Алексей Фененко: «У США есть только стратегические интересы»

Об итогах промежуточных выборах в США и как они будут влиять на внешнюю политику Вашингтона, рассказал Novayaepoxa.Com российский эксперт Алексей Фененко.

— В США состоялись промежуточные выборы. Как вы оцениваете итоги данных выборов и насколько позиции Трампа усилились или ослабли?

— Главный итог выборов в США — демократам не удалось взять реванш за поражение 2016 года. Контроль над Конгрессом им получить не удалось. Если бы удалось, то, возможно, они попробовали бы организовать импичмент президенту Трампу. Однако теперь такая перспектива стала нереалистичной. Внешне как будто бы ничья, но на самом деле — ничья сильно в пользу Трампа.

За этим скрывается более серьезная проблема: у демократов за год до начала президентской кампании нет ярких лидеров. Сегодня трудно сказать, кого в начале 2020 г, они смогут противопоставить Д. Трампу на выборах. (Хиллари Клинтон, — политик в возрасте 71 года, проигравшая выборы, вряд ли может смотреться серьезно). Голоса, поданные за Демократическую партию — это голоса за партию, а не за конкретных политиков. Времени на подъем и «раскрутку» предполагаемых соперников Трампа остается все меньше.

— Как эти выборы в целом будут влиять на внешнюю политику США в отношении с Россией, Ираном и рядом государств?

— Мы традиционно преувеличиваем значение выборов в США на их внешнюю политику. На самом деле все администрации после 1989 г. проводят примерно один и тот же курс. Сильно ли отличается политика Трампа в отношении России от политики Обамы или Буша-младшего? Мы выучили мантру, что «Трамп хочет хороших отношений с Россией», но сделал ли он хоть что-то для этого?

Станционная борьба продолжается, как продолжается и начавшийся еще при Буше-младшем отказ США от договоров по ограничению и сокращению вооружений. Концепция «сдерживания Китая» была сформулирована отнюдь не Трампом, а администрацией Обамы в 2010 году. Впрочем, и Обама в данном случае пользовался идеями администрации Клинтона 1994 года. В отношении Ирана и администрация Обамы не скрывала, что Венские соглашения 2015 г. будут соблюдаться до тех пор, пока Тегеран будет выполнять определенные условия.

Не вижу, чем политика республиканцев так уж сильно отличается от политики демократов. На самом деле у США есть стратегические интересы, и они их выполняют, независимо от партийной принадлежности. Зато Трамп может воспользоваться результатами выборов. Его стиль — игра в «доброго и злого полицейского». Он с высокой долей вероятности будет слать Москве и Пекину сигналы: «Договаривайтесь со мной, или придут недоговороспособные демократы…»

— Как известно сейчас США ведет торговую войну с ЕС и Китаем. Как на ваш взгляд к чему приведет эта война?

— Революционность торговой политики Трампа трудно переоценить. Со времен Второй мировой войны США выступали главным сторонником режима свободной торговли. Еще в 1947 году при определяющей роли США было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), призванное утверждать этот режим в мировом масштабе. (В 1995 году ГАТТ был преобразован в ВТО). В середине 1970-х США в рамках Ямайских соглашений добились введения плавающих валютных курсов, что сформировало глобальный рынок движения капиталов Forex. Теперь сами США начинают пересматривать режим свободной торговли. Действия администрации Трампа объективно ведут к сокращению объемов мировой торговли.

Во-первых, они заставляют другие страны вводить протекционистские меры для защиты национальных производителей. Во-вторых, они провоцируют страны – жертвы американских санкций принимать ответные меры против поставок американских товаров. В-третьих, они побуждают другие государства создавать собственные экономические объединения, основанные не на долларовых расчетах. Но такой подход означает серьезный пересмотр глобализационного проекта. Ведь стержнем глобализации выступал именно режим свободной торговли и тесно связанный с ним режим свободного передвижения капитала. Если мысленно убрать его, то глобализация мгновенно лишится своей материально-технической базы.

Восстановление таможенных границ автоматически повлечет за собой восстановление полноценных систем пограничного контроля, а они ограничат свободу передвижения капиталов, товаров и рабочей силы. Приоритет будет неизбежно отдан не созданию «инвестиционного климата», а развитию национальных экономических комплексов. Глобализация будет естественно заменяться миром национально ориентированных экономик.

Анар Гусейнов