Айсель Амирова: «Это очень актуальная тема не только для Средней Азии, но и Азербайджана» — ИНТЕРВЬЮ
Недавно азербайджанская художница Айсель Амирова приняла участие в программе CEC ARTS LINK, в рамках которой она побывала в столице Таджикистана, городе Душанбе, где после двух недель плодотворной работы представила на суд зрителей свой проект – фотовыставка и презентация, посвященные теме женщин «За каждым именем своя душа, своя судьба…». Мероприятие прошло в Ресурсном Центре «Душанбе Арт Граунд». Куратор: Штефан Русу.
Айсель Амирова родилась в 1991 году в городе Баку в семье художников третьего поколения. Учась в Университете Культуры и Искусств на факультете графического дизайна, Айсель параллельно поступила в Королевскую школу традиционного искусства в Баку, где изучала технику батика и керамику. С детства занималась живописью, позже начала заниматься фотографией и поэзией. Выставляется и участвует в различных международных проектах.
Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с Айсель Амировой, которая рассказала, почему она выбрала именно Таджикистан, чем ее привлекла тема разведенных женщин и что общего между азербайджанским и таджикским народами. Этими впечатлениями она поделилась на основе двухнедельных наблюдений и тесного контакта с местными жителями.
— Айсель, расскажите о программе, в которой Вам довелось принять участие?
— В этом году я стала участницей резиденции в рамках программы Платформа АртПроспект. Проект был поддержан CEC ARTS LINK. В качестве организатора выступила неправительственная организация «Душанбе Арт Граунд»/«Санъати Муосир», созданная в 2012 г. в Душанбе, миссия которой заключается в продвижении и развитии практик современного искусства в Таджикистане. Организация стремится пересмотреть роль художника в современном обществе и переосмыслить функции художника от простого производителя в вовлечённого исследователя и критика.
Это очень хорошая возможность для молодых художников, фотографов и других творческих личностей проявить себя, раскрыть потенциал, реализовать свои идеи и поделиться своим видением на актуальные процессы, происходящие в мире и в обществе.
— Как получилось, что объектом Вашего изучения стала столица Таджикистана город Душанбе?
— Дело в том, что проект АртПроспект в этом году проводился в странах СНГ. При заполнении анкеты и подачи заявки у меня была возможность выбрать три страны. Свой выбор я целенаправленно остановила на Средней Азии, так как уже давно хотела побывать в этих восточных странах. Таким образом, объектом моего изучения стал Таджикистан. Я подготовила и представила своей проект, который был одобрен организаторами. Мне очень приятно представлять свою страну, участвуя в столь интересных программах, реализовывая свои проекты.
— Почему объектом съемок Вы выбрали именно женщин? Чем Вас привлекла эта тема?
— Перед тем, как отправиться в Таджикистан я думала, какую тему мне выбрать. Вначале я взяла тему «Великого шелкового пути», решив сделать инсталляцию. Однако после раздумий я пришла к своей старой теме перевернутого сознания. Это должно было быть видео и элементы в формате «gif», но оказавшись в Душанбе, я познакомилась с новыми интересными людьми, гостеприимными семьями и стала больше обращать внимание на ситуацию женщин, которые остались с детьми без мужей, при этом не сдались, а стали только сильнее. У некоторых из этих женщин матерей-одиночек мужья уехали на заработки в Россию или в США, но так и не вернулись. Другие жены на тот момент были на стадии развода, который проходил странным образом – на основе трех смс сообщений, что означало развод.
Для съемок я также хотела встретиться с семьей, которой присуще существование гарема. Одна из жен согласилась на съемку, но муж не дал согласия, так как в Таджикистане многоженство карается законом.
Толчком к интересу этой темы послужило именно то, насколько сильна каждая оставшаяся без мужа женщина, несмотря на недуги и трудности, которые им пришлось пройти. На самом деле меня давно привлекала эта тема, но реализовать ее никак не удавалось. Однако данная программа помогла мне реализовать давнюю задумку, ведь это очень актуальная тема не только для обществ стран Средней Азии, но и для Азербайджана, где по сей день продолжают господствовать определенные стереотипы в отношении разведенных женщин.
На протяжении двух недель, благодаря походам в гости, знакомясь с новыми семьями, людьми, судьбами, я невольно задумалась о данной теме, которая очень схожа с историей многих азербайджанских женщин. Эта тема, к сожалению, будет всегда актуальной. Я решила затронуть ее именно с точки зрения сильных женщин, которые нашли в себе силы жить дальше, несмотря ни на что, идя наперекор обществу и существующим стереотипам.
За каждым горящим светом в доме — своя история; за каждым именем — своя судьба; за каждым человеком — своя жизнь. Мы часто живем во власти привычных понятий, служащих нам защитной броней, не замечая, что отгораживаемся от реальности, часто переиначивая ее на удобный для себя лад.
