В Словенской национальной опере с 25 мая по 10 июня с большим успехом прошли премьерные спектакли оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
Как сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе казахстанского театра «Астана Опера», осуществил постановку главный дирижер театра «Астана Опера» Алан Бурибаев.
— Алан Аскарович, Вы уже работали над «Онегиным» в Большом театре и в «Астана Опера». В следующем сезоне Вам предстоит работа над этой оперой в Хельсинки, в Финской национальной опере. Какие особенные черты несет эта новая постановка в Любляне?
— Вы знаете, поразительно, каждый раз меня не покидает ощущение свежести и многогранности этого произведения, и то, что всегда оно удивляет чем-то совершенно новым, казалось бы, в таком произведении, которое я знаю наизусть. После интереснейших постановок, которыми я дирижировал, знаковых режиссеров Чернякова или Ливермора, мне было интересно, какой взгляд на это произведение у известного европейского режиссера Винко Медерндорфера, поставившего этот спектакль. Он международный кинорежиссер, чьи фильмы демонстрируются на Каннском и Венецианском кинофестивалях, на Берлинале, на фестивалях Монреаля, Монпелье и других, получают награды. Кроме того, он драматург, автор 9 романов и 24 пьес. Его книги печатались на разных языках мира. Его прочтение «Онегина» одно из самых драматичных, которые я видел. Для него это произведение полно самых сильных страстей, чуть ли не сводящих с ума главных героев. В то же время я много работал над тем, чтобы все подтексты и нюансировка в интонациях передавалась как можно яснее. Артисты с интересом шли навстречу, хор много двигался и танцевал, в оркестре я старался выявить как можно больше красок в этой волшебной партитуре. Украсил спектакль и балет, хореография Росаны Хрибар. Интересно ее решение популярного полонеза из третьего акта, в котором хореографически рассказывается вся предыстория Евгения Онегина.
— Вы не в первый раз дирижируете в Словении, до этого Вы там исполняли симфоническую музыку?
— Да, впервые в Любляне я дирижировал еще совсем молодым человеком. Хорошо помню свой дебют с «Музыкой королевских фейерверков» Генделя с прекрасным Словенским филармоническим оркестром. В последующие годы дирижировал в филармонии, а в оперном театре сейчас дебютировал с «Онегиным». Любляна – интересное место, по-моему, просто рай для человека, занимающегося искусством. Оно здесь на каждом шагу. В двух шагах от оперы – два музея: современного искусства и классической живописи. Центр города пересекает улица имени Бетховена, связанного с филармонией, которая здесь существует с 1701 года, а по дороге в театр я всегда прохожу и мысленно здороваюсь с памятником Густава Малера, глядящего на реку. Малер работал некоторое время в Любляне, и словенцы бережно чтут его память. Кстати, Малер дирижировал спектаклем «Евгений Онегин», на котором присутствовал сам Чайковский, и Петр Ильич назвал его тогда гениальным. Мне было очень приятно, что мой профессор дирижирования, маэстро Урош Лайовиц, под чьим руководством я окончил Венский университет музыки и сценического искусства, пришел ко мне на премьеру. Он выразил одобрение моей работой и подарил мне свою новую книгу, посвященную знакам артикуляции в симфониях Бетховена. Это крайне специфическое чтение, но я читаю взахлеб, как детектив Конан Дойля.
— Очень интересно, а какие планы у Вас на ближайшее время?
— Через неделю я буду дирижировать в Астане. После работы заграницей, всегда очень тянет на Родину, к семье, и конечно, жду работы с коллегами. 16 и 17 июня мой любимый спектакль «Дон Карлос» Верди, а 12 и 13 июля не менее любимая «Турандот» Пуччини. Кроме того, будем закрывать юбилейный сезон «Астана Опера» грандиозным симфоническим концертом 16 июля, где впервые сыграем Симфоническую сюиту из нашей замечательной казахской национальной оперы «Курмангазы» Ахмета и Газизы Жубановых. Также с виолончелисткой с мировым именем Цзин Чжао исполним на этом вечере виолончельный концерт Антонина Дворжака. Мы с ней ранее гастролировали вместе в Японии, и я рад, что она приняла приглашение выступить в Астане. А завершим концерт и юбилейный театральный сезон грандиозной Первой симфонией Малера «Титан». Мы уже играли его Вторую, Пятую и Восьмую симфонии, и после этого совершенно логично исполнить сверхоригинальную Первую, узнать «с чего же все началось». Приглашаю всех желающих!