой стране запомнилось Вам особенно? В каком государстве, по-Вашему, к оперному искусству относятся как-то по-особенному?

— Очень много было различных поездок. Запомнилась Италия, где люди на спектакль приходят с клавирами. Есть зрители, которые выкупают ложу на весь год и приходят к определенной арии, к определенной ноте. Но, тем не менее, особенно мне запомнились гастроли в Таиланде: с Башкирским театром мы выступали в спектакле «Волшебная флейта» В.А. Моцарта в рамках фестиваля, который проходил в Бангкоке. Один из вечеров посетила принцесса Таиланда, мы заранее готовились к ее приезду: нас учили, как нужно кланяться, в какой последовательности, как нужно принимать цветы. Это был незабываемый опыт.

— Расскажите про получение престижной премии «The Opera Ball Award» (номинация «Лучший женский голос»). Насколько важным стало для Вас это событие?

— Это вокальный конкурс. Нас было шесть финалистов из разных уголков мира. Особенностью этого конкурса было то, что он проводился в рамках Оперного бала, членами жюри были директора таких театров, как Парижская опера, Венская опера, Арена ди Верона и ГТОБ им. Абая. Было красиво – бал дебютантов, красная дорожка, в качестве ведущих – Гедиминас Таранда и мисс Вселенная 2015 года. Для меня это было очень важное событие, потому что этим конкурсом я закрыла свою конкурсную карьеру.

— Вы неоднократно подчеркивали, что выступление на родной сцене имеет для Вас особое значение…

— Да, конечно, я очень люблю «Астана Опера», все, что здесь происходит. Выступала во всех залах этого театра – Большой зал, Камерный, Мраморный, Зал-Барокко. Мне очень легко и удобно работать здесь. Ни от чего не отказываюсь, считаю, что всегда можно прийти к консенсусу. Даже, когда я работаю с режиссерами или с дирижерами, всегда можно предложить свой вариант. Мне никогда не говорили – «будет так и никак по-другому». Партия рождается в дискуссиях, в работе.

— У Вас есть любимые партии? Если да, то, какие и почему именно они?

— Все мои героини – любимые, это и Джильда из «Риголетто», Виолетта из «Травиаты», Лючияди Ламмермур из «Лючияди Ламмермур», Маргарита из «Фауста», Лейла из «Искателей жемчуга», донна Анна из «Дон Жуана»… их очень много.

— Какую партию Вам бы хотелось спеть в будущем?

— Шамаханскую царицу. Мне очень нравится эта партия, мечтаю о ней. Очень красивый спектакль, где много роскоши, золота, потрясающие костюмы.

— Остались ли страны, где бы Вам хотелось выступить?

— Да, и их не мало. Я бы очень хотела выступить в Японии, мечтаю побывать в странах Латинской Америки, в Австралии.

— Что для Вас оперное искусство – любимая работа или нечто большее?

— Это моя жизнь. Даже если я не в театре, не занимаюсь, не пою, все равно я нахожусь в поисках репертуара, слушаю какие-то записи, ищу ноты, шью платья, делаю фотосессии, клипы, общаюсь с журналистами.

— Вы находитесь в прекрасной форме. Как Вам удается поддерживать свой внешний облик в идеальном состоянии?

— Спасибо! Я стремлюсь к идеалу, четыре года назад я пришла к тому, что мне нужен спорт. Для себя я выбрала несколько направлений – хожу на фитнесс (мои занятия фитнессом включают в себя силовые упражнения), йогу, танцы, пару месяцев назад я начала ходить на кросс файт – это занятие, в которое входят элементы бокса, каратэ, кикбоксинга и тайского бокса. Совершенно дивные ощущения после кардионагрузок, после занятий спортом понимаешь, что этот день прожит не напрасно.

— Хобби и увлечения? Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

— Ежегодно езжу на море, стараюсь не отказывать себе в этом удовольствии. Еще я работаю мамой, поэтому свободное время стараюсь проводить с сыном. Сейчас у нас ответственный год – мы готовимся к школе.

— Не поделитесь планами на будущее?

— Работать, всегда нужно стремиться к самосовершенствованию, у меня много предложений, которые необходимо реализовать.

— Альфия ханум, спасибо Вам большое за интересную беседу. Мы желаем Вам удачи, творческих успехов и выступлений на самых престижных музыкальных сценах мира.

— Спасибо!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com