«Женщины с трудной судьбой»… Что нам чаще всего приходит в голову, когда мы слышим это выражение? Перед глазами встает женский облик, с грустными глазами, взглядом, полным тоски, готовый сделать отчаянный шаг… И тем не менее, очень сильный образ, несущий на себе все бремя тяжести, невзгод и обид, причиненных с раннего детства, с того момента, когда родившись не мальчиком, уже становишься нежеланной в этом жестоком мире… Эмоциональные и эксцентричные, рассудительные или бесцеремонные, у женщин была и есть своя правда, которая помогает сохранять наш мир в равновесии. Безусловно, каждая может рассказать свою историю, полную неожиданных приключений и испытаний.
Так ли все это просто на самом деле? В этом мне поможет разобраться моя камера, направленная, как взор в глубину этих женских сердец, которых по праву можно назвать «сильными женщинами»…
— Вообще, какие впечатления на Вас произвел Таджикистан? Чем, по-Вашему, схожи наши народы в плане менталитета, повседневной жизни, культуры, ценностей, проблем, существования стереотипов в обществе и так далее?
— Менталитет, ценности, стереотипы — нам никуда от этого не убежать. С одной стороны, это хорошо, с другой — плохо. Что касается религии, то по моим наблюдениям, религиозных людей в Таджикистане больше, чем у нас в стране (во всяком случае, в Баку). Ношение хиджабов и платков также карается законом.
Жаль, что мне довелось пробыть в Душанбе не так долго, всего две недели, иначе я обязательно покорила бы горы (улыбается), но туда слишком долго ехать и за один день все это посмотреть невозможно. Душанбе мне понравился, понравились надписи на лавках, там еще присутствовал дух постсоветского времени (тот запах 90-ых).
Несмотря на то, что мы живем в современном мире, я очень ценю, что у них сохранились идентичные традиции гостеприимства, ценностей, отношений в семье. Что произвело на меня впечатление, так это то, что в семье дети к родителям, а также родители между собой обращаются с уважением друг к другу на «Вы». Это могут быть близкие друзья, люди уважающие друг друга.
— Кто помогал Вам изучать Душанбе? Кто выступил в качестве гида, и как его помощь помогла Вам лучше изучить местное общество и существующие нравы?
— Я очень благодарна Джамшеду Холикову — руководителю резиденции АРТ ПРОСПЕКТ, за то, что он познакомил меня с замечательными местными жителями, фотографами — Бахриддином Исамутдиновым и Алишером Примкуловым, которые сообща помогли мне реализовать данный проект. С их помощью я познакомилась с нравами, культурой и традициями этой страны. Спасибо друзьям, живущим в Душанбе и местным жителям. Я также хочу поблагодарить всех тех, кто позаботился о моём удобном и комфортном пребывании в Душанбе.
— Расскажите про представителя Кыргызстана, чем он занимался?
— Гамал Боконбаев, представитель Кыргызстана, замечательный позитивный человек, затронувший тему «махалля» (квартал). Он изучает проблемы постсоветской архитектуры и постсоветский жилой квартал на протяжении многих лет.
Исследуя жилые кварталы центральной части города, как наиболее типичные для понятия постсоветского пространства, собирая примеры неформальных инициатив самих жителей города, Гамал представил свой проект в виде презентации «махалля чехов» в виде визуального и картографического исследования кварталов района Шах Мансур. Он также продемонстрировал свое видео-интервью с Гафуром Шерматовым, знатоком истории Душанбе, патриотом города. Надеюсь, в сентябре встретиться с этим интересным человеком, но уже в Кыргызстане.
— Как прошло открытие выставки?
— Моя фотовыставка была разделена на разные тематические серии. По некоторым техническим причинам мне не удалось рассказать посетителям о себе и своих работах. Однако думаю, жителям и гостям Душанбе понравился сам вернисаж. На мероприятии я познакомилась с новыми фотографами, начинающими режиссерами и другими творческими людьми.
Как я отметила выше, фотовыставка была разделена на три серии: «Фрагменты Таджикистана» (концептуальная фотография); две серии документальной съемки о жизни двух женщин Сабохат и Зульфии; портреты лакайских женщин. Лакайцы — это древняя узбекская народность, проживающая в Таджикистане. Их женщины из поколения в поколение передают умение вышивать. Данное ремесло называется «Лакайская вышивка». У лакайцев своя уникальная вышивка и узоры. Самый распространенный – Илгичи, узоры пятиугольной или квадратной формы. Часто встречается и изображение цветка. Когда лакаец приводит в дом невесту, она приносит с собой приданное – одежду, матрацы, постельное белье, покрытые вышивкой, которую старшие женщины в семье начинают делать сразу после рождения девочки.
— Айсель, спасибо большое за интересную содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, чтобы в ближайшем будущем Вы смогли реализовать свои проекты.
— Спасибо!
Фотографии предоставлены Айсель Амировой
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com