Алексей Фененко: «Саммит G20 ещё раз показал глубину деградации российско-американских отношений»

Об итогах саммита G20, встречи Трампа с лидером Китая, а об отношениях России и Саудовской Аравии, а также и торговой война США со странами мира, рассказал Novayaepoxa.Com российский эксперт по международным отношениям Алексей Фененко.

— Как вы оцениваете итоги этой встречи Трампа с главой Китая? К чему стороны пришли?

— Встреча президентов Путина и Трампа завершилась неудачно. В принципе история саммита в Буэнос-Айресе продемонстрировала глубину деградации российско-американских отношений. Стороны не обсуждают повестку встречи — они обсуждают, состоится ли встреча вообще. СМИ волнуются не о том, будет или не будет встреча — они волнуются о том, состоится ли она в принципе. И это уже не спор об официальной встрече двух президентов — это спор о возможности хотя бы на ходу провести какой-то диалог. Но, похоже, что стороны не желают осуществлять даже его. Такой разрыв коммуникаций обычно предшествует крупным военно-политическим кризисам. (Напомню для сравнения, что после Боснийского кризиса 1908 г. императоры Николай II и Вильгельм II почти полностью свернули личные контакты, хотя до этого сохраняли теплые личные отношения).

— Путин и кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман слишком тепло поздоровались на саммите. Как можно понять отношения Саудовской Аравии и России?

— Россия предпринимала несколько попыток сблизиться с Саудовской Аравией, самая масштабная из которых была не сейчас, а в 2007 году. Москва преследовала две цели. Первая: наладить диалог с Саудовской Аравией по нефтяным ценам. Вторая: сбалансировать политику Эр-Рияда, сделав ее менее ориентированной на Вашингтон. Как видим, обе эти попытки оказались неудачными. Саудовская Аравия остается жестким оппонентом Российской операции в Сирии и враждебной «Астанинскому формату».

Ну а дипломатический этикет в международных отношениях никто не отменял. Но главное: я бы не назвал Саудовскую Аравию изгоем, это заблуждение. Для США контроль над Саудовской Аравией выступает опорой присутствия на Ближнем Востоке и рычагом для регулирования мировых цен на нефть. Фактически, Саудовская Аравия для американцев эквивалента той роли, какую играла Индия для Великобритании в XIX веке.

США никогда не окажутся от поддержки королевского дома Саудов: для них это будет концом присутствия в ключевом нефтегазоносном регионе планеты и в стратегическом центре Восточного полушария. Мелкие ссоры (какие были у англичан с индийскими раджами) — сколько угодно, но по существу американцы сами оттуда не уйдут.

— Сегодня ни для кого не секрет о конфликте между ЕС и США. Можно ли сказать, что Трамп пытается поменять правила игры международных экономических отношений?

— Трамп в самом деле осуществляет серьезный поворот в американской политике, задуманный, кстати, при администрации Джорджа Буша-младшего. Впервые с 1943 г. США пересматривают принцип свободной торговли, которые служили опорой их экономического влияния. Д. Трамп рассчитывает, что введение системы таможенных барьеров приведёт к экономическим уступкам со стороны Китая и Евросоюза.

Но эффект может быть обратным: мир просто постепенно вернётся к системе таможенных тарифов и протекционизма, характерного для первый половине прошлого века. Однако пока говорить о конфликте США и Евросоюза преждевременно. Конечно, в Евросоюзе есть недовольство политикой Белого дома. Но страны Евросоюза контролируются США через механизм НАТО на их территории есть американское военное присутствие что делает их зависимыми от Вашингтона.

К тому же Евросоюз переживает серьезный внутренний кризис из-за выхода Великобритании, и неизвестно будет ли Лондон последним в этом списке. Пока Вашингтон разговаривает с ЕС с позиции силы, а Евросоюз ищет пути к мягкому сдерживанию его силы. Это напоминает средневековые «лиги вассалов», которые мечтают хоть как-нибудь повлиять на излишне сильного сеньора.

Анар Гусейнов